Купить франшизу популярного ресторана в России — непростая задача. Руководство российского представительства сотрудничает только с крупными предпринимателями, готовыми принять в управление сразу несколько точек, находящихся в конкретном регионе. По оценкам экспертов, стоимость открытия одной закусочной – от 60-120 млн руб.

Каждый, кто интересуется бизнесом, хотя бы раз задумывался о возможности покупки франшизы «Макдоналдс»: ежегодно количество бургерных растет, а посетители с удовольствием проводят в заведениях свободное время. Однако так ли легко воплотить мечты в реальность и открыть собственный ресторан сети в России? Разберемся со всеми вопросами по порядку.

Можно ли купить франшизу ресторана?

Несмотря на то, что дочерние компании «Макдоналдса» — АО «Москва-Макдоналдс» и ООО «Макдоналдс» — заключили несколько договоров коммерческой концессии с предпринимателями, нельзя утверждать, что покупка бизнес-модели стала доступна для всех российских бизнесменов.

«В масштабе планеты мы на 90 % состоим из франшиз. Даже чуть больше. В России у нас на 85 % собственные рестораны. И около 100 ресторанов по франшизе. На глобальном уровне франшизный механизм очень выгоден. Мы открыты для новых партнерств, но развиваться будем по обеим моделям».

Марк Карена, генеральный директор сети с 2018 года.

По заявлению гендиректора представительства в 2018 г. Алексея Семенова, в качестве потенциальных партнеров рассматриваются только компании, которым хватит мощностей для управления конкретным регионом. А именно бизнесмены, способные инвестировать в развитие миллиардный капитал и имеющие достаточно опыта для организации работы масштабного предприятия.

Кстати. Как сообщают Ведомости, в 2017 г. около 15 % или 93 заведения сети принадлежало франчайзи компании. Президент российского представительства Хамзат Хасбулатов заявил, что через 5 лет доля партнерских ресторанов будет увеличена до 20 %. 

Стоимость

Условия подписания соглашения с франчайзи на российском рынке никогда не раскрывались. Засекречена информация о размере затрат компании на запуск одного ресторана, что подтвердил Алексей Семенов в интервью для РБК. Поэтому при расчете стоимости покупки франшизы «Макдоналдс» можно опираться только на данные официальных сайтов компании и американских онлайн-агрегаторов.

При заключении соглашения, согласно порталу mcdonalds.com, потенциальным кандидатам предлагаются два варианта покупки франшизы:

  1. Передача франчайзером или другим владельцем в управление действующего ресторана.
  2. Самостоятельное открытие точки с привлечением поставщиков и партнерских кредитных организаций компании.

Основные условия:

  • паушальный взнос (стоимость франшизы): 45 тыс. $ (2,8 млн руб.);
  • ежегодные отчисления (аренда помещения компании, роялти, взнос в маркетинговый фонд): от 12,25 % до 21 % от объема чистых продаж (net sales);
  • общий размер инвестиций: от 989 тыс. $ — 2,2 млн $ (62,3 млн руб. — 138,6 млн руб.);
  • срок договора: 20 лет.

Корпорация устанавливает обязательный первоначальный взнос в размере 25 % от стоимости вложений. Остальная сумма может быть профинансирована банком-партнером, который предоставляет операторам компании льготные ставки.

«Макдоналдс» гарантирует своим франчайзи поддержку на всех этапах становления бизнеса. В комплекс услуг входят:

  • общение с консультантами, имеющими 20-летний опыт управления аналогичным предприятием;
  • коммуникация с другими владельцами точек сети;
  • доступ к программе комплексного обучения, которая длится 4 месяца;
  • маркетинговая поддержка.

Примечание. Президент российской ассоциации франчайзинга Юрий Михайличенко оценивает стоимость открытия одной точки сети в цифрах от 60 до 120 млн руб. Срок окупаемости, по версии инвестиционного эксперта газеты «Коммерсант», — от 1 до 1,5 лет.

Как стать партнером

Сейчас всем интересующимся покупкой франшизы официальный сайт российского представительства предлагает заполнить анкету кандидата во франчайзи и отправить заявку.

Главные вопросы:

  • личные данные, сведения об образовании и семье;
  • гражданство, регион проживания, срок пребывания;
  • информация о финансовом положении: годовой доход, бизнес-активы, недвижимость, наличные деньги и размер инвестиций в развитие сети;
  • данные об опыте работы.

В интервью с онлайн-изданиями о сотрудничестве с уже имеющимися партнерами Алексей Семенов и Хамзат Хасбулатов упоминали о требованиях к кандидатам на заключение франчайзингового соглашения. К ним относится:

  1. Деловая репутация. Главную роль играет опыт ведения бизнеса и заинтересованность в развитии собственного региона.
  2. Наличие достаточного количества ресурсов. Открытие новых ресторанов и содержание работающих потребует больших вложений, которые исчисляются миллиардами рублей.

В беседе со СМИ Хасбулатов подчеркнул, что выйти на окупаемость можно только благодаря слаженной командной работе. Несмотря на то, что франчайзер ищет в партнеры опытных управленцев, на начальных этапах компания проводит обучение и оказывает помощь в решении проблем бизнеса.

Почему сотрудничать выгодно?

Сегодня знаменитая сеть ресторанов быстрого питания — крупнейшая в мире торговая марка, которая развивается в основном благодаря работе с партнерами. Журнал «Franchise Times» регулярно признает франшизу компании лучшей на рынке. Всего в сети почти 38 000 точек в 120 странах мира, большая часть которых находится в США. Порядка 93 % всех ресторанов при этом развивается франчайзи корпорации.

Основные принципы работы компании сегодня:

  1. Сохранение доступных цен. Маркетологи постоянно обновляют меню, придумывая бюджетные блюда, создают акции, позволяющие выбирать любимые позиции по демократичным ценам.
  2. Поддержание уровня сервиса. Главной задачей менеджмент считает сохранение качества услуг при понижении стоимости блюд. Поэтому производство, кухня и сервис постоянно улучшаются и дополняются новыми решениями. Например, одно из последних нововведений компании — обслуживание клиентов за столами, что исключает образование очереди.
  3. Использование продуктов, произведенных местными брендами. Для борьбы с конкурентами «Макдоналдс» переориентировался на закупку качественного сырья в России, внося свой вклад в экономику страны.
  4. Благотворительность. Бизнес регулярно принимает участие в социальных программах и инвестирует в российские проекты, помогающие больным детям.

Основная аудитория ресторана — подростки и молодые люди до 21 года. Однако корпорация не оставила идею продвижения кафе как семейного заведения. Поэтому в меню есть позиции для детей, которые готовятся по принципам здорового сбалансированного питания.  

Продуманная концепция и маркетинг позволяют корпорации удерживать первенство среди аналогичных заведений. Согласно исследованию холдинга «Ромир», рынок фастфуда в России растет каждый год, а «Макдоналдс» остается лидером по посещаемости, оставив далеко позади таких гигантов, как «KFC» и «Burger King».

Особенности развития «Макдоналдса» на российском рынке

Продвижение сети в России сильно отличается от американской и европейской модели развития. В 1990 г. в Москве на Пушкинской площади открылся первый ресторан, который по сей день считается флагманом компании в стране и одной из самых больших закусочных в мире.

С тех пор американский гигант при помощи дочерних компаний АО «Москва-Макдоналдс» и ООО «Макдоналдс» предпочитает открывать точки в разных регионах страны самостоятельно.

Сегодня известно только о трех франчайзинговых соглашениях корпорации, каждое из которых заключено с крупными предпринимателями. В интервью РБК в 2017 г. Алексей Семенов заявил, что предложения на приобретение бизнеса поступают регулярно. Но при этом компания не готова делиться перспективными рынками, отдавая их партнерам.

Первая франшиза была продана в апреле 2012 г. компании «Развитие Рост» — «дочке» «Росинтер». Фирма занимается продвижением ресторанного бизнеса в транспортных хабах, в частности московских и петербургских аэропортах.

Заметка. По словам президента российского «Макдоналдса» Хамзата Хасбулатова, представительство не торопилось с продажей франшизы, поскольку занималось отладкой бизнес-процессов: выстраиванием системы логистики, производства и налаживания отношений с поставщиками.

Вторая крупная сделка — подписание договора с ООО «ГиД», принадлежащим сибирскому предпринимателю Александру Говору. К сотрудничеству с ним компанию подтолкнула история развития бизнеса и опыт предпринимателя: семья Говора владеет сетью заправок Лукойл по франшизе. По данным РБК, он вложил в продвижение сети около 3 млрд руб.

«Мы выбрали Александра Говора, потому что у него хорошая деловая репутация, он сам построил свой бизнес, что называется self-made man. Александр не просто состоятельный человек, который может инвестировать деньги в проект, он заинтересован в развитии своего региона».

Алексей Семенов, управляющий директор «Макдоналдс» в России до 2018 года.

Бизнесмен начал открывать закусочные в Томской, Кемеровской и Новосибирской областях, а также в Алтайском крае. В управление компания также передала Говору несколько работающих ресторанов.

Третий партнер представительства «Макдоналдса» в России — ООО «Региональная сеть продовольственного питания». Компания на 100 % принадлежит одному из самых успешных предпринимателей Казахстана Кайрату Боранбаеву. Известно, что он развивал сеть в странах СНГ с 2013 г., а после заключения договора в 2017 г. получил в управление 67 российских ресторанов, которые находятся в Уральском и Приволжском федеральных округах. В 2018 г. стало известно, что организации принадлежит 78 закусочных.

Как дальше будет развиваться сеть, пока неизвестно. Действующий генеральный директор представительства Марк Карена заявил, что в планах «Макдоналдс» на 2020 г. — расширение географии: новые точки откроются в Хабаровске и Владивостоке, а количество ресторанов в России увеличится до 800.

Сколько зарабатывают франчайзи в России

Зарубежный опыт открытия бизнеса по франшизе доказывает, что на заработок партнера «Макдоналдс» влияет несколько факторов:

  1. Расположение. Содержание закусочной требует больших ежемесячных расходов, поэтому важно увеличивать количество и сумму чеков. Хорошая проходимость обеспечит заведению финансовую устойчивость.
  2. Менеджмент. Компания предоставляет франчайзи все инструменты для эффективного управления рестораном, но коммерческие способности и умение принимать решения владельца бизнеса обязательно скажутся на всех показателях компании.
  3. Размер переменных и постоянных затрат. Оптимизация издержек важна для любого предприятия: чем ниже издержки, тем выше прибыль. Успех бизнеса зависит от арендных платежей, ставки роялти, размера зарплатного фонда и других показателей.

В Америке владелец одного ресторана сети может заработать от 50 тыс. $ до 700 тыс. $, или от 3,2 млн руб. до 44,1 млн руб., чистой прибыли в год. Как обстоит дело с заработком франчайзи в России?

В тему: В США франшиза McDonald до сих пор одна из самых востребованных.

Таблица 1. Основные финансовые показатели партнеров российского представительства «Макдоналдс» за 2018 г.

Название ООО

Количество точек

Выручка, млн руб.

Чистая прибыль, млн руб.

«Развитие Рост»

3

531,6

34,7

«ГиД»

15

840,2

-238,6

«СПС»

78

9 979

-213,1

Источник: данные портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС, РБК

Несмотря на то, что два партнера корпорации терпят убытки, их потери в сравнении с 2017 г. уменьшились. По мнению регионального представителя Российской ассоциации франчайзинга в Тюменской области Андрея Разуваева, это может быть связано с особенностями географического расположения точек, принадлежащих франчайзи. Удаление регионов от столицы вызывает проблемы в системе снабжения и управления. Чтобы отладить все процессы, бизнесу требуется время.