Теперь водитель не имеет права находиться за рулем более 56 часов в неделю, а за сутки – более 9 часов. После каждых четырех с половиной часов работы необходимо делать перерыв. Сотрудники ДПС будут контролировать соблюдение режима труда, проверяя показания тахографа. За нарушение полагаются штрафы.

Правила дорожного движения РФ с 1 января 2020 г.  дополнены новыми нормами работы и отдыха водителей. Изменения коснулись п. 26.1, в «Правила…» внесены правки по организации перевозок пассажиров и грузов на транспортных средствах (ТС) грузоподъемностью свыше 3.5 тонны.

Cуть нововведений

Необходимость пересмотра и дополнения старых «Правил…» возникла в связи с участившимися авариями пассажирских и грузовых машин. В подавляющем большинстве случаев вина лежит на шофере из-за усталости, перенапряжения.

Суть изменений – в установлении жестких временных рамок. То есть сколько часов в сутки  водитель может находиться за рулем, а сколько – тратить на отдых.

На кого распространяются поправки

Дополнения закона касаются водителей:

  • грузовых автомобилей (ТС массой свыше 3.5 тонны);
  • маршруток, автобусов городского, пригородного и междугородного сообщения.

Напрямую новые поправки затронут должностных, юридических лиц ( в том числе индивидуальных предпринимателей): владельцев автотранспорта, организаторов грузоперевозок. Теперь они не смогут требовать от подчиненных быть в дороге по времени больше, чем установлено нормативами.

В тему: 95% автотранспортной отрасли в России – средний и малый бизнес. Выгодно ли открывать собственную транспортную компанию?

В свою очередь, шофер, желающий подзаработать и увеличить длительность рабочего дня, не сможет выйти за установленные временные рамки.

В тему: А сколько можно заработать на грузоперевозках?

Закон не вносит изменения в особенности режима труда водителей. Он лишь коснется пунктов ПДД, которые регламентируют сроки непрерывного нахождения за рулем.

Режим труда и отдыха: что нового

В сумме за 7 дней находиться за рулем более 56 часов рабочего времени нельзя (устанавливается по тахографу). За 2 недели – свыше 90 часов. Эти градации плавающие. Водитель вправе разделить часы поровну – по 45 ч в неделю (6.5 ч/день) либо 56 ч в первую неделю и 34 ч – во вторую.

Положения в законе о движении:

  • Ехать без перерыва можно не более 4 ч 30 мин. После нужен полноценный отдых.
  • За сутки время управления транспортом не должно превышать 9 ч. Допускается в критических ситуациях увеличивать его до 10 часов, но не больше 2 раз в неделю (не более чем 56 часов за 7 дней, 90 часов – за две недели).

Положения в законе об отдыхе:

  • После нахождения за рулем водитель должен расслабляться в течение не менее 45 минут. Допускается поделить это время на промежутки от 15 мин., то есть первый раз – 15-20 мин., второй – 30-25 мин.
  • Общее время отдыха за сутки – не менее 11 ч, включая ночной сон. Допускается уменьшить его на 2 часа,  но не больше трех раз за 6 суток.
  • Если у шофера вышло время нахождения в пути, а стоянки нет, он может увеличить его на 1-2 часа до прибытия на паркинг дальнобойщиков, к посту ГИБДД и т. п.

Теперь, сверяясь с изменениями в ПДД РФ, можно заблаговременно рассчитывать путь, отмечая на карте (дальнобойщики, водители межгорода) места отдыха.

Надо понимать: закон-законом, но если шофер чувствует усталость, засыпает за рулем, нужно остановиться и отдохнуть в любом месте, несмотря на то, сколько прошло времени с момента начала движения. Нормы рассчитываются исходя из средних показателей: возраста, физической и психологической выносливости. У каждого человека они разные, поэтому не стоит подвергать опасности жизнь пассажиров и собственную.

Кто и как контролирует соблюдение закона

Отслеживают соблюдение режима труда и отдыха водителей сотрудники ДПС (ГИБДД). Делается это при помощи приборов – тахографов. Их с 1 ноября 2019 г. обязаны установить все, кто занимается перевозкой пассажиров и грузов на транспортном средстве грузоподъемностью от 3.5 тонны.

В тему: Кто лидирует на рынке грузоперевозок? ТОП-7 транспортных компаний в России.

Скачать приложение №2 к Приказу Минтранса №36 от 13.02.2013, ФЗ-508 п. 3 ст. 20 ФЗ-196

Сотрудник ДПС вправе остановить автомобиль и потребовать у водителя путевой лист, проверить, есть или нет (сломан) тахограф. Если выявлены нарушения, то, согласно закону № 196 «О безопасности движения на дорогах», он применяет меры, предусмотренные ст. 11.23 КоАП.

Требования к водителю

Шофер должен:

  • уметь использовать тахограф;
  • иметь к прибору инструкцию;
  • вывести данные на распечатку по требованию сотрудника ГИБДД.

Отказ от предоставления информации, отсутствие путевого листа, незарегистрированная деятельность (неофициальные перевозки) дают возможность сотруднику ДПС задержать водителя. Штраф за нарушение эксплуатации тахографа (ст.11.23 КоАП) от 1 до 2 тыс. руб.

Если распечатку нельзя сделать из-за технической неисправности прибора, то наказание распространяется на человека, установившего его, и на владельца ТС, допустившего выезд авто на дорогу (Приказ Минтранса №36).

Перед рейсом владелец транспортного средства (диспетчер предприятия) должен выдать шоферу путевой лист с точным графиком движения (по часам) и отдыха. Механик проверяет исправность ТС, тахографа. Медицинский работник – состояние здоровья водителя, отсутствие критических недомоганий (давление, ОРВИ, температура, похмелье и т. п.).

Шофер должен точно следовать графику и менять его только в случаях крайней необходимости и не выходя за рамки ПДД РФ.

Штрафы

Согласно КоАП РФ ст. 11.23. п.3, за нарушение установленных правил положено наказание – административный штраф.

Распространяется он на:

  • шофера (от 1.5 до 2 тыс. руб.);
  • должностное лицо (от 7 до 10 тыс. руб.);
  • индивидуального предпринимателя (от 15 до 25 тыс. руб.);
  • на юридическое лицо (от 20 до 50 тыс. руб).

Только юридические и должностные лица несут ответственность и платят штрафы, если установлено, что они составили график работы и отдыха, заведомо нарушающий закон. Если водитель самостоятельно и намеренно выбился из него, то отвечать придется лично.

Видеоверсия статьи