
Коэффициент охвата – относительный финансовый показатель, на базе которого можно адекватно оценить динамику объема выпуска компании. На его базе можно оценить, как меняется доля бизнеса на рынке конкретного продукта в разрезе страны. Он полезен владельцам фирм, антимонопольным органам, региональным властям. Единого нормального значения индикатора не существует – оно зависит от специфики бизнеса и отрасли.
На определенной стадии развития, когда компания уже устоялась на рынке, а ее бренд стал узнаваемым и востребованным, ее владельцам важно оценить, какую долю в общем объеме производства по стране занимает ее продукт. При этом важно знать, растет она или сокращается: это позволяет дать оценку развитию бизнеса, а также определить степень активности новых и старых конкурентов.
Коэффициент охвата (Коэффициент охвата производств – Кохв) – это относительный финансовый показатель, который позволяет определить, какую долю занимает продукция компании или группы фирм в совокупном объеме производства по стране.
Справка! Показатель Кохв используют не только собственники бизнеса для определения его доли в совокупном объеме производства по стране, но также:
- региональные власти для определения локализации и специализации отдельных территорий страны;
- антимонопольные органы для выявления лидеров отрасли и своевременного пресечения монополистических и олигополистических тенденций.
Коэффициент охвата в динамике показывает компании ее развитие, а также наглядно демонстрирует результат вложений в ее расширение. Обычно владельцы бизнеса рассчитывают его вместе с определением рентабельности производства и коэффициентом покрытия инвестиций.
Формула расчета коэффициента охвата
Коэффициент охвата выступает тем финансовым показателем, для определения которого важны не только сведения об объеме производства предприятия за год, но и статистические данные о величине выпуска продукта по стране в целом.
Важный момент! Рассчитывать показатель можно двояко: использовать сведения о совокупном объеме производства конкретного продукта отечественными производителями или брать данные о суммарной величине продаж продукта отечественными и иностранными производителями.
В общем виде формула расчета коэффициента выглядит так:
Кохв = ОПК/ОПС * 100%, где:
ОПК – объем производства продукта компанией за период (месяц, год, квартал);
ОПС – объем производства продукта по стране за период (месяц, год, квартал).
Важный момент! Кохв рассчитывается не по общему объему выпуска компании, а по отдельным товарам, работам, услугам. Объем производства можно выражать в натуральных единицах или рублях.
Индикатор можно рассчитывать как в процентах (с умножением на 100%), так и в долях.
Нормальное значение показателя
Единого общепризнанного значения индикатора охвата производств не существует: его анализируют отдельно для каждого субъекта национальной экономики и притом – в динамике. Тем не менее, существуют общие правила его оценки:
- если индикатор растет, то для владельцев компании — это сигнал о развитии и продуктивности инвестирования; для антимонопольных органов – повод начать наблюдение за деятельностью фирмы;
- если показатель падает, то вложения в бизнес могут рассматриваться как малоэффективные, на рынке могут быть выявлены новые конкуренты.
Важный момент! Иногда падение Кохв означает увеличение всего рынка в целом с появлением новых участников, что не связано с ухудшением финансового состояния компании. Оттого анализировать показатель изолировано не имеет смысла.
Примеры расчета показателя
Чтобы понять порядок расчета и анализа коэффициента охвата, стоит рассмотреть два примера его определения на основе сведений о величине выпуска российских компаний:
- ООО «Юг Руси – Золотая семечка»;
- ПАО «Лукойл».
| 2015 | 2016 | 2017 |
---|---|---|---|
Объем производства фирмой | 440 | 556 | 662 |
Объем выпуска товара по стране | 1290 | 1180 | 1340 |
Коэффициент охвата производства | 34,11 | 47,12 | 49,40 |
Вывод! Кохв для компании «Юг Руси – золотая семечка» в 2015-2017 гг. увеличивается, следовательно, доля компании на рынке страны растет. Такое положение дел свидетельствует о развитии компании и ее активной экспансии в секторе производства растительного масла.
Проведенные расчеты позволяют установить, что положение общества «Юг Руси – Золотая семечка» устойчиво: фирма ныне является одним из лидеров отрасли производства растительного масла, который вывозит свою продукцию за пределы России. При любом состоянии макроэкономической среды ООО продолжает свою экспансию в отрасли.
| 2015 | 2016 | 2017 |
---|---|---|---|
Объем производства фирмой | 320 | 331 | 340 |
Объем выпуска товара по стране | 3210 | 3590 | 3780 |
Коэффициент охвата производства | 9,97 | 9,22 | 8,99 |
Вывод! Для ПАО «Лукойл» индикатор охвата сокращается: на рынке идет острая конкурентная борьбы, он подвержен влиянию кризисных процессов, появляются новые участники. На фоне активного роста объема производства в отрасли рост выпуска в корпорации «Лукойл» увеличивается менее активными темпами.
На примере ПАО «Лукойл» видно, что рост объема выпуска – абсолютный финансовый показатель, который не может сформировать адекватного представления о развитии компании. Так, наращивание производства и продаж ГСМ корпорацией по темпам существенно уступает приросту в отрасли в целом.
Детальный алгоритм расчета коэффициента охвата можно проследить в образце, составленном на базе табличного редактора Excel.