Немного истории
Взимание платы за проезд по определенной территории практиковалось еще в средневековой Европе, во времена существования удельных княжеств. С появлением государственных образований плата за пользование дорогами стала существенным источником пополнения государственной казны.
В России история платных дорог отсчитывается с XVIII века, когда государственные почтовые станции стало разрешено передавать в управление частным лицам. Они же получили право пользоваться так называемыми «прогонными деньгами», т.е. платой за проезд по участку государственной почтовой дороги. С образованием СССР взимание этой платы было отменено. А впервые платные дороги как бизнес частных лиц появились на территории России в 1999 г.
Предпосылками для появления новой ниши для частного бизнеса стал указ № 1557 от 08.12.1992 «О строительстве и эксплуатации автомобильных дорог на коммерческой основе». Впоследствии был издан указ № 728 от 27.06.1998 «О дополнительных мерах по развитию сети автомобильных дорог общего пользования», который регламентировал порядок создания коммерческих магистралей.
Поначалу плата взималась только за проезд через некоторые мосты. А первым участком платной автомагистрали стал отрезок трассы М-4 «Дон» протяженностью 20 км, проходящий по Липецкой области.
Для информации: по состоянию на апрель 2019 г., коммерческие магистрали действуют в 13 субъектах РФ, общая их протяженность составляет более 1300 км.
Для привлечения частных инвесторов 08.11.2007 был принят закон № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации». Документ регламентировал деятельность концессионеров и процедуру введения платного проезда. Также закон закрепил право концессионеров привлекать к управлению магистралями субподрядчиков-операторов.
Рис. 1. Привлечение концессионеров позволит улучшить состояние российских дорог
В настоящий момент на территории РФ существуют коммерческие трассы как федерального, так и муниципального значения.
№ | Название, код | Значение |
---|---|---|
1 | Европа-Западный Китай | международное |
2 | М-1 Москва-Минск | федеральное |
3 | М-4 «Дон» | федеральное |
4 | М-11 Москва- Санкт-Петербург | федеральное |
5 | Северный дублер Кутузовского проспекта (СДКП), Москва | региональное |
6 | Центральная кольцевая автомобильная дорога А-113 (ЦКАД), Подмосковье | региональное |
7 | Западный скоростной диаметр (ЗСД), СПб | региональное |
8 | Восточный скоростной радиус (ВСР), СПб | региональное |
9 | Краснодар – Абинск – Кабардинка | региональное |
10 | Остров-Вышгородок, Псковская обл. | региональное |
11 | Печоры – Старый Изборск, Псковская обл. | региональное |
12 | Опочка – Дубровка, Псковская обл. | региональное |
13 | Усвяты – Невель, Псковская обл. | региональное |
Источник: Официальный сайт «Платные дороги России».
Управление федеральными коммерческими трассами осуществляет ГК «Российские автомобильные дороги» («ГК Автодор»).
Важно: согласно законодательству, платными могут быть только шоссе, идущие параллельно с бесплатными. Единственная магистраль не может быть платной. Исключение сделано только для дорог, проходящих по территориям Крайнего Севера (закон № 289-ФЗ от 02.08.2019).
Трасса в концессию
Следует отметить, что когда речь идет об эксплуатации автотрасс, понятие «собственник» к организации, взимающей плату за проезд, не применимо: согласно законодательству, трасса передается на концессию. Формальным владельцем объекта остается государство.
Частный инвестор-концессионер восстанавливает и эксплуатирует трассу на возмездной основе, взимая плату в свою пользу, либо передает эти функции операторам. Государство же снимает с себя бремя по обслуживанию и содержанию такого объекта. Таким образом, концессионное соглашение выгодно обеим сторонам сделки.
В настоящее время основным российским концессионером в данной нише является ГК «Автодор», который привлекает к работе частных операторов. Частным концессионерам принадлежит только часть трассы М-11 и «Западный скоростной диаметр» в Санкт-Петербурге.
Это интересно: Как можно заработать на штрафах за нарушение ПДД.
Зарабаток на М-4 «Дон»
В качестве примера того, на чем можно заработать инвестору, возьмем платную трассу федерального значения М-4 «Дон», которая стала первопроходцем в этой нише.
Протяженность коммерческих участков трассы составляет 562 км. Управление объектом находится в руках ГК «Автодор», операторами же являются две частные организации:
- ООО «Объединенные системы сбора платы»;
- ООО «Автодор-платные дороги».
Заработок организаций складывается из двух составляющих: взимание платы за проезд и продажа транспондеров.
Справка: транспондер – устройство, закрепляемое на лобовом стекле автомобиля и позволяющее производить оплату в автоматическом режиме без остановки у пункта сбора платы. Также транспондеры позволяют экономить на тарифе до 20-50%.
Трасса М-4 поделена на участки, за проезд по которым установлены дифференцированные тарифы в зависимости от:
- времени суток;
- категории транспортного средства;
- способа оплаты (наличными, картой или с помощью транспондера).
Рис. 2. Тарифы за проезд зависят от нескольких параметров Источник: Официальный сайт ООО «Автодор-платные дороги»
Тариф устанавливает концессионер на свое усмотрение.
Водители могут оплатить определенный участок или же сэкономить, оплатив за всю магистраль М-4. В последнем случае стоимость проезда легковых автомобилей варьируется от 850 до 4 840 руб.
Также операторы зарабатывают на продаже транспондеров T-Pass. Так, комплект оборудования обойдется автовладельцу примерно в 1 500 руб.
№ | Наименование | Назначение | Цена, руб. |
---|---|---|---|
1 | Транспондер с держателем | Автоматическая оплата за проезд и скидка -20% к тарифу | 1 000-1 400 |
2 | Zip-пакет | Для предотвращения нежелательного списывания средств | 30 |
3 | Дополнительный держатель для транспондера | Для дополнительной фиксации на лобовом стекле автомобиля | 80 |
| Итого: |
| 1 110-1 510 |
Источник: Интернет-магазин OOO «Автодор-платные дороги»
Доходы операторов трассы
В связи с низкой конкуренцией и востребованностью услуги, у концессионеров и операторов получается неплохо зарабатывать в данной нише. При этом для старта нет необходимости получать специализированные лицензии или обладать крупным стартовым капиталом.
Так, согласно данным ФНС, уставный капитал оператора М-4 OOO «Автодор-платные дороги» составляет всего 10 тыс. руб. Деятельность ведется за счет привлечения заемных средств.
Рис. 3. Для старта в данной нише достаточно минимального первоначального капитала Источник: ФНС по данным портала list.org
При этом годовая выручка организации составляет более 1 млрд руб., а чистая прибыль, по итогам 2017 г., составила 158,5 млн руб.
Рис. 4. Бизнес на эксплуатации автомагистралей приносит огромную прибыль Источник: ФНС по данным портала sbis.ru
Анализ объемов выручки и чистой прибыли организации за период 2014-2017 гг. свидетельствует о том, что бизнес на эксплуатации автомагистралей обеспечивает стабильно высокий доход и имеет положительную динамику. Так, за 4 года объем выручки возрос с 127 95 тыс. руб. до 1 215 170 тыс. руб. (в 10 раз). При этом объем чистой прибыли возрос с 19 009 тыс. руб. до 158 503 тыс. руб. (т.е. более чем в 8 раз).
Рис. 5. Динамика финансовых показателей ООО «Автодор-платные дороги» за 2014-2017 гг. Источник: ФНС по данным портала list.org
Можно сделать вывод, что рентабельность данного направления бизнеса находится на стабильно высоком уровне, что делает данную нишу весьма привлекательной для инвесторов.
Комментарии 1
Автор, не пиши больше. Для тебя должность курьера Яндекс.Еды - это верхний предел карьерного роста.