В статье представлен подробный анализ деятельности по продаже молока посредством вендинг аппартов, сильные и слабые стороны данного бизнеса. Из материала вы так же узнаете где лучше установить молокоматы, стоимость оборудования, где лучше установить российскую модель, а где итальянскую.

Молокомат – торговый автомат по продаже свежего молока, по виду напоминающий холодильник с банкното- или монетоприемником.

Схема работы данного вендингового бизнеса проста: разлив молока осуществляется непосредственно производителем в герметичные сменные кеги, объемом от 100 до 300 литров, которые затем устанавливаются в аппараты. В конце дня оставшееся молоко сливается, и в дальнейшем используется для производства кисломолочной продукции. Кеги снимаются, промываются специальным составом, чтобы завтра снова наполниться свежим, натуральным молоком повышенной жирности.

Единственная операция, которой традиционно подвергается молоко, перед отправкой покупателю – гомогенизация. Это способ механической обработки, при которой жировые частицы разбиваются на почти неуловимые частицы, с трудом различимые даже при сильном увеличении микроскопа. Гомогенизация препятствует отстаиванию молока, формированию слоя жира на его поверхности, и предупреждает забивку труб подачи молокомата.

Главная заслуга молокоматов для бизнеса – возможность сократить цепочку посредников между производителем и конечным покупателем в виде перерабатывающих заводов и комбинатов. «Молоко – готовый к употреблению продукт» – уверены фермеры, а значит, зачем покупателю оплачивать пастеризацию или стерилизацию, а производителям соглашаться на демпинговые расценки заводов-заготовителей?!

Именно по этой причине и были созданы первые вендинговые аппараты по продаже молока в начале 2000-х в Швейцарии. Сегодня по всей Европе установлено не менее 6 тысяч торговых автоматов по продаже молока, а во всем мире их насчитывается около 10 тысяч.

Молкомат в Швейцарии

В России первые молокоматы итальянского производства появились в 2008 году, а уже в 2012 году Красноярский опытный завод Россельхозакадемии представил первый отечественный образец, созданный при поддержке Красноярского краевого фонда науки. В данный момент молокоматы установлены в Москве и Санкт-Петербурге, Белгороде и Казани, Новосибирске, Воронеже и других российских городах.

Целевая аудитория

Наиболее целесообразным кажется установка вендинговых аппаратов по продаже молока там, где наблюдается наибольшая проходимость потенциальных покупателей:

Но, как отмечают участники рынка, поиск подходящего места часто осложняется тем, что владельцы продуктовых магазинов часто не дают согласия на установку аппарата, опасаясь снижения выручки от продажи упакованного пастеризованного молока. А оборудование, предназначенное для установки вне помещений, стоит гораздо дороже, и может пострадать от вандалов. В любом случае, вендинговые аппараты по продаже молока – это мобильная точка продаж, которые в случае необходимости всегда можно переместить в более подходящее место.

Молкомат на улицах Франции

Покупателями свежего молока с помощью торгового автомата являются люди разных возрастов, пола, социального статуса. Тем не менее, четко прослеживается следующая тенденция: в регионах молокоматы пользуются наибольшим спросом у людей старшего поколения, которые еще помнят привозные бочки, и сохранили привычку отдавать предпочтение сырому молоку.

В Германии

В крупных городах значительную долю покупателей составляют молодые, успешные люди в возрасте от 20 до 35 лет. Это объясняется общемировой модой последних лет на здоровый образ жизни. Не стоит сбрасывать со счетов и молодых мам, которые приобретают свежее молоко для самостоятельного изготовления кисломолочных продуктов для своего ребенка.

Плюсы и минусы бизнес-модели

Сильными сторонами бизнеса являются:

  • Свежесть, натуральность продукции по сравнению с молочным ассортиментом продуктовых магазинов.
  • Возможность предложить покупателю более низкую цену по сравнению с пастеризованным молоком.
  • Минимальная потребность в кадрах.
  • Возможность размещения на минимальной площади: достаточно 1-2 м2.

К слабым сторонам модели можно отнести:

  • Настороженность общества по отношению к сырому молоку, ввиду его потенциальной угрозы здоровью человека. Поэтому для успешной работы владелец вендинговой сети по продажи молока должен, или доказать потенциальному покупателю абсолютную безопасность своей продукции, или перейти на продажу пастеризованного молока, что идет в разрез с главной идеей данного бизнеса.
  • Неясные перспективы данного бизнеса. Так, продажа сырого молока через молокоматы уже запрещена в США, Шотландии, только за 2012 год в Европе были вынуждены прекратить свою деятельность 3 вендинговых сети. Первый российский скандал, связанный с молокоматами, произошел в Санкт-Петербурге, когда молоко с племенного завода «Красногвардейский» стало причиной смерти ребенка и отравления нескольких человек. И хотя суд вынес компании «ЭкоРос» оправдательный приговор, Геннадий Онищенко, занимающий пост Главного санитарного врача России, заявил о том, что сделает все возможное для прекращения в стране торговли непастеризованным молоком.
  • Нестандартный способ осуществления покупки, который может стать препятствием для людей пожилого возраста.
  • Сложность обслуживания оборудования в сравнении с другими торговыми автоматами.

Обзор оборудования

На данный момент рынок вендинговых аппаратов по продаже молока в России представлен, как отечественными, так и зарубежными производителями. Определиться, какие из них наиболее соответствуют поставленным бизнес-целям, можно на основании сравнительной таблицы.

 Молокомат «Базовый 01» Молокомат ECO Compact 100

Производитель

ООО «Фудмилк», Россия

Компания Fresko, Италия

Цена

438 700 рублей

652 000 рублей

Габариты (Глубина х Ширина х Высота)

90 х 70 х 193 сантиметра

70 х 80 х 200 сантиметров

Вместимость

100 литров

в комплекте 2 взаимозаменяемых картриджа на 200 и 230 литров

Платежная система

прием купюр и монет, выдача сдачи

прием купюр и монет, выдача сдачи

Антивандальный корпус

нет

 

Русифицированное меню

 

 

Автоматическое перемешивание молока в баке

 

 

Бактерицидная обработка УФ-фильтрами

 

 

Пенообразование

присутствует

отсутствует, благодаря особой технологии дозатора

Санитарная обработка окна выдачи

автоматически каждый раз после налива молока

автоматически каждый раз после налива молока

SMS информирование и SMS контроль

 

 

Распределитель бутылок

 

 

Конструктивно аппараты схожи между собой: их принцип работы одинаков, как и набор функций. Но есть и существенные отличия. Во-первых, итальянский аппарат дороже отечественного более, чем на 200 тысяч рублей при практически одинаковых габаритах. Этому есть простое объяснение: молокомат ECO Compact 100, в отличие от своего конкурента, имеет антивандальный корпус и может устанавливаться даже вне помещений. Кроме того, комплектация итальянского аппарата предусматривает наличие двух взаимозаменяемых картриджей по 200 и 230 литров, в противовес одному баку на 100 литров в модели «Базовый 01».

Таким образом, можно сделать вывод: для установки внутри помещений в местах с малой проходимостью вполне достаточно молокомата компании «Фудмилк». При установке аппарата возле станций метро, у подземных переходов, в спальных районах, а также в тех торговых точках, где спрос на свежее молоко находится на достаточно высоком уровне целесообразнее отдать предпочтение вандалоустойчивым молокоматам ECO Compact 100.

Дополнение (май 2015 г.)  Рекомендуем ознакомиться с молокоматом компании VendShop (Россия), цена 155 тыс. руб.

Видео