Цифровая экономика полностью меняет хозяйственные взаимоотношения и бизнес-процессы. Формируют ее не только технологические компании, деятельность которых основана на передовых технологиях взаимодействия с клиентом. Она затрагивает все сферы повседневной жизни, производства, услуг, госуправления, финансов, образования, здравоохранения, инфраструктуры, куда проникают цифровые трансформации.
Начавшаяся в 80-х годах 20 века цифровая революция вышла на новый виток развития и затронула все сферы жизни людей и экономики в целом. Становление цифровой экономики (ЦЭ) стало приоритетным направлением для большинства стран мира, которое выражено не только построением информационной инфраструктуры, но и проведением целенаправленной политики, программ, направленных на поддержку внедрения ИТ-технологий во всех сферах.
Основные понятия
Исследование, проведенное НИУ ВШЭ в 2019 г., показало, что единого определения для понятия цифровой экономики не существует ни в мире, ни в России.
Например, Всемирный банк охарактеризовал ЦЭ в 2016 г., как «…новый уклад экономики, основанной на знаниях и цифровых технологиях, в рамках которой формируются новые цифровые навыки и возможности у общества, бизнеса и государства». А Европейский парламент видит цифровую экономику как «сложную структуру, которая состоит из нескольких слоев, уровней, связанных между собой бесконечным, постоянно растущим количеством узлов…».
Во время послания Федеральному Собранию в 2016 г. Владимир Путин назвал ЦЭ экономикой нового поколения. А ВШЭ предложила для упрощения статистических наблюдений применять определение ЦЭ, как «…деятельности по созданию, распространению и использованию цифровых технологий и связанных с ними продуктов, услуг».
Источник: freepik.com/108motiongraphic
В любом случае ЦЭ не рассматривается как отдельная отрасль или сфера. Это абсолютно новое состояние экономики в целом, в которой цифровые технологии в разной степени охватывают все или отдельные направления.
Отличия, перспективы и вызовы
Рассматривать обычную и цифровую экономику как взаимоисключающие понятия будет некорректно. Внедрение новых технологий происходит медленно и не повсеместно. Даже для стран – экономических лидеров характерен длительный период реализации политики цифрового развития.
Философия мира изменилась на фоне перехода от аналоговых технологий к цифровым. Но если первыми предпосылками были повсеместное распространение интернета, применение персональных компьютеров, мобильных устройств для связи, то новый виток трансформаций связан с внедрением сквозных технологий.
Беспроводная связь, робототехника, интернет вещей, искусственный интеллект неизбежно приведут к трансформации моделей ведения бизнеса и изменениям в социальной сфере. Главными преимуществами в краткосрочной перспективе называют:
- рост производительности труда и добавочной стоимости, прибыли;
- снижение себестоимости, конечной цены товара, услуг;
- появление новых профессий и создание рабочих мест;
- доступность услуг, товаров для населения;
- преодоление бедности, сокращение разрыва между социальными слоями.
Фактически внедрение цифровых технологий будет влиять на конкурентоспособность как отдельно взятых компаний, производителей, так и национальных экономик на международном рынке.
Источник: Andrea Piacquadio/ pexels.com
Но нельзя сбрасывать с весов и негативные последствия цифровизации, с которыми еще придется столкнуться обществу:
- Традиционные рынки будут сжиматься, а некоторые вовсе исчезнут. Так, по мнению экспертов, доля онлайн-торговли к 2025 г. вырастет до 30–40% товарооборота, отвоевав рынок у офлайн-ритейла.
- Некоторые традиционные профессии полностью исчезнут, так как их заменят автоматизированные системы. В случае одномоментной автоматизации, в России бы было ликвидировано 49,3% рабочих мест.
- Увеличится доля неустойчивой, частичной, разовой и нестандартной занятости. Но повысится спрос на творчество и неалгоритмизируемый труд, специалистов, готовых использовать новые технологии. По данным McKinsey, к 2030 г. около 14,3% трудоспособного населения мира будут вынуждены сменить профессию.
- Компании будут испытывать дефицит в кадрах новых направлений, связанных с анализом больших данных, искусственным интеллектом, виртуальной реальностью, робототехникой, интернетом вещей. Серьезное препятствие – отсутствие специалистов, способных обучать студентов и персонал цифровым компетенциям и навыкам.
Основной опасностью называют растущие киберугрозы. В 2020 г., по данным исследования Positive Technologies, количество киберинцидентов в России выросло на 51%. Причем 7 из 10 были целенаправленными.
Скрин с Positive Technologies. Организации-жертвы кибератак в 2020 г.
Больше всего мошенников интересуют промышленные предприятия, медицинские и государственные учреждения – 86% атак были направлены именно на организации, 14% – на частных лиц.
Тренды 2020 г.: применение шифровальщиков, увеличение сумм выкупа, целенаправленный выбор жертв.
Скрин с Positive Technologies. Типы украденных данных при атаках на компании
Остается высоким недоверие населения к цифровым технологиям, а также «цифровой разрыв» – доступ к онлайн-продуктам, в том числе образованию, товарам для разных слоев, что отражается на благосостоянии.
Главные тренды
Все современные информационно-коммуникационные технологии влияют на развитие цифровой экономики. Выделим основные, наиболее важные технологические тренды:
- Облачные вычисления (Cloud Computing) – моментальный сетевой доступ по требованию к удалённым хранилищам данных и вычислительным ресурсам с любого устройства без привязки к рабочему месту.
- Большие данные (Big Data) – программные продукты, обеспечивающие сбор и анализ больших объемов информации с высокой скоростью для принятия оперативных и стратегических бизнес-решений.
- Интернет вещей (IoT) – объединение технологий с подключением оборудования (техники, вещей), оснащенного специальными датчиками, к интернету для удаленного мониторинга и управления процессами. Яркие примеры: умный дом, автоматизация производства с удаленным управлением по показаниям датчиков.
- Когнитивные технологии – интеллектуализированные системы, приложения, которые «подменяют» человека, «работают» с его подсознанием. Примеры: автопилот, автоматизированное обслуживание клиентов, программы для выявления мошенников, угроз в банковском секторе, управление голосом и т.д.
- Виртуальная валюта – деньги без материального воплощения, но которые используют как полноценный денежный знак. Пример, Юмани-Деньги, WebMoney.
- BlockChain – децентрализованные базы данных, которые построены на цепочке блоков и защищены от фальсификации.
Криптовалюта (не путать с виртуальными деньгами) – цифровая валюта, которая «живет» в интернете, не имеет эмиссионного центра и бумажной формы.
Уровень цифровизации и программа развития в России
Чтобы не остаться на задворках цивилизации, Россия пошла по пути цифровизации. Но до мировых лидеров нам еще далеко. Аналитики Euler Hermes в ежегодном рейтинге по уровню цифровизации, по состоянию на 2020 год, разместили Россию на 38 месте из 115 между Тайландом и Кипром. Лидеры рейтинга – США, Германия, Дания, Китай.
Однако национальная программа «Цифровая экономика», запущенная в 2019 г., уже дает результаты и обещает приблизить РФ к уровню ведущих зарубежных стран.
Так, Аналитический центр при Правительстве и Клуб ИТ-директоров 4CIO, подводя итоги развития в 2020 г., отметили, что:
- Большинство госуслуг, включая контрольно-надзорную деятельность и государственные функции, переведены «в цифру».
- Число госкомпаний, внедряющих цифровые стратегии, выросло с 25% до 48%.
- По всем отраслям средний уровень цифровизации процессов достиг 54%.
- До 85% крупных компаний внедрили технологии искусственного интеллекта.
Исследование Deloitte СНГ и SAP показало, что быстрее всего адаптируются к новым реалиям компании, которые работают с потребителями напрямую. Лидерами цифровой трансформации в России в 2020 г. стали:
- Банковский сектор.
- Торговля.
- Телекоммуникационная отрасль.
На промежуточном уровне находятся производители потребительских товаров и автомобилестроение. Внедрение ИТ-технологий идет медленными темпами в топливно-энергетическом комплексе, металлургии, медицине, фармацевтике и машиностроении.
«Для достижения высокого уровня цифровизации в России все еще существуют ощутимые барьеры: консервативность и непрозрачность части индустрий; необходимость значительных инвестиций в условиях регулярных кризисов. Сейчас компаниям требуется сфокусироваться на изменении бизнес-процессов по всем направлениям параллельно с внедрением цифровой культуры»
Алексей Петунин, исполнительный директор SAP CIS.
Источник: РБК
В Минцифры считают, что «цифровой зрелости» социальная сфера и экономика России достигнут к 2030 г.
В национальной программе поставлены цели к 2024 г.:
- Увеличить долю участия России в мировом ИТ-рынке до 10%.
- Обеспечить 97% населения широкополосным интернетом со скоростью не менее 100 Мбит/с.
- Увеличить кол-во ИТ-специалистов – выпускников российских вузов до 120 тыс. человек в год.
- Обеспечить покрытие 5G всех городов-миллионников.
- 100% школ оснастить внутренней инфраструктурой для Wi-Fi сетей.
Уже к концу 2021 г. должны оснастить все социально значимые объекты, включая учебные заведения, фельдшерские и акушерские пункты, органы госвласти, МЧС, МВД, учреждения культуры доступом к интернету.
Для стартапов в области разработки отечественных программных продуктов предусмотрены гранты и венчурные инвестиции, налоговые послабления и льготное кредитование.
«Для нашей страны, в условиях санкционного давления и неблагоприятных демографических тенденций, это верный путь для ускорения темпов роста ВВП и возможность пройти путь многих азиатских стран, которые смогли за счет внедрения передовых технологий стать локомотивом глобальной экономики»
Аарон Хомский, руководитель инвестиционного департамента ICB Fund