В цветочном сегменте вендинг – достаточно молодое направление. И если в США, некоторых европейских странах и Японии автоматы по продаже букетов, появившиеся на рынке в 1989 году, хоть и не часто, но можно встретить, в России подобный бизнес только начинает свое победное шествие.

В 2011 появились первые автоматы российского производства для продажи цветов, которые вошли в десятку лучших стартапов по версии журнала Forbes, а на Всероссийском конкурсе «Бизнес Успех» в том же году заняли второе место.
Флоромат, безусловно, инновационный продукт. Российском предпринимателям удалось разработать абсолютно уникальный автомат, принцип выдачи товара в котором не имеет аналогов во всем мире. Доставка букета покупателю полностью автоматизирована, при чем цветы никуда не падают, не выталкиваются, а значит, и не повреждаются. А покупателю, чтобы взять оплаченный товар, достаточно просто протянуть руку.
Главная сложность создания автомата, продающего живые цветы – требовательность самого товара к температурному режиму.
Инновационная составляющая присутствует и в маркетинговой стратегии. Так, покупка цветов зачастую носит импульсивный характер, и круглосуточный режим работы, не рентабельный при традиционном методе продаж, в вендинге приносит ощутимые дивиденды. Кроме того, сам товар можно внимательно рассмотреть еще до покупки, что невозможно, например, при заказе в интернет-магазине. Особенно востребованы автоматы для продажи цветов перед международным женским днем, а также ставшим очень популярным в России днем Влюбленных.

В 95% случаев стоимость автоматов окупается именно в период с начала февраля по конец марта.

Целевая аудитория

Для того, чтобы определить наиболее удачные места размещения, стоит задуматься о том, кто же является покупателем цветов. Основная целевая аудитория – это мужчины в возрасте от 18 до 35 лет, и женщины от 30 до 45. Первые покупают цветы не только в праздники, но и отправляясь на свидание с девушкой, возвращаясь домой и желая порадовать жену, встречая дорогого человека в аэропорту. Вторые часто приобретают букеты просто для украшения офиса или дома, а также для того, чтобы преподнести их любимому артисту в театре или концертном зале.

На основании этого можно сделать вывод, что флороматы принесут своему владельцу наибольшу прибыль в:

Последний вариант размещения может показаться бессмысленным. На самом деле, сочетание формата осуществления покупки всегда идет на пользу бизнесу. Продавец может помочь составить оригинальный букет, дать квалифицированный совет, но, когда букет нужен срочно или общение с кем-либо не входит в планы покупателя, Флоромату – нет равных!

Плюсы и минусы

В целом, бизнес на построении вендинговой сети по продаже живых цветов имеет, как свои плюсы, так и минусы. К сильным сторонам бизнеса можно отнести:

  • Охлаждающая установка постоянно поддерживает необходимый микроклимат, благодаря чему цветы долго остаются свежими. Традиционный подход к продаже цветов предполагает помещение букетов в холодильник лишь на ночь. Такие перепады температур значительно сокращают допустимое время продажи товара.
  • Экономия на кадрах. Цветочные автоматы не нуждаются в постоянном внимании обслуживающего персонала.
  • Экономия пространства. Для размещения автомата требуется куда меньше места, чем для размещения традиционной торговой точки.
  • Работа без выходных и перерывов и праздников: 7 дней в неделю, 24 часа в сутки.
  • Полностью автоматизированный учет и контроль продаж.

К минусам цветочного вендинга можно отнести:

  • Непривычная форма осуществления покупки. Не смотря на то, что российские автоматы по продаже живых цветов просты в эксплуатации, всегда найдутся те потенциальные покупатели, которые не захотят разбираться в процессе.
  • Небольшой ассортимент.
  • Необходимость использования купюр определенного номинала.

Обзор автоматов по продаже цветов (флоромат)

На сегодняшний день на рынке можно выделить следующие модели флороматов российского производства: Фловенд - 1, Фломатик  и  автомат ELEMENT FLOWER от компании VendShop от компании VendShop. Рассмотрим характеристики данных автоматов:

 

 

 

Автомат по продаже цветов  ELEMENT

PERFORMANCE

Фломатик

 

 

Местонахождение производителя

г. Сергиев Посад, 

г. Сергиев Посад, 

г. Щелково 

Цена базовой комплектации

От 124 000 р.

320 000 рублей

-

Общая занимаемая площадь

от 0, 24/0,49/0,74 м2 и более

0,9 м2

0.95 м2

Вес

80/160/240 кг и более

185 кг

350 кг

Потребление энергии

220 В/4А

230 в/4А

230 в/4А

Расходование энергии

Не более 0, 75 киловатт/час

0,85 киловатт/час

0,85 киловатт/час

Максимальная загрузка

8/24/40 букетов и без ограничений по желанию клиента

18 букетов + возможность установки доп. модуля

32 букета

Презентация товара

Букеты расположены в ячейках

букеты вращаются по центральной оси

букеты вращаются по центральной оси

Автоматические дверцы

-

+

+

Сколько можно заработать на цветочном вендинге?


Рассмотрим статистику продаж автомата с цветами (данные о продажах собраны системой мониторинга вендинговых автоматов online.vend-shop.com/ 


Одними из самых удачных мест установки торговых автоматов с цветами являются торговые центры. Посещаемость торговых центров – 10 000 – 30 000 человек в день.
Рассмотрим кейс с минимальным показателем проходимости – 10 000 человек в день.
Необходимые для расчета окупаемости усредненные данные:

• Закупочная стоимость букетов – 300 р. (зависит от состава букета)
• Розничная цена за букет – 1000 р. Продажи
• Кол-во продаж в день – 25
•Количество дней работы автомата в торговом центре – 30
•Загрузка автомата – 18 шт.
•Автомат загружается один раз в сутки.

Расходы: 
•Стоимость аренды – 10 000 р.
• Стоимость электроэнергии – 198 р.

• Загружает товар и проводит инкассацию сам владелец автомата, поэтому затраты на заработную плату механика, обслуживающего его - 0 руб.
• Стоимость 1Квт электроэнергии: 5,5 руб.
• Потребляемая мощность автомата: 36
• Сумма за потребляемое аппаратом электричество: 198 руб./месяц


Автомат с холодильной установкой потребляет не больше электроэнергии, чем обычный холодильник.
По умолчанию - налог на доход (УСН): 6


Фабрика манимейкеров рекомендует при выборе системы налогообложения обратит внимание на ЕНВД или патентную систему налогообложения.

Расчет выручки и прибыли 
1. 1000 р. (розничная цена) х 45 шт. (количество продаж) = 25 000 р.
2. 25 000 р. (выручка за день) – 7 500 р. (закупка товара) = 17 500 р. (прибыль за день)
3. 17 500 р. (прибыль за день) х 30 (количество дней работы автомата) = 525 000 р. (прибыль за месяц)
4. 525 000 р. (ежемесячно) – 8294,4 (налог на доход) - 198 руб.(электроэнэргия) - 2000 р. (затраты на ГСМ, мойку, обслуживание) – 10 000 р. (аренда) = 504 507 ,6 (чистая прибыль)


Расчеты были проведены с показателями минимальной проходимости торгового цента. Проходимость многих ТЦ столицы в два-три раза больше, а в выходные дни было зафиксировано и в десять раз больше. Соответственно, сумма чистой прибыли (504 507,6 р.) во многих торговых центрах может стать больше минимум в 2-3 раза