На первый взгляд может показаться, что клубника ограничена сезонностью плодоношения этой ягоды. На самом деле существует целый ряд схожих между собой технологий выращивания клубники круглый год. Использование подобных технологий позволяет заложить клубничную плантацию любой площади, ограничивающуюся лишь размерами помещения.

Да, именно помещения, а не теплицы, парники или грядки открытого типа. Такие технологии предоставляют возможность выращивать клубнику даже в городской черте. А как эти методы применить на практике, читаем в подробной практической статье технология выращивания клубники круглый год. Здесь же разберем вопросы ведения бизнеса.

Самый главный плюс выращивания клубники как бизнеса заключается в том, что рынок свежей клубники во внесезонное время довольно ограничен и в основном представлен импортной продукцией с непомерно завышенным на нее ценником. То есть у вас будут все предпосылки для успешного выхода на рынок за счет резкого снижения цен, ведь по факту себестоимость одного кг клубники будет обходиться вам очень дешево.

Далее я представлю вам краткий  бизнес план выращивания клубники, а также методы ее реализации.

Организационно-правовые моменты.

Наверняка вы неоднократно наблюдали, как по сезону на всевозможных рынках появляются целые развалы этой ароматной ягоды. При этом практически все продавцы клубники реализуют ее без каких-либо сопроводительных документов, так как все они являются владельцами ЛПХ. В нашем случае такой вариант не пройдет, ибо предлагаемые мною методы реализации клубники требуют узаконить вашу предпринимательскую деятельность, зарегистрировав ИП.

Что касается формы налогообложения, то тут вырисовывается интересная картина. Даже если вы организуете выращивание клубники в черте города, при этом не имея в аренде или собственности ни одного участка земли сельскохозяйственного назначения, вы все равно попадаете под кодировку ОКВЭД А. 01.13.21. А это значит, что вас причислят к группе сельхозпроизводителей, и вы можете выбрать такую форму налогообложения, как ЕСХН.

ЕСХН – это единый сельхозналог, заменяющий собой основные формы налогообложения и имеющий самую минимальную ставку – не более 6% от чистой прибыли.

Методы реализации клубники.

В этом разделе мы рассмотрим три основных способа реализации клубники: торговая точка, продуктовые магазины и оптовая сеть. Но для начала рассмотрим список документов, необходимых для реализации клубники:

Декларация соответствия.

Декларация о соответствии – это документ, в котором производитель продукции удостоверяет, что поставляемый им товар соответствует всем требованиям тех. регламентов и сопутствующих им нормативных документов на момент проведения соответствующих исследований продукции.

Существует две схемы получения этого документа:

  1. Первое – декларация соответствия выдается на основании доказательств полученных собственным путем. Проще говоря, вам придется самостоятельно ходить по всевозможным инстанциям типа СЭС и вет. лабораторий и собирать необходимый пакет документов для декларации соответствия именно под вашу продукцию.
  2. Второе – получение декларации соответствия не только на основе собственных доказательств, но и доказательств полученных от органа сертификации. То есть от вас могут потребовать сертификат на продукцию.

Насколько в данный момент все эти схемы актуальны, сказать трудно, так как требования, предъявляемые к любым видам пищевой продукции, постоянно меняются.

Фитосанитарный сертификат.

Само по себе название этого документа говорит о том, что он выдается для продукции растительного происхождения. Выдает и оформляет фитосанитарный сертификат Россельхознадзор или акредитированные организации.

Как правильно и в каком порядке оформлять эти документы, читайте на официальном сайте http://www.rospromtest.ru/.

Торговая точка.

Торговая точка – это, по сути, постоянное место на любом крытом рынке или торговом центре. Уверен, что с арендой подобного места у большинства из вас не возникнет каких-либо проблем. Но как эту точку правильно обустроить и грамотно организовать торговлю, знает далеко не каждый.

В первую очередь, торговое место должно быть оборудовано холодильной камерой, способной вместить в себя 3-4-х дневной объем продукции, в которой клубника должна храниться при температуре 5-8° тепла. Объемная камера нужна для того, чтобы при частой перевозке клубники она не портилась, т. е. вы завезли определенную партию ягоды и то, что не продали за день, просто оставили на месте (наприме: морозильный ларь за 14100 рублей и холодильная витрина за 26700 рублей).

Что касается температуры хранения, то выше обозначенный режим наиболее оптимален для клубники. Если он скакнет в ту или иную сторону, то уже фасованная на прилавке клубника будет резко темнеть и мокнуть, теряя свой товарный вид.

Методы маркетинга и фасовка клубники.

Для того чтобы создать вокруг себя настоящий ажиотаж из целой толпы жаждущих до клубники клиентов, недостаточно поставить на прилавок пару стаканчиков с ягодой. В условиях санкций бизнес по выращиванию клубники должен предоставить потребителю не только вкусный продукты, но и красивый и быть грамотно продан. Добиться высоких продаж в розницу вам помогут несколько маркетинговых трюков:

  1. Трюк первый – «Так много клубники я еще никогда не выдел!». Цель такого подхода –  привлечь внимание покупателей максимально возможным обилием ягоды у вас на прилавке. То есть это могут быть наклонные стеллажи или стеллажи в виде пирамидок, на которые вы выставите клубнику, фасованную во всевозможную упаковку.
  2. Трюк второй – «Я тоже хочу поучаствовать в процессе!». Это означает, что вам не нужно выдавать такие фразы, как в музее: «Руками не трогать!». Нет, клиенты должны принимать самое активное участие во всем этой действе, а именно: вдыхать клубничный аромат, трогать руками и получать самую детальную информацию о технологии выращивания. Ведь если возле вас столпиться 2-3 человека, которые не хотят покупать ягоду, но которые хотят узнать, как вы вырастили это чудо в зимних условиях, то проходящие мимо люди обязательно подойдут и поинтересуются «Чего это там дают?» и с большей долей вероятности что-нибудь купят.
  3. Трюк третий – «А попробовать можно?». Конечно, можно! Почему бы и нет! Поэтому выделите на прилавке отдельное и видное место, на котором поставьте плетеную корзинку с самыми крупными, вкусными и красивыми ягодами с огромной надписью: «На пробу!». Согласитесь, когда за окном зима, то любой, кто попробует маленький кусочек теплого, солнечного лета в виде ароматной и сладкой ягоды, обязательно сделает покупку или по крайней мере запомнит вас в надежде купить клубнику чуть позже, когда его финансовое положения станет более стабильным.
  4. Трюк четвертый – «Я тоже хочу выращивать клубнику». Такое обилие клубники зимой обязательно будет вызывать целый шквал вопросов о ее выращивании. Поэтому тут не нужно скупиться на информацию. Просто закажите в любой типографии простые брошюрки о технике выращивания клубники и раздавайте их всем желающим. Такой подход неизменно повысит ваш авторитет в глазах покупателей, и у них отпадут все сомнения о качестве и пользе предлагаемого вами товара.

Продуктовые магазины и супермаркеты.

Этот способ отлично работает, если у вас нет возможности торговать самостоятельно. Однако у него есть один существенный минус – это низкая стоимость продукции, которая впрочем, окупается свободным временем. Ведь все что вам нужно, это развести товар по точкам и спокойно заниматься своими делами, в том числе и выращиванием клубники.

Но и тут нужно подходить к каждому магазину более избирательно. Первое на что обращайте внимание – это наличие схожего товара. Если в супермаркете нет свежей клубники или, по крайней мере, ее выбор сильно ограничен, то шансы на успешную реализацию многократно повышаются. При этом не лишним будет обговорить с руководством такие детали, как выделение под ваш товар отдельного места или ряда, который можно оформить под вашей торговой маркой.

Второе на что следует обращать внимание – это место где расположен магазин. Я имею в виду высокую платежеспособность его основной массы клиентов. Конечно, формального деления на магазины для бедных и богатых у нас нет, однако чем престижней район, тем выше шанс, что клубника не будет залеживаться на прилавках.

Оптовая сеть.

Что касается этого способа, то он наиболее оптимален, если у вас вообще нет времени, чтобы самостоятельно развозит продукцию по точкам сбыта. В этом случае вам потребуется лишь найти подходящую оптовую компанию, которая всю эту работу за вас и сделает.

Все эти 3 способа реализации клубники не потребуют от вас наличия какого-либо упаковочного оборудования, ибо все, что вам нужно – это упаковка в виде всевозможных корзинок, коробочек и подарочных лент, а также обычная упаковочная пленка. Ведь согласно предлагаемому здесь формату бизнес плана на клубнике (клубничная плантация не более 120 м²), вы будете собирать в день не больше 12 кг клубники, которую с легкостью можно упаковать вручную. Из чего делаем вывод, что вы можете самостоятельно справляться со всем фронтом работ, ни кого не привлекая и тратя на производство не  более 2-3 часов в день.

Капиталовложения в бизнес по выращиванию клубники

Представленный здесь бизнес план выращивания клубники предполагает лишь незначительное капиталовложение, которое в основном сводятся к закупке осветительного оборудования, семян и стройматериалов для конструирования стеллажей и капельной системы полива. Так цены на эти материалы в каждом регионе существенно разнятся, то ниже я приведу лишь список необходимого оборудования, на основе которого вы на месте можете сделать более точные подсчеты:

  • Натриевые лампы мощностью 400 Вт – 80 шт.
  • Резиновые трубки и емкости для монтажа капельной системы – расчет на 80 м² стеллажей.
  • Количество семян, необходимое для получения 8 тыс. маточных кустов. Из расчета: 1 м² клубничной грядки – 100 кустов.
  • Металлопрофиль и любой пригодный материал для изготовления стеллажей и контейнеров.

Ежемесячные расходы.

Основной ежемесячный расход – это плата за электричество. Ведь клубничная плантация будет требовать каждодневного 12-ти часового освещения, а это 11 тыс. 520 кВт энергии, что в сумме оплаты составляет примерно такую цифру – 17 тыс. 280 руб. (1,5 руб. за 1 кВт). При этом на обогрев помещения вы будете тратить минимум электричества, так как такое количество ламп (80 шт.) с легкостью подымут температуру воздуха до заданных параметров – 18-20° тепла.

Итого ежемесячные расходы: 17 тыс. 280 рублей.

Ежемесячный доход.

Для более точных данных мы возьмем с вами помещение под клубничную плантацию общей площадью 120 м², где полезная площадь со стеллажами будет равняться 80 м².

  • Средний ежемесячный урожай составить примерно 4,5 кг клубники с 1 м², что в общей массе равняется 360 кг.
  • Средняя, оптовая  стоимость кг клубники у нас будет 500 руб., так как она резко скачет и, например, осенью может быть ниже, а зимой выше в два раза.
  • Итого:  чистая прибыль за месяц – 160 тыс. руб. Из расчета 180 тыс. руб. за клубнику, минус 20 тыс. руб. за электричество.
  • Точка безубыточности: ежемесячные расходы покрываются продажей 35 кг клубники в месяц, дальше сплошной профит.

Время на создание бизнеса на клубнике – 3-4 месяца.
Окупаемость проекта – 2 месяца.
Рентабельность производства – 70%.

Видео