Коротко: Тиньков – не просто опытный бизнесмен, который создает бизнесы и выгодно их продает, он еще яркая неординарная личность, фрирайдер, любитель горных лыж, счастливый семьянин – отец троих детей.

Подробно

Экстравагантный бизнесмен – Олег Тиньков создавал с нуля и продавал бизнесы, он занимался техникой, музыкой, пивом, пельменями, ресторанами, сейчас он банкир, в СМИ его часто сравнивают с Ричардом Брэнсоном. И мнение людей складывается на основании информации (не всегда достоверной), которую они читают в прессе или видят по телевизору.

А кто такой настоящий Олег Тиньков? «Как стать бизнесменом» и «Я такой, как все» –  написанные им книги, в которых он делится собственными секретами; дает ответы на вопросы, как открыть бизнес, выбрать нишу, создать и раскрутить бренд; откровенно рассказывает о бизнесе и личной жизни; рассуждает по поводу политики, экономики  и предпринимательства в России.

Он любит желтый цвет и не может более трех недель подряд жить в одной стране. Сейчас (2016 год) он председатель и основной держатель акций (50,6%) Тиньков-Банка (ранее назывался Тиньков Кредитные Системы).

В 2016 году состояние Олега Тинькова оценивается в полмиллиарда американских долларов, он занимает 169 строчку в рейтинге наиболее состоятельных бизнесменов России по версии Форбс, а в 2014 году его имя находилось на 1210 месте в списке самых богатых людей мира.

Но успех пришел к нему не сразу. Как простой сибирский парень, собиравшийся пойти по стопам отца и всю жизнь работать в шахте, смог стать долларовым миллионером и попасть в Forbes?

Как все начиналось

В 1967 году 25 декабря в Кемеровской области в городе Ленинск-Кузнецке родился Олег Тиньков. Биографию предпринимателя условно можно разделить на несколько этапов в зависимости от рода деятельности: детство и юность, торговля техникой, пельменный бизнес, пиво и рестораны, банк.

Отец и дед Олега работали на шахте имени Кирова. Будущий миллионер планировал пойти по их стопам. Первые деньги (50 руб.) заработал в двенадцать лет – вместе с другом клеили на фабрике ящики для воды. В школьные годы серьезно занялся велоспортом. Стал ездить на сборы.

Уже тогда он понимал всю глупость советской системы распределения товаров: мохеровые шарфы, например, по распределению шли в Душанбе, а хоккейные клюшки в Ташкент. Именно тогда в нем проснулась предпринимательская жилка. Он покупал товар: шарфы, хоккейные клюшки, джинсы и продавал у себя в Сибири дороже.

На вырученные деньги купил себе дорогущий велосипед, цена которого равнялась пяти зарплатам шахтера, мечтал о поездке на соревнования в СКА вместо обычной армии. Но попал служить в пограничные войска на Дальнем Востоке.

Мать продала велосипед, а после армии на эти деньги Олег жил какое-то время. Работал в пионерском лагере, где встретил свою первую любовь. Но счастье длилось недолго – девушка трагически погибла в результате аварии. Оставаться в городе Тиньков больше не мог, друг посоветовал ему поступать учиться в Питер (тогда еще Ленинград).

Питер: первые шаги в серьезный бизнес

История Олега Тинькова как предпринимателя началась с его поступления в Ленинградский горный институт. Здесь училось много иностранных студентов из Азии, Африки, Франции, Германии и даже Америки, которые, возвращаясь с каникул, везли с собой джинсы, духи, кассеты. Тиньков в числе других русских студентов перекупал эти нехитрые вещи и перепродавал в полтора-два раза дороже. Но быстро смекнул, что продавать их в Сибири будет значительно выгоднее. Он приезжал прямо на фабрику или завод, где работали женщины, и продавал им духи, помады, которые они с удовольствием брали втридорога. Уже тогда он осознал важность сервиса в бизнесе.

Свадьба Олега Тинькова и Рины Восман на озере Байкал в 2009 году (через 20 лет совместной жизни).

Свадьба Олега Тинькова и Рины Восман на озере Байкал в 2009 году (через 20 лет совместной жизни).

В те времена Тиньков познакомился со студенткой из Эстонии Риной Восман, которая впоследствии стала его женой. Он осознал, что нужно зарабатывать больше. В своей книге «Я такой, как все» предприниматель рассказывает, как они мотались в Германию, Польшу, закупали там сигареты, юбки, рубашки. Чтобы провозить одежду через таможню, Рине приходилось надевать на себя по десять юбок и рубашек.

На собранные деньги он пригнал из Тюмени свой первый автомобиль – девятку. На третьем курсе, когда он уже зарабатывал по 10-15 тысяч рублей в месяц, ему стало ясно, что учиться дальше в институте смысла нет, а заниматься предпринимательством – есть.

Торговля техникой и музыка

В 1990 году Тиньков познакомился с Андреем Рогачевым (будущим создателем сети «Пятерочка»), они учредили фирму «ЛЭК-Контакт», для которой Олег взял первый в жизни кредит – четыре миллиона рублей в «Кузбасспромбанке». Предприниматели возили из Германии ксероксы, картриджи и порошки для них, не всегда легально переправляя через границу валюту.

В 1992 году Тиньков с будущей женой зарегистрировали товарищество «Петросиб», через которое торговали техникой и электроникой закупаемой в основном в Сингапуре. Позже учредили компанию оптовую компанию «Петросиб Норд Вест», работающую во многих городах: Владивостоке, Краноярске и других. Параллельно открыли сеть магазинов под маркой «Техношок» по продаже дорогой техники, в том числе японской фирмы Soni.

В то же время он занимался продажей лицензионных аудиозаписей (марка «МьюзикШок»)  и звукозаписью (студия «ШокРекордс»). На студии Тинькова записывались группы: «Колибри», «Ленинград», «Чугунный скороход», «Кирпичи», «Нож для фрау Мюллер», и другие.

Открывшиеся в стране магазины «Эльдорадо» составили серьезную конкуренцию сети «ТехноШок» ввиду своих низких цен. После значительного снижения маржи, в 2008 году компания была продана. «ШокРекордс» Тиньков тоже продал москвичам из «ГалаРекордс» и занялся своим новым бизнесом – производством пельменей.

Пельменный бизнес

Первая линия по производству пельменей под маркой «Дарья» (названа в честь дочери) была запущена в 1998 году под Питером. Скандальная реклама с фотографией женских ягодиц присыпанных мукой и слоганом «Твои любимые пельмешки» сделала бренд популярным.

 «Дарья» – первый продовольственный  и по-настоящему прибыльный бизнес Тинькова. Выпускались еще замороженные продукты под названиями: «Смак», «Питерский смак», «Добрый продукт».

В 1999 году жена и дочь предпринимателя уже жили в Америке, там же в течение шести месяцев Тиньков обучался маркетингу в Американском Университете Berkeley, параллельно мотаясь в Питер и решая вопросы по бизнесу.

В 2001 году бизнесмен продал компанию «Дарья» Роману Абрамовичу за 21 млн. долларов США. Семь из них пошло на погашение кредитов.

Олег Тиньков и Ричард Брэнсон

Олег Тиньков и Ричард Брэнсон

Пиво и рестораны

Еще до продажи пельменного бизнеса Тиньков решил осуществить свою мечту – стал строить пивоваренный завод в Пушкине. Тогда денег на строительство завода не хватало. Ему посоветовали открыть ресторан с собственной пивоварней – для Питера в 1998 году это стало настоящей революцией. Появился пивной бренд «Тинькофф» (позже «Т») и сеть ресторанов с одноименным названием.

В 2003 году была зарегистрирована пивоваренная компания «Тинькофф», а в 2005 году продана бельгийскому концерну «InBev» за 260 млн. долларов. Сеть ресторанов оставалась на тот момент в собственности предпринимателя.

В 2008 году фонд Mint Capital купил за 10 млн. долларов 26% акций сети ресторанов «Тинькофф», осенью этого же года начался кризис, в том числе и в ресторанном бизнесе, и сеть была продана окончательно.

Были в бизнесе и неудачные начинания, например, продажа древесины в Америке или торговля искусственными деревьями, которые так и не удалось полностью продать.

Бизнесмен увлекается велоспортом, участвует в профессиональных соревнованиях, финансирует велокоманду.

Бизнесмен увлекается велоспортом, участвует в профессиональных соревнованиях, финансирует велокоманду.

Тинькофф-Банк

Окончательно идея открыть банк была утверждена Тиньковым на острове «Некер», 18 ноября 2005 года – старт проекта «Тинькофф Кредитные Системы». Это первый в Росси банк кредитных карт, созданный по аналогии с западным Capital One.

До запуска банка Тиньков заказал дорогостоящее исследование на предмет возможности и выгоды директ-маркетинга в сфере кредитных карт, общался со многими бизнесменами, в том числе банкирами: Рустамом Тарико (основателем банка и водочного бренда «Русский Стандарт»), Михаилом Фридманом (главой «Альфа-Групп») и другими.

«Я думаю, в глубине души Михаил Фридман не верил в меня. Я же никогда не занимался финансовым бизнесом, куда мне конкурировать с тем же «Альфа‑банком», основанным аж в 1990 году! Но я привык к скепсису» - пишет Олег Тиньков в своей книге. Он считает, что бизнес – это как шампанское, кто не рискует, тот его не пьет.

Для реализации плана был приобретен пустой банк «Химмашбанк» с лицензией и переименован в «Тинькофф Кредитные Системы».

Президентом банка стал Оливер Хьюз занимавший ранее должность главы представительства Visa в России. Все системы банка были запущены в мае 2007 года. Параллельно Тиньков занимался поиском инвесторов, понимая, что без дополнительного финансирования тянуть такой бизнес не получится. Удалось привлечь 20 млн. долларов от одного из самых крупных инвестиционных банков Goldman Sachs (который ранее стал акционером банка «Тинькофф Кредитные Системы»), 10 млн. – от американского фонда Blue Crest, 30 млн. – от шведского фонда Vostok Nafta.

В настоящее время банк переименовав в «Тинькофф Банк», работает с кредитными картами, вкладами и обслуживает юридических лиц. Особенность банка – работа ведется через дистанционные каналы связи, а так же через представителей без офисов.

Финансовый рейтинг «Тинькофф Банка» на 01.11.2016 следующий:

  • Активы нетто 182 208 716 тысяч рублей (45 место по России, 37-е в регионе);
  • Чистая прибыль - 7 558 927 тысяч рублей (14 место по России, 12-е в регионе).

У Тинькова есть недвижимость в России, Франции, Италии, Америке, помимо бизнеса, он ведет активную блогерскую деятельность, также создал цикл передач «Бизнес-секреты», где берет интервью у известных предпринимателей. Выпуски передачи можно посмотреть на личном портале Тинькова.