15 ноября 2020 года системе «Платон» исполнилось 5 лет. За это время здесь зарегистрировалось 1,4 млн грузовиков, а суммарные сборы составили 130 млрд рублей, за счет собранных денежных средств отремонтировано почти 3 000 км автомобильных дорог и 31 мост.

Система взимания платы «Платон» (расшифровывается «Плата за тонну») была запущена 15 ноября 2015 г. для сбора платежей с грузового транспорта, который в наибольшей степени разрушает трассы, собранные средства направляются для ремонта и строительство автомобильных дорог и дорожно-транспортной инфраструктуры.

«Принятие решений для развития цифровизации в транспортной отрасли и принятие нормативно-правовых актов должно быть основано на статистике, которой нет даже по деятельности крупных компаний. «Платон» провел регистрацию реальных владельцев транспортных средств, то есть перевозчиков, и это единственная система, которая позволила получить статистику о передвижении большегрузов»

Валерий Иванович Алексеев вице-президент Российского автотранспортного союза.
Источник: platon.ru

Оператором системы является ООО «РТ-ИНВЕСТ ТРАНСПОРТНЫЕ СИСТЕМЫ», принадлежащая (по данным сервиса rusprofile.ru) АО «Рт-Инвест» (50%) – входит в корпорацию «Ростех», Ротенбергу И.А. (25%), Шипелову А.Е. (19%) и Замкову А.С. (7,5%).

Источник: rusprofile.ru

Источник: rusprofile.ru

В тему: кому принадлежит Платон.

Сколько машин в системе?

По данным сайта оператора (platon.ru), в конце 2020 года в системе зарегистрировано более 1,4 млн автомобилей грузоподъемностью более 12 тонн. При этом 330 тысяч из них принадлежат компаниям и предпринимателям из других государств: Украины, Казахстана, Беларуси и других, всего – более 100 стран. Среди регионов, чьих машин больше всего, лидируют Москва и Московская область: на двоих – более 152,5 тысяч фур. На третьем месте – Краснодарский край с 56,073 тысячами машин. Замыкают ТОП-5 Татарстан и Санкт-Петербург: 50,7 и 48,3 тысяч единиц автотранспорта, соответственно.

В тему: как правильно выбрать систему налогообложения для ИП и ООО, занимающихся грузоперевозками.

Что касается владельцев фур, то 69% собственников большегрузов, зарегистрированных в «Платоне», – физические лица. Еще 23% приходится на компании. Оставшиеся 8% машин принадлежат ИП.

2016 г. забастовка водителей против Платона.

2016 г. забастовка водителей против Платона.

Сколько собрали?

За пять лет грузоперевозчики заплатили в бюджет более 130 млрд рублей. При этом 124 млрд рублей – это компенсации за ущерб, наносимый тяжелым автотранспортом дорожному полотну (то, ради чего и задумывалась система). Еще 6 млрд рублей – штрафы, уплаченные перевозчиками за просрочку оплаты взносов в «Платон» и другие нарушения.

Больше всего средств принесли грузоперевозчики Центрального федерального округа: они дали 40% поступлений. Еще 20% пришлось на Приволжский федеральный округ. В аутсайдерах – Дальний Восток: грузоперевозчики этого региона заплатили всего 2% от всех сборов системы.

За 2019 год поступления в «Платон» достигли отметки 32 млрд рублей (самый высокий показатель с 2015 года). Помогли повышенные взносы: в январе 2019 закончился льготный период, после чего перевозчики стали платить 2,04 рубля за каждый пройденный фурой километр по федеральным автотрассам (ранее – 1,53 рубля).

Куда были направлены полученные средства?

За пять лет, прошедшие с момента появления «Платона», на собранные деньги удалось отремонтировать почти 300 км федеральный и региональных дорог, произведен капитальный ремонт 31 моста во всех федеральных округах страны.

Отремонтированный участок трассы «М-7» Волга, в Чувашии. Источник: platon.ru

Отремонтированный участок трассы «М-7» Волга, в Чувашии.
Источник: platon.ru

По данным «Платона», 60% собранных средств направляется на ремонт дорог и мостов в Приволжском и Центральном федеральном округах. Мотивируется это тем, что именно в этих частях страны больше автотрасс с высокой нагрузкой, требующих восстановления покрытия. Меньшая доля средств выделяется на Дальневосточный федеральный округ: только каждый 50-й рубль, собранный через «Платон», расходуется на ремонт дорог и мостов в ДФО.

Отремонтированный мост на трассе А-331, «Вилюй». Источник: platon.ru

Отремонтированный мост на трассе А-331, «Вилюй».
Источник: platon.ru

Какие перспективы?

До 2022 года Росавтодор направит получаемые от «Платона» средства на ремонт 600 км федеральных автотрасс. Новое покрытие появится на длинных участках дорог Уральского региона (Тюмень – Тобольск и Тюмень – Екатеринбург, по 80 км; Пермь – Екатеринбург, 20 км), а также в Кабардино-Балкарии: здесь планируется отремонтировать 80 км федеральной дороги «Кавказ».

Мосты также не останутся вне поля внимания Росавтодора. До 2022 года средства, собранные в системе «Платон», будут потрачены на восстановление более 80 таких сооружений. Больше всего денег будет выделено на Дальневосточный федеральный округ: здесь планируется отремонтировать 25 мостов. Еще 17 сооружений, деньги на которые будут взяты из «Платона», расположены в регионах Северного Кавказа.

В тему: новые нормы работы и отдыха водителей с 2020 г.

Как изменится оплата?

В 2019 году завершился льготный период использования «Платона», который длился чуть более 3 лет. Перевозчики стали платить по 2,04 рубля за 1 км пробега одной фуры. В 2020 году тариф увеличился до 2,2 руб./км. В 2021 году ставку планируется поднять до 2,35 руб./км. В дальнейшем размер компенсации за повреждение дорожного полотна планируется индексировать в соответствии с инфляцией, на 4-6% ежегодно.