Наиболее крупные заводы СССР были представлены высокотехнологичными предприятиями в металлургической (Магнитогорский металлургический комбинат, Ждановский металлургический комбинат, Криворожсталь, Кузнецкий металлургический комбинат), машиностроительной (НКМЗ), автомобилестроительной (АЗЛК, Волжский автозавод) отраслях.
«Строй заводы-гиганты», – один из главных девизов периода индустриализации. И действительно, за время правления коммунистов были возведены или модернизированы крупнейшие заводы СССР. Высочайшая технологичность и уровень организации производственных процессов, грамотная политика мотивации персонала помогали добиваться невероятных показателей. Причем, в отличие от целей капиталистических конкурентов, советское производство было ориентировано не на получение прибыли, а на достижение результатов, измеряющихся в натуральном выражении, в том числе человеко-часах, тоннах сырья и материалов при минимизации расходов.
Именно производственные мощности, количество рабочих мест гигантов легли в основу составления списка самых больших заводов СССР, куда вошли металлургические и машиностроительные предприятия. К сожалению, не все из них смогли сохранить свою мощь после перехода на капиталистические рельсы.
Название | Вид деятельности | Республика |
---|---|---|
Магнитогорский металлургический комбинат им. В.И. Ленина | металлургия | РСФСР |
Ждановский металлургический комбинат имени Ильича | металлургия | УССР |
Металлургический комбинат «Криворожсталь» | металлургия | УССР |
Кузнецкий металлургический комбинат | металлургия | РСФСР |
АЗЛК | автомобилестроение | РСФСР |
НКМЗ | машиностроение | УССР |
Волжский автозавод | автомобилестроение | РСФСР |
Магнитогорский металлургический комбинат им. В.И. Ленина
Расположение: Россия, Челябинская обл., г. Магнитогорск
Начало строительных работ самого крупного в мире металлургического комбината, как изначально планировалось советскими властями, приходится на 1929 год. В рекордно короткие сроки состоялось рождение Магнитки: в 1932 г. была запущена первая доменная печь.
На запланированные мощности в 2,15 млн тонн чугуна, 1,92 млн тонн стали и 1,64 млн тонн проката комбинат вышел к концу 30-х годов.
Фото 1. Магнитка в послевоенные годы
Выпускаемая продукция: прокат, чугун, сталь, агломерат, ферросплавы
По состоянию на 1991 г. степень износа производственных мощностей составил 89%
Год | Стали, млн т | Проката, млн т |
---|---|---|
1974 | 15 | 12 |
1989 | 16 |
|
1996 |
| 5,8 |
2016 | 12,544 | 11,325 |
Современное название: ОАО «ММК», приватизировано в 1992 г.
Кадровая политика: 18 600 человек
Сегодня является высокорентабельным предприятием полного металлургического цикла, входящим в список 20 самых крупных сталелитейных комбинатов мира.
Ждановский металлургический комбинат имени Ильича
Расположение: Украина, Донецкая обл., Мариуполь
Запуск в 1897 г. трубного цеха Никополь-Мариупольского горно-металлургического общества считается днем рождения комбината Ильича. Второе рождение приходится на послевоенные годы, когда было восстановлено 70% мощностей после возвращения отправленного в эвакуацию на заводы Урала и Сибири оборудования.
Фото 2. Доменные печи комбината Ильича
В период с 1954 по 1969 г.:
- Количество доменных печей увеличивается до 5 единиц.
- Вводится в эксплуатацию мартеновский цех с наибольшими печами в мире.
- Строится самая крупная аглофабрика в Европе.
Именно здесь проходят эксперименты инженеров по отработке технологии непрерывного литья.
Наименование | Стали | Агломерата | Чугуна | Проката |
---|---|---|---|---|
млн т/год | 6,1 | 12 | 4,3 | 5 |
Современное название: ОАО «ММК имени Ильича», приватизировано в 2000 г.
По состоянию на 2004 г. на комбинате трудилось 95 000 человек.
Ряд реорганизаций, смен собственников привели к сокращению численности до 17 904 человек в 2016 г.
Металлургический комбинат «Криворожсталь»
Расположение: Украина, Днепропетровская обл., г. Кривой Рог
Первая доменная печь завода была запущена в 1934 г. 4 августа, что и стало отправной точкой истории развития одного из крупнейших гигантов СССР. Во время войны часть оборудования была эвакуирована в Нижний Тагил, сам же завод полностью разрушен немцами.
Полностью восстановлен и расширен в послевоенные годы. Причем с 1956 г. новые мощности вводятся в эксплуатацию ежегодно.
В 1974 г. запущена 9 доменная печь, которая была самой крупной в мире.
Крупнейший производитель стального проката на Украине. Специализировался на производстве арматуры, катанки, чугуна, стали, сортового и фасонного проката.
Фото 3. Криворожсталь времен СССР
Современное название: ПАО "Арселор Миттал Кривой Рог", приватизировано в 2004 г., реприватизировано 2005 г.
Наименование | Стали | Чугуна | Проката |
---|---|---|---|
млн т/год | 6,3 | 6,5 | 5,3 |
В 2005 году на предприятии трудилось 52 000 человек. К концу 2014 года численность составила 28 625 человек.
Сегодня комбинат представляет собой металлургическое предприятие полного цикла, так как к нему были присоединены коксохимическое производство и горно-обогатительный комбинат.
Кузнецкий металлургический комбинат
Расположение: Россия, Кемеровская обл., г. Новокузнецк
Строительство гиганта продолжалось с 1929 по 1932 г. Но из-за неприспособленности технологий к погодным условиям на полную мощность вышел только в 1936 г.
Структура предприятия включала коксохимическое, доменное, мартеновское, прокатное и электросталеплавильное производство. Резервная металлургическая база Союза оказалась очень востребованной во время войны, но не смогла пережить сотрясений экономики 90-х.
Фото 4. КМК в военные годы
В 1996–1997 гг. численность комбината составляла 32488 человека. Но постоянно сменяющиеся управляющие компании привели к глубокому кризису, в результате чего в 2001 г. предприятие было ликвидировано.
На его площадях создано более десятка разнопрофильных организаций. Главным правопреемником производственных мощностей стал Новокузнецкий металлургический комбинат, основанный в 2003 г.
Основной продукцией стал выпуск железнодорожных рельсов. Доменное, литейное производство полностью ликвидировано, а коксовые батареи законсервированы.
АЗЛК
Расположение: Россия, г. Москва
Строительство завода происходило в 1929–1930 гг. с привлечением специалистов FORD. Именно со сборки Фордов и начинается история предприятия.
В дальнейшем гигант автомобилестроительной промышленности выпускает в разные годы:
- автомобили ГАЗ;
- малолитражные машины КИМ;
- легковые авто «Москвич».
Мощности завода были рассчитаны на выпуск 10 000 единиц автомобилей в год.
Фото 5. Цех АЗЛК: конвейер
В лучшие времена численность работающих достигала 25 000 человек.
Выпуск продукции прекращен в 2001 г. Формальная ликвидация произошла в 2010 г.
НКМЗ
Месторасположение: Украина, Донецкая обл., г. Краматорск
Завод строился в 1929–1931 гг. для обеспечения металлургических предприятий оборудованием. Официальный пуск состоялся в 1934 г. Кроме выпуска основной продукции, машиностроительный гигант был ориентирован на выполнение оборонных заказов.
Во время войны был полностью уничтожен. Но уже в 1944 г. была выпущена первая послевоенная машина, и предприятие стало получать госзаказы, в том числе на экспортные поставки.
Фото 6. Вид сверху на основные цеха НКМЗ
Современное название: ЧАО «НКМЗ», приватизировано в 1990 г.
Сегодня НКМЗ — крупнейшее в стране и в мире предприятие тяжёлого машиностроения, специализирующееся на выпуске:
- металлургического и прокатного оборудования;
- горнорудных машин;
- кузнечно-прессового и энергетического оборудования;
- подъёмно-транспортных машин;
- специальных машин;
- выполнении отдельных заказов.
На момент приватизации в 1990 г. на градообразующем заводе трудилось 30 000 человек. По состоянию на 2013 г. численность сократилась до 11500 работников.
Волжский автозавод
Строительство крупного автомобилестроительного завода было начато в Тольятти в 1966 г.
Первые кузова и непосредственно автомобили ВАЗ-2101 сошли с конвейера в 1970 г.
Фото 7. Конвейер сборочного цеха в Тольятти
Год | 1971 | 1977 | 2012 |
Автомобилей /год | 220 000 | 660 000 | 900 000 |
Материал в тему: Производство автомобилей в СССР и современной России.
Современное название: ПАО «АвтоВАЗ»
Пережив непростые времена 90-х, предприятие не смогло преодолеть финансовые трудности кризиса 2008–2009 гг. В результате численность работников была сокращена с 100 000 человек до 43 516 человек в 2016 г.
Несмотря на государственные субсидии, изменение политики руководства, предприятие находится в предбанкротном состоянии.