Каждый, кто интересуется бизнесом, хотя бы раз задумывался о возможности покупки франшизы «Макдоналдс»: ежегодно количество бургерных растет, а посетители с удовольствием проводят в заведениях свободное время. Однако так ли легко воплотить мечты в реальность и открыть собственный ресторан сети в России? Разберемся со всеми вопросами по порядку.
Можно ли купить франшизу ресторана?
Несмотря на то, что дочерние компании «Макдоналдса» — АО «Москва-Макдоналдс» и ООО «Макдоналдс» — заключили несколько договоров коммерческой концессии с предпринимателями, нельзя утверждать, что покупка бизнес-модели стала доступна для всех российских бизнесменов.
«В масштабе планеты мы на 90 % состоим из франшиз. Даже чуть больше. В России у нас на 85 % собственные рестораны. И около 100 ресторанов по франшизе. На глобальном уровне франшизный механизм очень выгоден. Мы открыты для новых партнерств, но развиваться будем по обеим моделям».
Марк Карена, генеральный директор сети с 2018 года.
По заявлению гендиректора представительства в 2018 г. Алексея Семенова, в качестве потенциальных партнеров рассматриваются только компании, которым хватит мощностей для управления конкретным регионом. А именно бизнесмены, способные инвестировать в развитие миллиардный капитал и имеющие достаточно опыта для организации работы масштабного предприятия.
Кстати. Как сообщают Ведомости, в 2017 г. около 15 % или 93 заведения сети принадлежало франчайзи компании. Президент российского представительства Хамзат Хасбулатов заявил, что через 5 лет доля партнерских ресторанов будет увеличена до 20 %.
Стоимость
Условия подписания соглашения с франчайзи на российском рынке никогда не раскрывались. Засекречена информация о размере затрат компании на запуск одного ресторана, что подтвердил Алексей Семенов в интервью для РБК. Поэтому при расчете стоимости покупки франшизы «Макдоналдс» можно опираться только на данные официальных сайтов компании и американских онлайн-агрегаторов.
При заключении соглашения, согласно порталу mcdonalds.com, потенциальным кандидатам предлагаются два варианта покупки франшизы:
- Передача франчайзером или другим владельцем в управление действующего ресторана.
- Самостоятельное открытие точки с привлечением поставщиков и партнерских кредитных организаций компании.
Основные условия:
- паушальный взнос (стоимость франшизы): 45 тыс. $ (2,8 млн руб.);
- ежегодные отчисления (аренда помещения компании, роялти, взнос в маркетинговый фонд): от 12,25 % до 21 % от объема чистых продаж (net sales);
- общий размер инвестиций: от 989 тыс. $ — 2,2 млн $ (62,3 млн руб. — 138,6 млн руб.);
- срок договора: 20 лет.
Корпорация устанавливает обязательный первоначальный взнос в размере 25 % от стоимости вложений. Остальная сумма может быть профинансирована банком-партнером, который предоставляет операторам компании льготные ставки.
«Макдоналдс» гарантирует своим франчайзи поддержку на всех этапах становления бизнеса. В комплекс услуг входят:
- общение с консультантами, имеющими 20-летний опыт управления аналогичным предприятием;
- коммуникация с другими владельцами точек сети;
- доступ к программе комплексного обучения, которая длится 4 месяца;
- маркетинговая поддержка.
Примечание. Президент российской ассоциации франчайзинга Юрий Михайличенко оценивает стоимость открытия одной точки сети в цифрах от 60 до 120 млн руб. Срок окупаемости, по версии инвестиционного эксперта газеты «Коммерсант», — от 1 до 1,5 лет.
Как стать партнером
Сейчас всем интересующимся покупкой франшизы официальный сайт российского представительства предлагает заполнить анкету кандидата во франчайзи и отправить заявку.
Главные вопросы:
- личные данные, сведения об образовании и семье;
- гражданство, регион проживания, срок пребывания;
- информация о финансовом положении: годовой доход, бизнес-активы, недвижимость, наличные деньги и размер инвестиций в развитие сети;
- данные об опыте работы.
В интервью с онлайн-изданиями о сотрудничестве с уже имеющимися партнерами Алексей Семенов и Хамзат Хасбулатов упоминали о требованиях к кандидатам на заключение франчайзингового соглашения. К ним относится:
- Деловая репутация. Главную роль играет опыт ведения бизнеса и заинтересованность в развитии собственного региона.
- Наличие достаточного количества ресурсов. Открытие новых ресторанов и содержание работающих потребует больших вложений, которые исчисляются миллиардами рублей.
В беседе со СМИ Хасбулатов подчеркнул, что выйти на окупаемость можно только благодаря слаженной командной работе. Несмотря на то, что франчайзер ищет в партнеры опытных управленцев, на начальных этапах компания проводит обучение и оказывает помощь в решении проблем бизнеса.
Почему сотрудничать выгодно?
Сегодня знаменитая сеть ресторанов быстрого питания — крупнейшая в мире торговая марка, которая развивается в основном благодаря работе с партнерами. Журнал «Franchise Times» регулярно признает франшизу компании лучшей на рынке. Всего в сети почти 38 000 точек в 120 странах мира, большая часть которых находится в США. Порядка 93 % всех ресторанов при этом развивается франчайзи корпорации.
Основные принципы работы компании сегодня:
- Сохранение доступных цен. Маркетологи постоянно обновляют меню, придумывая бюджетные блюда, создают акции, позволяющие выбирать любимые позиции по демократичным ценам.
- Поддержание уровня сервиса. Главной задачей менеджмент считает сохранение качества услуг при понижении стоимости блюд. Поэтому производство, кухня и сервис постоянно улучшаются и дополняются новыми решениями. Например, одно из последних нововведений компании — обслуживание клиентов за столами, что исключает образование очереди.
- Использование продуктов, произведенных местными брендами. Для борьбы с конкурентами «Макдоналдс» переориентировался на закупку качественного сырья в России, внося свой вклад в экономику страны.
- Благотворительность. Бизнес регулярно принимает участие в социальных программах и инвестирует в российские проекты, помогающие больным детям.
Основная аудитория ресторана — подростки и молодые люди до 21 года. Однако корпорация не оставила идею продвижения кафе как семейного заведения. Поэтому в меню есть позиции для детей, которые готовятся по принципам здорового сбалансированного питания.
Продуманная концепция и маркетинг позволяют корпорации удерживать первенство среди аналогичных заведений. Согласно исследованию холдинга «Ромир», рынок фастфуда в России растет каждый год, а «Макдоналдс» остается лидером по посещаемости, оставив далеко позади таких гигантов, как «KFC» и «Burger King».
Особенности развития «Макдоналдса» на российском рынке
Продвижение сети в России сильно отличается от американской и европейской модели развития. В 1990 г. в Москве на Пушкинской площади открылся первый ресторан, который по сей день считается флагманом компании в стране и одной из самых больших закусочных в мире.
С тех пор американский гигант при помощи дочерних компаний АО «Москва-Макдоналдс» и ООО «Макдоналдс» предпочитает открывать точки в разных регионах страны самостоятельно.
Сегодня известно только о трех франчайзинговых соглашениях корпорации, каждое из которых заключено с крупными предпринимателями. В интервью РБК в 2017 г. Алексей Семенов заявил, что предложения на приобретение бизнеса поступают регулярно. Но при этом компания не готова делиться перспективными рынками, отдавая их партнерам.
Первая франшиза была продана в апреле 2012 г. компании «Развитие Рост» — «дочке» «Росинтер». Фирма занимается продвижением ресторанного бизнеса в транспортных хабах, в частности московских и петербургских аэропортах.
Заметка. По словам президента российского «Макдоналдса» Хамзата Хасбулатова, представительство не торопилось с продажей франшизы, поскольку занималось отладкой бизнес-процессов: выстраиванием системы логистики, производства и налаживания отношений с поставщиками.
Вторая крупная сделка — подписание договора с ООО «ГиД», принадлежащим сибирскому предпринимателю Александру Говору. К сотрудничеству с ним компанию подтолкнула история развития бизнеса и опыт предпринимателя: семья Говора владеет сетью заправок Лукойл по франшизе. По данным РБК, он вложил в продвижение сети около 3 млрд руб.
«Мы выбрали Александра Говора, потому что у него хорошая деловая репутация, он сам построил свой бизнес, что называется self-made man. Александр не просто состоятельный человек, который может инвестировать деньги в проект, он заинтересован в развитии своего региона».
Алексей Семенов, управляющий директор «Макдоналдс» в России до 2018 года.
Бизнесмен начал открывать закусочные в Томской, Кемеровской и Новосибирской областях, а также в Алтайском крае. В управление компания также передала Говору несколько работающих ресторанов.
Третий партнер представительства «Макдоналдса» в России — ООО «Региональная сеть продовольственного питания». Компания на 100 % принадлежит одному из самых успешных предпринимателей Казахстана Кайрату Боранбаеву. Известно, что он развивал сеть в странах СНГ с 2013 г., а после заключения договора в 2017 г. получил в управление 67 российских ресторанов, которые находятся в Уральском и Приволжском федеральных округах. В 2018 г. стало известно, что организации принадлежит 78 закусочных.
Как дальше будет развиваться сеть, пока неизвестно. Действующий генеральный директор представительства Марк Карена заявил, что в планах «Макдоналдс» на 2020 г. — расширение географии: новые точки откроются в Хабаровске и Владивостоке, а количество ресторанов в России увеличится до 800.
Сколько зарабатывают франчайзи в России
Зарубежный опыт открытия бизнеса по франшизе доказывает, что на заработок партнера «Макдоналдс» влияет несколько факторов:
- Расположение. Содержание закусочной требует больших ежемесячных расходов, поэтому важно увеличивать количество и сумму чеков. Хорошая проходимость обеспечит заведению финансовую устойчивость.
- Менеджмент. Компания предоставляет франчайзи все инструменты для эффективного управления рестораном, но коммерческие способности и умение принимать решения владельца бизнеса обязательно скажутся на всех показателях компании.
- Размер переменных и постоянных затрат. Оптимизация издержек важна для любого предприятия: чем ниже издержки, тем выше прибыль. Успех бизнеса зависит от арендных платежей, ставки роялти, размера зарплатного фонда и других показателей.
В Америке владелец одного ресторана сети может заработать от 50 тыс. $ до 700 тыс. $, или от 3,2 млн руб. до 44,1 млн руб., чистой прибыли в год. Как обстоит дело с заработком франчайзи в России?
В тему: В США франшиза McDonald до сих пор одна из самых востребованных.
Название ООО | Количество точек | Выручка, млн руб. | Чистая прибыль, млн руб. |
---|---|---|---|
«Развитие Рост» | 3 | 531,6 | 34,7 |
«ГиД» | 15 | 840,2 | -238,6 |
«СПС» | 78 | 9 979 | -213,1 |
Источник: данные портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС, РБК
Несмотря на то, что два партнера корпорации терпят убытки, их потери в сравнении с 2017 г. уменьшились. По мнению регионального представителя Российской ассоциации франчайзинга в Тюменской области Андрея Разуваева, это может быть связано с особенностями географического расположения точек, принадлежащих франчайзи. Удаление регионов от столицы вызывает проблемы в системе снабжения и управления. Чтобы отладить все процессы, бизнесу требуется время.