В 90-е имя Владимира Довганя было у всех на слуху, за свою жизнь он преуспел как бизнесмен, несмотря на полное отсутствие начального капитала, а теперь помогает стать успешными тысячам людей

Владимир Довгань – один из самых креативных и энергичных российских бизнесменов, человек-бренд. Он создал более 30 различных бизнесов, написал более 10 книг. Его послужной список кажется парадоксальным, вызывает удивление: занимался производством чипсов, пиццы, водки, сигарет и проповедованием правильного здорового образа жизни, был политиком и телеведущим, восточными единоборствами и написанием книг, греблей и сетевым маркетингом.

Довганя по праву называют основоположником российской франчайзинговой системы после выхода книги «Франчайзинг – путь расширения бизнеса». Сейчас руководит проектом «Академия победителей» - это тренинговый центр, как называет его сам Владимир, «интеллектуальное карате», помогающее ученикам раскрыть сверхспособности, стать победителями.

С чего начинался путь победителя

Биография Владимира Довганя начинается с его рождения 30 июля 1964 года в маленьком дальневосточном таежном поселке со странным названием Ерофей Павлович, находящемся за семь с половиной тысяч километров от Москвы, где он жил до первого класса.

После, родители забрали его в Тольятти. Довгань всегда был активным, своевольным, за что заслуживал искреннюю нелюбовь некоторых учителей, в частности учительницы математики, которая не упускала возможности назвать его дебилом, идиотом.

В школьные годы будущий миллионер активно занимался греблей на байдарках. После школы уехал в Краснодар поступать в физкультурный институт, тренировался, ездил на сборы, готовился к соревнованиям за Кубок Советского Союза. Однако, преуспеть в этом виде спорта не вышло – случился страшный удар – умер старший брат Валентин.

Трагедия подкосила Владимира, он заболел гипертонической болезнью, со спортом пришлось завязать. В своих книгах Довгань рассказывает, что превратился в инвалида – пил по 60 таблеток, получал по 50 уколов в день.

Однажды он понял, что можно молча умирать, а можно действовать, даже в такой, казалось бы, безвыходной ситуации. Только движение к цели способно было его спасти. Владимир начал активно готовиться к поступлению в Тольяттинский политехнический институт, дабы пойти по стопам брата.

В итоге, в результате практически круглосуточного штудирования школьных учебников по физике, химии, математике за все года обучения, несмотря на болезнь, немощь ему все же удалось стать студентом. Он всегда мечтал быть руководителем, жить другой – богатой, сытой жизнью.

Позднее ему удалось полностью справиться с болезнью путем открытия собственной методики оздоровления, о которой он написал книгу «Прыжок в ледяную воду».

Тернистый подъем и жесткое падение

Дальше была армия, занятия восточными единоборствами, организация в конце 80-х  первого собственного бизнеса – клуба под названием «Будо». Денег на первоначальные вложения не было, зато было большое желание и неуемная энергия.

Как рассказывает Довгань в своих книгах и интервью, помочь найти учеников и создать рентабельные группы могла только реклама. В конце 80-х ничего не было: ни компьютеров, ни фотошопа, ни даже типографий, которые могли бы напечатать листовки. Пришлось включить смекалку: предприниматель купил несколько десятков обычных ватманов, нанял за минимальную «жидкую» валюту художника-алкоголика, который нарисовал красочные плакаты. Это сработало, в клуб потянулись ученики.

Параллельно Владимир учился в институте, работал на заводе, занимался совместно с друзьями, коллегами разработкой оборудования по производству чипсов, организовывал кооператив «Пландем», что расшифровывалось как «план: делаем миллионы». Довгань все старается делать параллельно, это единственный способ сжать время.

На разработку агрегата по производству чипсов были брошены все силы и те скудные денежные запасы, которыми владел в то время новоиспеченный бизнесмен. Когда производство остановилось из-за невозможности купить недостающие материалы, детали, предприниматель находился в полном отчаянии: где взять деньги на бизнес. Снова на ум пришла гениальная мысль. Довгань решил написать книгу.

Совместно с коллегами-тренерами была написала книга-учебник по карате, которую в местной типографии согласились напечатать в количестве 40 тыс. экземпляров в рассрочку. Однако, продажи не шли. Тогда, поставив на карту все: квартиру, машину, Довгань взял кредит и дал рекламу в газетах на всю Россию. Это снова сработало. Заказы посыпались –  пришлось нанять людей, которые обрабатывали заявки, паковали почтовые посылки с книгами. Через месяц весь тираж был распродан.

В начале 90-х Довгань занялся производство первых в СССР мини-хлебопекарен и пиццерий, учредил организации «Дока-хлеб» и «Дока-пица». Все, казалось бы, шло успешно, но то были лихие времена с бешеными ставками по кредитам. Невозможно было покрывать все производственные расходы только оборотными средствами. Удержаться на плаву помогли выпущенные акции «Дока-хлеб», которые разлетались не хуже горячих пирожков, выпекаемых на хлебопекарнях Довганя. Опять помогла реклама – ролик с актером Юрием Черновым в главной роли.

Но недолго музыка играл, рухнули такие пирамиды как «Хопер-инвест», МММ, а вместе с ними все остальные, никто не разбирался, «что такое хорошо, а что такое плохо».

Как говорит Довгань: «Россия страна крайностей – или всем разрешают делать все что угодно или обрубают всем головы».

Акции «Дока-хлеб» рухнули, а его учредитель снова оказался на самом дне, на этот раз с долгом в 750 тыс. долларов.

Водка, политика и новый бизнес

После падения, на предпринимателя и его компании ополчилась пресса, народ, его покинули многие соратники. В одну из ночей подобно Менделееву, увидевшему во сне периодическую таблицу химических элементов, Довгань увидел во сне себя с бутылкой водки. На этикетке была его собственная фотография, под которой написана его фамилия.

И, вот – новый бизнес. Появилась торговая марка «Довгань». Под ней выпускались: водка, позиционирующаяся как экологически чистая, продукты, сигареты, пиво, бакалея. Довгань стал популярным, узнаваемым лицом. Он вещал с экранов телевизоров, вел передачу «Довгань-шоу», зарабатывал огромные деньги.

Именно Довгань в свое время посоветовал Андрею Коркунову назвать торговую марку своей фамилией, так появилась шоколадная фабрика «А. Коркунов».

Но кризис 1998 года, когда обесценились деньги, когда экономику поразил тотальный паралич, снова отбросил бизнесмена на много-много шагов назад, а точнее, Довгань снова стал банкротом, теперь его долг составлял 20 млн. долларов (!).

Незадолго до этих событий Иван Демидов пригласил Довганя на передачу «Сделай шаг» о том, как начать бизнес с нуля, предприниматель принял приглашение. Но когда он пришел на передачу, он уже не был удачливым бизнесменом – он был нищим с долгом в 20 млн. долларов.  Довганю задали вопрос из зала: «Как начать бизнес без вложений – с нулевым первоначальным капиталом?». «Мне бы твои проблемы – подумал Довгань – вот как начать бизнес с капиталом в минус 20 млн. долларов?»

Довгань и на этот раз нашел выход – он решил податься в политику. Организовал «Партию Владимира Довганя» с лозунгом «Я сделаю вас самыми богатыми людьми в мире». У партии не было денег, со стороны удалось привлечь лишь 200 тыс. долларов, что было каплей в море для продвижения политической партии. На пресс-конференциях приходилось жестко врать избирателям (об этом Довгань сам рассказывает в своих книгах), предпринимателю стало ясно, что политика – не его удел.

«Если вам говорят, что политика – это грязное дело – не верьте, политика – это очень грязное и вонючее дело» В. Довгань.

После ухода из политики предприниматель продавал аудиокассеты, компакт-диски, создал с соратниками интерактивную игру HOP‑GO, на презентации которой присутствовали граждане из более 30 государств. Игру так и не удалось запустить и добиться желаемой экономической выгоды, но она помогла проработать и подготовить другой более масштабный и грандиозный проект – сетевую компанию «Эдельстар», которой Довгань до 2011 года управлял со своим другом и соратником Александром Коноваловым.

Академия победителей

В настоящее время у Довганя снова новый бизнес – тренинговый центр «Академия победителей», его сложно называть обычным и традиционным. Хотя сейчас это становится модным, многие хотят учить людей и получать за это деньги, но Довгань предостерегает: сначала спросите у новоиспеченного тренера по бизнесу и успеху, заработал он хотя бы 20 млн. долларов в своей жизни? Если нет, то чему он может научить вас?

В своем интервью электронной бизнес-газете Татарстана, Довгань приводит такой пример: концерн Toyota выпускает по 12 млн. автомобилей в год, а стоит концерн в три раза меньше, чем, например, Facebook или Google, которые ничего не производят и не продают физического товара. Именно в информационной плоскости следует строить бизнес, чтобы он был успешен.

Он уверен, что предпринимательство – это умение продать то, чего нет, тем, кто готов за это платить. 

Выпускать в России автомобили, косметику или что-то иное предприниматель считает бесперспективным, а вот давать знания и помощь в развитии сверхспособностей, которые есть у каждого человека – весьма перспективный и благородный путь, в этом он нашел свой удел. Сейчас Владимир Довгань активно занимается бизнес-тренингами, написанием книг и руководит своим проектом «Академия победителей», женат третьим браком, отец троих детей.