«Мостотрест» – одна из крупнейших российских компаний, известных еще со времен СССР. Это современное предприятие имеет множество патентов, реализует оригинальные технологические решения. Активно занимается решением проблемы некачественных дорог, восстановлением дорожной инфраструктуры в РФ.
Краткая информация:
- Название компании: «Мостотрест»
- Правовая форма деятельности: Публичное акционерное общество
- Вид деятельности: производство электроэнергии
- Выручка за 2016 год: 175,2 млрд руб.
- Бенефициар: НПФ «Благосостояние»
- Численность персонала: более 30 тыс. чел.
- Сайт компании: www.mostotrest.ru
Одна из крупнейших российских строительных организаций «Мостотрест» специализируется на создании мостов, дорог и путепроводов. История компании насчитывает около 85 лет, на ее счету порядка 7,5 тыс. успешно построенных объектов. «Мостотрест» продолжает поступательно развиваться и внедрять высокотехнологичные методы строительства.
Советский период развития
«Мостотрест» возник еще в начальный период развития СССР – в конце января 1930 г. На протяжении последующих 11 лет он был единственной специализированной организацией, занимавшейся возведением больших мостов.
Имея статус Всесоюзного треста, участвовал в масштабной программе индустриализации большой страны. Усилиями компании были построены мосты через крупнейшие реки в Сибири, Казахской и Украинской ССР.
Интересный факт! В общей сложности до начала Великой Отечественной войны «Мостотрест» возвел более 180 мостов совокупной длиной 35-40 км.
Для ускорения работы в рамках треста действовало собственное производство конструкций и необходимого оборудования.
В период 1941-1945 гг. организация оказала большую поддержку Красной армии, восстанавливая разрушенную ожесточенными боями инфраструктуру. За военное время «Мостотрест» успел восстановить более 5 сотен мостов, построить чуть менее 150 новых на общую длину 58 км.
После войны трест продолжил работу по восстановлению Советского Союза в составе «Главмостостроя». Значительный опыт работы в мирное и военное время помогли создавать новые мостостроительные организации. В 1954 г. оказался в составе Министерства транспортного строительства.
«Мостотрест» оставался одним из ключевых предприятий в своей сфере деятельности. В разных регионах СССР открывались его представительства, производящие широкий ассортимент продукции, необходимой для операционной деятельности. Мостовые металлоконструкции производили 12 заводов; подразделения были крупными работодателями.
Интересный факт! В начале 50-х гг. под руководством «Мостотреста» были построены самые большие в Европе совмещенные авто- и ж/д-мосты через реку Днепр.
Применение уникальных методов и технологий строительства, масштабные проекты не раз делали компанию пионером в своей области. Можно выделить:
- возведение в 1958 году двухъярусного метромоста в Москве (с пересечением реки);
- в 1961-м начал работу еще один мост через Москву-реку, созданный по уникальной технологии навесного монтажа железобетонных пролетов.
«Мостотрест» и ее работники много раз удостаивались почетных советских наград и орденов.
Мостостроительный трест входит в число крупнейших организаций советского времени. О других известных промышленных объектах того времени можно узнать в статье: «Промышленное наследие СССР: список самых крупных заводов».
Приватизация и восстановление работы в 2000-е годы
Вскоре после распада Советского Союза и начала этапа так называемого «дикого капитализма» в новой России «Мостотрест» оказался в программе приватизации государственной собственности. В декабре 1992 г. преобразован в открытое акционерное общество.
В период тяжелого экономического кризиса 90-х годов производственная деятельность значительно сократилась. Со стороны власти продолжала оказываться поддержка – все же компания отвечала за важнейшую, инфраструктурную, сферу, необходимую для функционирования государства.
По большей части «Мостотрест» следил за сохранностью уже существующих конструкций, меньше строил новые. Из мостов, возведенных в 1990-е, можно выделить:
- 1995 г. – мост через р. Дон в Ростовской области;
- 1997 г. – мост через Москву-реку на МКАД;
- 1998 г. – мост через р. Ветлуга в Нижегородской области и Бережковский мост в Москве;
- 1999 г. – пешеходный мост через р. Которосль в г. Ярославль.
Восстановление успешной работы началось с начала нового тысячелетия. Уже в конце 2000-го построены вантовые мосты в Москве, Санкт-Петербурге, неподалеку от Мурома.
Рисунок 1. Гендиректор компании «Мостотрест» вместе с мэром Москвы С. Собяниным.
Источник: yuzhnoebutovomedia.ru
«Мостотрест» подключился к реализации проекта Московского монорельса, эксплуатация которого началась в середине 2004 года.
Кратко. Московской монорельс – общественный транспорт Москвы, проходящий по надземной эстакаде. Длина линии составляет 4,7 км, есть 6 станций остановок. В 2014-м услугами монорельса воспользовались 5,6 млн чел.
Также в 2004 г. начал работать пешеходный мост в Москве, ведущий к Храму Христа Спасителя. Во время строительства применялась во многом уникальная технология, позволившая возвести мост через реку, не создавая помех для речного движения.
В 2007 году построены еще несколько мостов в столицах России, включая вторую очередь Большого Обуховского моста и один из самых крупных в Европе арочный мост «Живописный» длиной почти 1,5 км.
Одновременно реализуется несколько проектов в регионах страны:
- В 2008-м сдана автотранспортная развязка в Иркутске через р. Ангара.
- В этот же период на одном из участков магистрали М-4 «Дон» построены 5 путепроводов и речной мост.
- В 2009 г. поблизости от Мурома начал работу вантовый мост, пересекающий р. Ока.
- В 2010-м в Ростове-на-Дону заработал мост через р. Дон.
Основным заказчиком работ компании остается российское государство.
История развития и проекты «Мостотреста» в последнее десятилетие
В 2010-м было проведено IPO; в результате размещения акций руководству мостостроительной компании удалось привлечь внимание инвесторов и получить порядка $405 млн. Сам «Мостотрест» вместе с активами был оценен в $1,8 млрд. Является единственной публичной организацией на фондовом рынке России, работающей в сфере инфраструктурного строительства.
Принято решение о диверсификации бизнеса, в связи с чем приобретена компания «Трансстроймеханизация» (контрольный пакет), возможности которой позволили увеличить географический охват и предложить новые услуги на строительном рынке.
В 2012-м куплены контрольные пакеты акций:
- «Северо-Западной концессионной компании»;
- «Объединенных систем сбора платы»;
- «Мостотрест-Сервиса».
Интересный факт! В это же время сдан очередной объект – «Мостотрест» впервые построил линию метро: участок длиной 3,4 км в Нижнем Новгороде.
Компания активно участвовала в создании транспортной инфраструктуры в Сочи для проведения Зимних Олимпийских игр в 2014 году. Занималась строительством дорог, развязок, подъездов к олимпийским объектам и др.
«Мостотрест» продолжает успешно реализовывать десятки проектов по автодорожному строительству и использованию дорожно-транспортной инфраструктуры в разных регионах страны. Возводятся мосты и их дублеры, подходы к торговым портам, развязки, тоннели и т. д.
Только в одном 2016 г. сдано 24 объекта. Также в этом году компания начала участвовать в строительстве моста через Керченский пролив.
Рисунок 2. Гендиректор компании «Мостотрест» вместе с мэром Москвы С. Собяниным.
Источник: yuzhnoebutovomedia.ru
Ключевая информация, собственники
Высокое качество работ и профессионализм персонала компании сделали ее лидером своей сферы деятельности в России. В 2016 году занимала рыночную долю 14,6% (согласно объективным данным).
Подробная информация о самых больших строительных компаниях РФ здесь: «Самые крупные строительные компании России».
Помимо создания мостов и дорог (автомобильного и железнодорожного назначения):
- занимается строительством аэродромов и других проектов в этой сфере;
- проводит все соответствующие проектные и подготовительные работы;
- ремонтирует автомобильные дороги, занимается дорожной концессией;
- оперирует платными дорогами.
Основные показатели:
- Построено более 6 тыс. мостов, включая сложные проекты и развязки. Совокупная длина – порядка 600 км.
- Сдано более 1,5 тыс. мостов и тоннелей для движения пешеходов.
- При строительстве используются оригинальные технологии и разработки, компания владеет более 50 научных патентов.
- Имеет большой портфель заказов – на конец 2016-го составлял порядка 420 млрд руб.
- Численность персонала в 2016 году – более 30,5 тыс. чел.
Ведет деятельность в большинстве регионах России, включая Европейскую часть страны, Сибирский и Дальневосточный федеральные округа.
По показателю выручки «Мостотрест» входит в список 200 крупнейших частных компании РФ, по оценке журнала Forbes.
Год | Размер выручки | Позиция в рейтинге |
---|---|---|
2016 | 175,2 млрд руб. | 39 место |
2015 | 143,2 млрд руб. | 46 место |
2014 | 150,5 млрд руб. | 37 место |
2013 | 116,7 млрд руб. | 46 место |
2012 | 123,7 млрд руб. | 38 место |
Диаграмма 1. Динамика изменения выручки ПАО «Мостотрест» в 2012-2016 гг.
До 2015 года бенефициарным владельцем компании был предприниматель Аркадий Ротенберг (через свои структуры). В апреле того года в рамках сделки другой мажоритарий – НПФ «Благосостояние» – выкупил долю Ротенберга и завладел 63,6% акций «Мостотреста». В последующем доля была увеличена до 94,2%.
Интересный факт! НПФ «Благосостояние» входит в Группу О1 Group российского предпринимателя Бориса Минца (состояние $1,3 млрд в 2017 году).
Генеральный директор в настоящее время – Владимир Власов.
Организационная структура
Организационно ПАО состоит из 15 филиалов, 2 производственных фирм и 5 дочерних обществ.
Подразделения расположены в разных городах Европейской части России: Центральном, Приволжском, Южном федеральном округах, Москве и области. Каждое территориальное представительство имеет в своем пользовании квалифицированный персонал и производственные мощности:
- Цемент, бетон разных видов и кондукторы производят сами филиалы.
- Многокомпонентные детали и сложные стройматериалы создаются на производствах в Москве и Туле. Помимо внутреннего пользования, производимая продукция реализуется на рынке.
В состав компании входят:
- «Мостострой-11». Одна из самых крупных в РФ компаний, занимающихся строительством мостов и путепроводов. Состоит из 8 мостоотрядов, работающих в Московской, Тюменской областях, Краснодарском краю, ХМАО, ЯНАО, в Казахстане.
- Russian Highway Operations. Совместное предприятие, партнер – французская компания VINCI S.A. Оперирует платными автомобильными дорогами, внедряет новые методы управления трассами.
- «Мостотрест-Сервис». Оказывает комплекс сервисных услуг, включая эксплуатационное обслуживание автодорог, их электроснабжение, кап. ремонт и т. д.
- «Трансстроймеханизация». Строит, содержит и реконструирует автодороги, аэро- и морские порты.
- Plexy Ltd. Участвует в управлении «Северо-Западной концессионной компанией», занимающейся содержанием платного 37-км участка дороги Москва–Санкт-Петербург.
Инвестиционная программа, социальная активность
Руководство «Мостотреста» здраво оценивает ситуацию с дорогами в России и видит проблему неэффективности и низкого качества транспортной инфраструктуры. В связи с этим реализуется масштабная инвестиционная программа реконструкции, которая позволит решить одну из основных российских проблем.
Рисунок 3. Проект автодорожной развязки проекта компании «Мостотрест».
Источник: surfingbird.ru
Программа финансируется Правительством и за счет частных инвестиций. В 2016 году объем рынка транспортной инфраструктуры в денежном выражении равен примерно 737 млрд руб.
Интересный факт! Руководство страны поддерживает данный проект «Мостотреста», поскольку понимает масштабы проблемы: из-за неразвитости дорог Россия ежегодно теряет до 1,3 трлн руб.
ПАО уделяет большое внимание социальной составляющей в своей деятельности.
- Охрана труда.
Ведется постоянный мониторинг рабочих условий на производственных предприятиях. К труду допускается только квалифицированный персонал, соответственно, большое значение придается обучению, повышению квалификации и тестированию работников.
Действует корпоративная программа, имеющая целью оздоровление и отдых работников. Проводятся мед. осмотры, есть возможность получить путевку в лечебные санатории и т. д. Ведется пропаганда здорового образа жизни.
- Защита окружающей среды.
«Мостотрест» строго выполняет требования российских законов в сфере экологии. Компания работает со специализированными подрядчиками, которые собирают, вывозят и утилизируют отходы после рабочей деятельности. За экологический ущерб выплачивает компенсации.
ПАО был признан организацией высокой социальной эффективности в области строительства.
Поступательное развитие компании «Мостотрест» позволило создать современное и эффективное предприятие, восстановившее лучшие советские традиции и масштаб мосто- и дорожного строительства. ПАО продолжает расширение, диверсификацию деятельности и географию присутствия.
Видео. Имиджевый фильм «Мостотрест» «Разводные мосты Санкт-Петербурга»: