Порядок действий при открытии продуктового магазина, с чего начать, требуемые вложения и окупаемость.
  • Капитальные затраты: 760 000 рублей
  • Среднемесячная выручка: 700 000 рублей
  • Чистая прибыль: 66 500 рублей
  • Окупаемость: 9 месяцев

Требуемые документы для начала деятельности

Для осуществления торговли продовольственными товарами необходимо получить разрешение и быть внесенным в общий торговый реестр.

Документацию можно разделить на два блока: стандартная (пакет, необходимый для открытия любого магазина) и специализированный (пакет документов для торговли продуктовыми товарами).

Документы о субъекте предпринимательсва. Это документы, которые подтверждают формальный статус, юридическую индивидуализацию:

  • Свидетельство о регистрации юр лица или ИП
  • Учредительная документация (устав, учредительный договор)
  • Свидетельство о постановке на учет в налоговой
  • Коды Госкомстата

Документы, связанные с торговым помещением:

  • Договор аренды (если в собственности, то копию свидетельства на право собственности)
  • Заключение Госпожнадзора (ГПН/МЧС)
  • Договор на обслуживание пожарной сигнализации (для МЧС)
  • Поэтажный план БТИ с экспликацией;
  • Заключение СЭС Роспотребнадзора
  • Договор на вывоз твердых бытовых и пищевых отходов (для СЭС)
  • Договор на проведение дезинсекционных работ (для СЭС)
  • Аттестат рабочих мест (СП 2.3.6.1066-01)

Документы, связанные с организацией торговли:

  • Личные медкнижки работников
  • Текст закона о защите прав потребителей (непосредственно в торговом зале)
  • Книга жалоб и предложений  (непосредственно в торговом зале)

Оптимальной формой налогообложения при розничной торговле продуктами питания является ЕНВД. Физический показатель: площадь.

 

Рассмотрим более детально процедуру открытия магазина продуктов шаговой доступности.

Выбор месторасположения 

Для того, чтобы открыть продуктовый магазин с нуля в формате “У дома”  необходимо определиться с месторасположением, т.к. это является основным критерием успеха. Оптимально он должен располагаться в густонаселенном жилом массиве. Рядом (на расстояние 300 метров) не должно быть крупных супермаркетов. Желательно  чтобы рядом было несколько многоэтажных зданий.

Для прибыльной работы магазина необходимо чтобы в непосредственной близости (100-200 метров) проживало порядка 1 500 человек (это примерно четыре 9 этажных дома).

После того как вы определились с месторасположением необходимо найти место где вы откроете магазин. Для этих целей может подойти любое бытовое помещение, расположенное в доме, взяв его в аренду.

Но мы бы рекомендовали Вам, приобрести готовый модульный магазин, по затратам это будет несколько выше, но вы сможете поставить его в том, месте где вы хотите, да и покупателю будет намного приятнее заходить в новый торговый павильон.
Важно: Для начала работы нужно будет договориться с администрацией об аренде земельного участка и приобрести готовый модульный павильон.

Персонал

Вторым по важности (после выбора месторасположения) является прием на работу грамотных продавцов. Продавец должен не просто сидеть в магазине и всем в видом показывать покупателям "Мол приперлись и отвлекают меня от важных дел" (чтение женских романов, вышивание, смс-общение), а должен встречать каждого покупателя улыбкой, спрашивать про его потребности и вежливо отвечать на все вопросы.

Оговоримся сразу, что найти таких продавцов будет не просто, но возможно. Желательно, чтобы зарплата продавцов была выше, чем средняя по рынку, при этом зарплата продавцов должна быть напрямую завязана к выручке.

Если помимо продуктов первой необходимости вы планируете торговать живым пивом и при режиме работы с 10.00 до 23.00 вам понадобится 4 продавца (по в 2 смену).

Для контроля за продавцами  необходимо установить камеры видео наблюдения (для этих целей подойдут обычные «вэб» камеры). Так же необходимо с определённой периодичностью (раз в месяц) делать инвентаризацию товарных остатков.

Расчет доходности и окупаемости, краткий бизнес-план 

Теперь рассмотрим вопрос как открыть продуктовый магазин, используя разные варианты стартового капитала.

Капитальные расходы:

  • Покупка модульного торгового павильона (30 кв.м.) - 400 000 рублей
  • Покупка торгового оборудования (касса, стеллажи, витрины, холодильное оборудование) - 150 000 рублей
  • Покупка оборудования для розлива живого пива - 50 000 рублей
  • Установка камер наблюдения – 10 000 рублей
  • Создание товарного запаса – 150 000 рублей
  • Итого 760 000 рублей

Общие расходы:

  • Зарплата (4 человек) – 60 000 рублей
  • Аренда земельного участка – 10 000 рублей
  • Электричество, коммунальные расходы , прочие – 10 000 рублей
  • Налоги – 10 000 рублей
  • Итого 90 000 рублей

Себестоимость

Наценка на продукты питания составляет 25 -30%, на бытовую химию 30-35%, для расчета используем наценку 30% Выручка магазина (расположенном согласно озвученных выше рекомендаций) при условии реализации продуктов питания, бытовой химии и живого пива, может составлять 700 000 – 800 000 рублей в месяц. Для расчетов будем исходить из минимальной выручки в 700 000 рублей.

Таблица доходности 

Выручка, руб 700 000
Себестоимость, руб. 538 462
Валовая прибыль руб. 161 538
Расходы , руб. 95 000
Зарплата 60 000
Аренда 15 000
Комунальные, электричество 15 000
Налоги 5 000
Чистая прибыль, руб. 66 538
Рентабельность, % 9,51%

Таблица расчета окупаемости

Чистая прибыль, руб. 66 538
Капитальные вложения, руб. 760 000
Окупаемость, мес. 9

Товарно-сбытовая политика 

Потенциальный покупатель магазина это человек, которому нужно сделать небольшую покупку 100-150 рублей (буханка хлеба, бутылку пива, корм для кошки, бытовая химия) за которой ему нет необходимости идти в супермаркет (и не стоять в очередях).

Ассортимент

На торговой точке  должна быть представлена продукция первой необходимости: продукты питания и бытовая химия массового спроса. Для увеличения выручки в магазине можно поставить оборудование для продажи живого пива и сопутствующих товаров.

Поставщики

С выбором поставщиков проблем возникнуть не должно, на рынке представлено много оптовых фирм, которые занимаются продажей и доставкой продукции для магазинов.

Важные моменты:

  • Обязательный контроль за деятельности продавцов. Помимо видеокамер, необходимо ежедневно приезжать на торговую точку;
  • Для понимания проходимости точки и контроля продавцов необходимо, на постоянной основе (раз в 2 недели), самостоятельно стоять за прилавком;
  • Процесс заказа товара у поставщиков необходимо контролировать самостоятельно, осуществлять мониторинг наиболее продаваемых товаров, включать новые позиции;
  • Для повышения спроса необходимо менять ассортимент исходя из сезона. Так в летний сезон можно продавать свежие овощи и фрукты, осенью картошку;
  • При выходе на самоокупаемость необходимо разработать план расширения бизнеса, за счет открытия новых точек продуктового магазина. Как вариант можно проработать вопрос о получении беззалогового кредита в банке.

Видео