Коротко: В рейтинге Forbes создатель торговой марки «Глория Джинс» и сети одноименных магазинов Владимир Мельников с состоянием, оцениваемом в 450 млн. долларов США (по итогам 2015 года), занимает 178 место, а его компания – самый крупный российский ретейлер, лидирующий по ключевым показателям и эффективности бизнеса в сфере одежды.

Подробно

Его называют самым ярким ростовским предпринимателем, человеком неоднозначных взглядов и поступков. Владимир Владимирович Мельников богат, эксцентричен, глубоко религиозен. Он носит только два бренда: Armani и Gloria Jeans, не завязывает шнурки на ботинках, не расстается с калькулятором, помогает людям, любит деньги и свободу.

В отличие от многих других известных предпринимателей, создавших свое дело с нуля (например, Олега Тинькова, Владимира Довганя), сменивших много разных бизнесов, он остается верен «джинсовому делу» вот уже без малого 30 лет. Когда журналисты спрашивают его: почему джинсы, а не нефть, газ или финансы, он совершенно серьезно отвечает: «Потому что джинсы – это свобода».

Начало начал

Кто он – владелец торговой марки, узнаваемость которой составляет более 95% среди россиян – Владимир Владимирович Мельников? Биография и жизнь его настолько терниста и насыщенна, что вызывает неподдельный интерес.

Родился он в 1948 году. Рано лишившись родителей, всего добивался сам. Не доучившись в школе, в 14 лет пошел работать на завод. Позже, купив аттестат об окончании средней школы, поступил в институт. Где он брал деньги?

С подросткового возраста занимался фарцовкой (так в СССР называлась незаконная перепродажа дефицитных товаров), а позже незаконной перепродажей валюты. За эти занятия тогда сажали в тюрьму. Мельникову не удалось избежать заключения. В 1969 году ему дали пять лет общего режима. Это была первая «ходка». Всего он сидел в тюрьме трижды, проведя там, в общей сложности, 10 лет. Однако, это не помешало создать грандиозную бизнес-империю, а, напротив, закалило его.

Развитие бизнеса

История создания бизнеса берет свое начало в далеком 1988 году – Мельников вместе со своей женой организовали первый в СССР легальный швейный кооператив «Глория» в городе Ростове, специализирующийся на пошиве символа свободы и «американской мечты» – джинсов.

До этого джинсы шили нелегально в подвале из, отдаленно напоминающей деним, ткани, натирали камнями для придания модной потертости, а дома у будущего короля одежной империи символически стояла швейная машинка.

В 1989 году, намереваясь купить оборудование за границей для своего кооператива, Мельников пытался вывезти доллары, за это его снова арестовали и посадили. За то время, что он находился за решеткой, бизнесом руководила его жена – Людмила Леонидовна Мельникова.

 Мельников признается, что плакал в зале советского суда, не понимая, за что его судят. Он считает, что капитализм – это самый правильный режим, так как все только тратят деньги, а капиталисты их приумножают.

В 1991 году был открыт первый партнерский магазин компании, в 1994 году приобретена фабрика в Батайске, в 1995 куплена фабрика в Новошахтинске. Число производимых изделий увеличилось до 500 тыс. В 1996 году открылись представительства в крупных городах: Новосибирске, Екатеринбурге, Москве и других.

За десять лет компания, организованная Мельниковым, стала самым крупным в России производителем одежды для детей и подростков.

По данным Росстата за 1999 год – «Глория Джинс» – была абсолютным лидером на рынке детской одежды страны. Ей принадлежало 90% национального рынка детской одежды, 70% – всей детской одежды, 20% всего производственного рынка одежды в России. В том же году компанией было произведено 4 млн. 300 тыс. изделий.

Компания, созданная Мельниковым с нуля, неоднократно получала различные премии, звания:

  • «Бренд года» (в 2001 году);
  • «Лидер российской экономики» (в 2006 году);
  • «Народная марка» (в 2007 году);
  • «Привлекательный работодатель-2012»;
  • «Лидер года в Fashion-сегменте» (2016 год);
  • «Самый покупаемый российский бренд» и другие.

В декабре 2012 года после продолжительной болезни скончалась жена Мельникова, на период ее тяжелой болезни, длившийся полтора года, Владимир Владимирович отошел от дел, посвятил себя уходу за супругой.

На фото:  Людмила Мельникова

На фото: Людмила Мельникова

В 2014 году «Глория Джинс» оказалась на 186 месте в списке 200 крупнейших частных компаний России, ежегодно составляемом журналом «Forbes», с выручкой 27,7 млрд. рублей. К этому моменту компания уже была перепрофилирована в розничную сеть, размещающую заказы на сторонних фабриках (в 2009 году компания отказалась от оптового производства и системы франчайзинга).

Какой бизнесмен в жизни

Мельников славится парадоксальным метафоричным мышлением. На вопрос он может ответить цитатой из Библии, высказыванием из классической литературы или рассказывает истории из собственной лагерной жизни. Может совершенно неожиданно выгнать или кинуть пепельницей, стаканом или ноутбуком в разозлившего его сотрудника или незадачливого собеседника. «Forbes» включил его в число девяти самых необычных российских бизнесменов – чудаков и эксцентриков.

Два важнейших урока, касающихся бизнеса и жизни усвоил Мельников. Он охотно делится своим опытом с журналистами, вызывая, порой шок, порой восхищение.

Первый урок касается бизнеса: чем дальше продаешь от места производства, тем выгоднее. Поясняет на своем первом «подростковом бизнесе». Владимир отдавал рыбакам бутылку водки (стоила меньше трех рублей) в обмен на мешок рыбы. А эту рыбу продавал рыночным торговкам за 15 рублей. Работая с наценкой более чем в 400% уже тогда, будущий миллиардер открыл в себе дух свободного предпринимательства.

Второй урок – жизненный: чтобы выжить нужно все время «подкидывать». Что это значит? Во времена одного из своих заключений, Мельников в компании из семнадцати человек был  вынужден остаться на ночь в Тайге на улице, мороз был под 40 градусов. Они уселись вокруг костра. Когда костер стал догорать, возник вопрос – подкинуть дров или подвинуться? Все подвинулись. Когда остались почти одни тлеющие угли – подкидывать снова никто не стал, а все лишь подвинулись.

Утром из всей группы проснулись только девять человек, пятеро из них попали в больницу в тяжелейшем состоянии, а в числе четырех, оставшихся живыми и относительно (не считая обморожения ног) невредимыми, был Мельников.

В кабинете у Мельникова есть полное собрание серии книг «Жизнь замечательных людей». Своим посетителям он предлагает выбрать издание с любой биографией, на основании сделанного выбора составляет для себя психологический портрет посетителя.

Мельников не связывается с политикой и государством (он не участвовал в приватизации гос. имущества). Хотя одно время работал у Гайдара, даже намеревался пойти в политику, но духовный наставник отговорил: не богоугодное это дело.

Мельников глубоко религиозен, общается со старцами, прислушивается к их мнению, у него есть свой духовный наставник. Чтобы быть ближе, предприниматель построил дом недалеко от монастыря Оптина Пустынь в Калужской области.

Владимиру Мельникову принадлежит благотворительный фонд имени святой великомученицы Анастасии узорешительницы, возглавляемый при жизни Людмилой Леонидовной. У владельца «Глории Джинс» двое детей – дочь и сын. Дочь воспитывает детей, а сын, отучившись на психолога в США, руководит благотворительным фондом.

Предприниматель много помогает нищим, тяжело больным, бомжам, матерям-одиночкам, нуждающимся, обездоленным. В своем интервью, данному Ксении Собчак, на вопрос о том, что если бы у него был только один миллион долларов, в какой бизнес он его вложил, Мельников ответил, что ни в какой –  пошел бы бродить по стране, раздавать деньги нищим.

Стратегии ведения бизнеса

Ключевые показатели «Глории» растут. Маржа с 2008 по 2015 год составляла в среднем 20,8%, а показатель EBITDA вырос почти в 6,5 раз. Не смотря на то, а, возможно, благодаря тому, что ее руководитель не привык и не собирается делать все по правилам. Когда в России начался бум «важности маркетинга», он уволил из своей компании всех маркетологов – ни к чему эти ненужные исследования и кипы бумаг.

«В брендированной одежде цена не соответствует качеству, а в основе нашего бизнеса лежит любовь. И, если это будет иначе, покупатель нас закроет – я это чувствую гораздо лучше, чем мне могут рассказать все маркетинговые исследования» В. Мельников.

Когда другие компании стали сокращать ассортимент, он, напротив его увеличил, «Глория Джинс» стала создавать по 40 новых моделей в неделю.

Мельников настаивает: двери в его магазины всегда должны быть открыты, даже если это зима и на улице минус. Если двери закрыты, он приходит в ярость. На вопрос, что же делать продавцам, чтобы согреться, он отвечает: танцевать!

На должности топ-менеджеров в «Глорию» Мельников всегда берет иностранцев: выходцев из Benetton (Джорджио Бецци – отвественный за производственные технологии), Adidas (Яспер Зиленберг – ретейл-директор по Африке, Европе, Ближнему Востоку), IKEA (Майкл Макдоналд – финансовый директор), Levi’s (Пол Аллен – ответственный за стратегическое планирование) и других. Он не жалеет на них денег, считает, что в России нет хороших специалистов, а если появляются, то уезжают за рубеж.  

Для того, чтобы знать мировые тенденции Fashion-индустрии Мельников четыре-шесть раз в год проделывает кругосветные путешествия, арендуя для этого специальный самолет. Во многих странах Европы, Америки, Азии у «Глории Джинс» есть свои дизайнеры, они изучают рынки. В интервью журналу «Форбс» Владимир признается, что они «подсматривают» идеи у дорогих брендов: Шанель, Levi’s и других.

На сегодняшний день «Глория Джинс» продает детскую и взрослую одежду под брендами Gloria Jeans и Gee Jay, аксессуары и обувь эконом-класса, ее головной офис из Ростова-на-Дону переехал в Москву, сеть насчитывает более 600 магазинов в России, Украине, Грузии, крупные логистические комплексы в Новошахтинске и Новосибирске.