Цифровая экономика полностью меняет хозяйственные взаимоотношения и бизнес-процессы. Формируют ее не только технологические компании, деятельность которых основана на передовых технологиях взаимодействия с клиентом. Она затрагивает все сферы повседневной жизни, производства, услуг, госуправления, финансов, образования, здравоохранения, инфраструктуры, куда проникают цифровые трансформации.

Начавшаяся в 80-х годах 20 века цифровая революция вышла на новый виток развития и затронула все сферы жизни людей и экономики в целом. Становление цифровой экономики (ЦЭ) стало приоритетным направлением для большинства стран мира, которое выражено не только построением информационной инфраструктуры, но и проведением целенаправленной политики, программ, направленных на поддержку внедрения ИТ-технологий во всех сферах.

Основные понятия

Исследование, проведенное НИУ ВШЭ в 2019 г., показало, что единого определения для понятия цифровой экономики не существует ни в мире, ни в России.

Например, Всемирный банк охарактеризовал ЦЭ в 2016 г., как «…новый уклад экономики, основанной на знаниях и цифровых технологиях, в рамках которой формируются новые цифровые навыки и возможности у общества, бизнеса и государства». А Европейский парламент видит цифровую экономику как «сложную структуру, которая состоит из нескольких слоев, уровней, связанных между собой бесконечным, постоянно растущим количеством узлов…».

Во время послания Федеральному Собранию в 2016 г. Владимир Путин назвал ЦЭ экономикой нового поколения. А ВШЭ предложила для упрощения статистических наблюдений применять определение ЦЭ, как «…деятельности по созданию, распространению и использованию цифровых технологий и связанных с ними продуктов, услуг».

Источник: freepik.com/108motiongraphic

Источник: freepik.com/108motiongraphic

В любом случае ЦЭ не рассматривается как отдельная отрасль или сфера. Это абсолютно новое состояние экономики в целом, в которой цифровые технологии в разной степени охватывают все или отдельные направления.

Отличия, перспективы и вызовы

Рассматривать обычную и цифровую экономику как взаимоисключающие понятия будет некорректно. Внедрение новых технологий происходит медленно и не повсеместно. Даже для стран – экономических лидеров характерен длительный период реализации политики цифрового развития.

Философия мира изменилась на фоне перехода от аналоговых технологий к цифровым. Но если первыми предпосылками были повсеместное распространение интернета, применение персональных компьютеров, мобильных устройств для связи, то новый виток трансформаций связан с внедрением сквозных технологий.

Беспроводная связь, робототехника, интернет вещей, искусственный интеллект неизбежно приведут к трансформации моделей ведения бизнеса и изменениям в социальной сфере. Главными преимуществами в краткосрочной перспективе называют:

  • рост производительности труда и добавочной стоимости, прибыли;
  • снижение себестоимости, конечной цены товара, услуг;
  • появление новых профессий и создание рабочих мест;
  • доступность услуг, товаров для населения;
  • преодоление бедности, сокращение разрыва между социальными слоями.

Фактически внедрение цифровых технологий будет влиять на конкурентоспособность как отдельно взятых компаний, производителей, так и национальных экономик на международном рынке.

Источник: Andrea Piacquadio/ pexels.com

Источник: Andrea Piacquadio/ pexels.com

Но нельзя сбрасывать с весов и негативные последствия цифровизации, с которыми еще придется столкнуться обществу:

  1. Традиционные рынки будут сжиматься, а некоторые вовсе исчезнут. Так, по мнению экспертов, доля онлайн-торговли к 2025 г. вырастет до 30–40% товарооборота, отвоевав рынок у офлайн-ритейла.
  2. Некоторые традиционные профессии полностью исчезнут, так как их заменят автоматизированные системы. В случае одномоментной автоматизации, в России бы было ликвидировано 49,3% рабочих мест.
  3. Увеличится доля неустойчивой, частичной, разовой и нестандартной занятости. Но повысится спрос на творчество и неалгоритмизируемый труд, специалистов, готовых использовать новые технологии. По данным McKinsey, к 2030 г. около 14,3% трудоспособного населения мира будут вынуждены сменить профессию.
  4. Компании будут испытывать дефицит в кадрах новых направлений, связанных с анализом больших данных, искусственным интеллектом, виртуальной реальностью, робототехникой, интернетом вещей. Серьезное препятствие – отсутствие специалистов, способных обучать студентов и персонал цифровым компетенциям и навыкам.

Основной опасностью называют растущие киберугрозы. В 2020 г., по данным исследования Positive Technologies, количество киберинцидентов в России выросло на 51%. Причем 7 из 10 были целенаправленными.

Скрин с Positive Technologies. Организации-жертвы кибератак в 2020 г.

Скрин с Positive Technologies. Организации-жертвы кибератак в 2020 г.

Больше всего мошенников интересуют промышленные предприятия, медицинские и государственные учреждения – 86% атак были направлены именно на организации, 14% – на частных лиц.

Тренды 2020 г.: применение шифровальщиков, увеличение сумм выкупа, целенаправленный выбор жертв.

Скрин с Positive Technologies. Типы украденных данных при атаках на компании

Скрин с Positive Technologies. Типы украденных данных при атаках на компании

Остается высоким недоверие населения к цифровым технологиям, а также «цифровой разрыв» – доступ к онлайн-продуктам, в том числе образованию, товарам для разных слоев, что отражается на благосостоянии.

Главные тренды

Все современные информационно-коммуникационные технологии влияют на развитие цифровой экономики. Выделим основные, наиболее важные технологические тренды:

  1. Облачные вычисления (Cloud Computing) – моментальный сетевой доступ по требованию к удалённым хранилищам данных и вычислительным ресурсам с любого устройства без привязки к рабочему месту.
  2. Большие данные (Big Data) – программные продукты, обеспечивающие сбор и анализ больших объемов информации с высокой скоростью для принятия оперативных и стратегических бизнес-решений.
  3. Интернет вещей (IoT) – объединение технологий с подключением оборудования (техники, вещей), оснащенного специальными датчиками, к интернету для удаленного мониторинга и управления процессами. Яркие примеры: умный дом, автоматизация производства с удаленным управлением по показаниям датчиков.
  4. Когнитивные технологии – интеллектуализированные системы, приложения, которые «подменяют» человека, «работают» с его подсознанием. Примеры: автопилот, автоматизированное обслуживание клиентов, программы для выявления мошенников, угроз в банковском секторе, управление голосом и т.д.
  5. Виртуальная валюта – деньги без материального воплощения, но которые используют как полноценный денежный знак. Пример, Юмани-Деньги, WebMoney.
  6. BlockChain – децентрализованные базы данных, которые построены на цепочке блоков и защищены от фальсификации.

Криптовалюта (не путать с виртуальными деньгами) – цифровая валюта, которая «живет» в интернете, не имеет эмиссионного центра и бумажной формы.

Уровень цифровизации и программа развития в России

Чтобы не остаться на задворках цивилизации, Россия пошла по пути цифровизации. Но до мировых лидеров нам еще далеко. Аналитики Euler Hermes в ежегодном рейтинге по уровню цифровизации, по состоянию на 2020 год, разместили Россию на 38 месте из 115 между Тайландом и Кипром. Лидеры рейтинга – США, Германия, Дания, Китай.

Однако национальная программа «Цифровая экономика», запущенная в 2019 г., уже дает результаты и обещает приблизить РФ к уровню ведущих зарубежных стран.

Так, Аналитический центр при Правительстве и Клуб ИТ-директоров 4CIO, подводя итоги развития в 2020 г., отметили, что:

  1. Большинство госуслуг, включая контрольно-надзорную деятельность и государственные функции, переведены «в цифру».
  2. Число госкомпаний, внедряющих цифровые стратегии, выросло с 25% до 48%.
  3. По всем отраслям средний уровень цифровизации процессов достиг 54%.
  4. До 85% крупных компаний внедрили технологии искусственного интеллекта.

Исследование Deloitte СНГ и SAP показало, что быстрее всего адаптируются к новым реалиям компании, которые работают с потребителями напрямую. Лидерами цифровой трансформации в России в 2020 г. стали:

  1. Банковский сектор.
  2. Торговля.
  3. Телекоммуникационная отрасль.

На промежуточном уровне находятся производители потребительских товаров и автомобилестроение. Внедрение ИТ-технологий идет медленными темпами в топливно-энергетическом комплексе, металлургии, медицине, фармацевтике и машиностроении.

«Для достижения высокого уровня цифровизации в России все еще существуют ощутимые барьеры: консервативность и непрозрачность части индустрий; необходимость значительных инвестиций в условиях регулярных кризисов. Сейчас компаниям требуется сфокусироваться на изменении бизнес-процессов по всем направлениям параллельно с внедрением цифровой культуры»

Алексей Петунин, исполнительный директор SAP CIS.
Источник: РБК

В Минцифры считают, что «цифровой зрелости» социальная сфера и экономика России достигнут к 2030 г.

В национальной программе поставлены цели к 2024 г.:

  1. Увеличить долю участия России в мировом ИТ-рынке до 10%.
  2. Обеспечить 97% населения широкополосным интернетом со скоростью не менее 100 Мбит/с.
  3. Увеличить кол-во ИТ-специалистов – выпускников российских вузов до 120 тыс. человек в год.
  4. Обеспечить покрытие 5G всех городов-миллионников.
  5. 100% школ оснастить внутренней инфраструктурой для Wi-Fi сетей.

Уже к концу 2021 г. должны оснастить все социально значимые объекты, включая учебные заведения, фельдшерские и акушерские пункты, органы госвласти, МЧС, МВД, учреждения культуры доступом к интернету.

Для стартапов в области разработки отечественных программных продуктов предусмотрены гранты и венчурные инвестиции, налоговые послабления и льготное кредитование.

«Для нашей страны, в условиях санкционного давления и неблагоприятных демографических тенденций, это верный путь для ускорения темпов роста ВВП и возможность пройти путь многих азиатских стран, которые смогли за счет внедрения передовых технологий стать локомотивом глобальной экономики»

Аарон Хомский, руководитель инвестиционного департамента ICB Fund