Александр Кострица Александр Кострица

Начать своё дело может каждый. Да, звучит банально, но когда ты встречаешь людей, на деле доказавших этот принцип – он видится совсем иначе. Александр Кострица как раз из таких. 25-летний подъёмщик из Петербурга, переехавший в этот город из Витебска, сумел почти без вложений открыть демонтажную фирму и на второй месяц выйти более чем на 100 тыс. чистой прибыли в месяц.


  • Как бывший подъёмщик из Санкт-Петербурга открыл демонтажную фирму;
  • Каковы перспективы для бизнеса в строительной сфере;
  • Как можно начать своё дело с минимальным бюджетом, практически с нуля;
  • На что стоит ориентироваться молодым предпринимателям в начале пути и как правильно расставить приоритеты на начальном этапе развития бизнеса.

Основные тезисы интервью:

  • Вид деятельности: строительство, демонтаж
  • Местонахождения бизнеса: Россия, г. Санкт-Петербург
  • Род занятий до начала предпринимательства: подъёмщик строительных материалов.
  • Дата начала предпринимательской деятельности: 2014 год
  • Организационно-правовая форма ведения бизнеса: ООО
  • Размер первоначальных инвестиций: 20 000 руб.
  • Источник первоначального капитала: накопления
  • Срок окупаемость инвестиций: 1 неделя
  • Формула успеха: Авантюризм творит чудеса, а хорошие кадры поддерживают эти чудеса в работоспособном состоянии

Добрый день, Александр! Расскажи, чем ты сейчас занимаешься и как давно?

Приветствую. Моя фирма оказывает услуги по демонтажу в квартирах, загородных домах, спортивных комплексах и промышленных сооружениях.

А чем занимался до предпринимательства?

До предпринимательства учился на юридическом факультете в Москве. Позже переехал в Питер, работал установщиком окон, потом подъемщиком строительных материалов в СТД «Петрович».

Скажи, почему ты выбрал именно демонтаж?

Демонтаж я выбрал не сразу. Изначально мы с компаньонами пробовали себя в подъёме строительных материалов. В строительной сфере всё взаимосвязано, и вскоре мы уже неплохо разбирались в демонтаже. На тот момент работали с прорабами, у которых была потребность в этой услуге. Много общались с ними и пришли к мысли, что демонтаж – услуга востребованная, и деньги там есть. Тогда и пришла идея заняться этим делом.

Расскажи подробнее о том, как всё начиналось. Когда пришло решение открыть фирму по демонтажу, что было самым трудным в начале пути?

Сразу скажу – хотя я в основных чертах продумал все действия, риск провалиться был велик.

Начало было таким: конец 2014 года, ноябрь-декабрь. Я понимаю, что пора приступать, потому что если не сейчас – то уже минимум в следующем феврале. Конечно, были некоторые сомнения, но я чётко понимал, что дальше работать обычным подъёмщиком бесперспективно.

И вот на стол ложится карта Северной столицы, и мы начинаем отмечать на ней самые прибыльные объекты. А зачем мелочиться? Упор делали на элитные многоквартирные дома в центре Питера.

Мы изначально ориентировались не только на демонтаж, но и на спуск-вывоз мусора, то есть оказывали услуги в комплексе. Поскольку собственных машин не было, договорились о постоянном сотрудничестве с фирмой, занимающейся грузоперевозками.

Давать рекламу в интернете не стали. Бюджет был ограничен, а я далеко не профессионал в интернет-маркетинге – сливать немалые суммы в контекстной рекламе не хотелось. Дальше алгоритм действий был таким:

  • закупили несколько тысяч визиток;
  • выбрали квартал, где стоимость квартир колебалась в пределах 50-200 млн руб.
  • разработали небольшой оффер и отправились «в поля»;
  • перед раздачей рекламного материала наладили отношения с Администрацией

В первый день мы обошли 32 квартиры. Общались с прорабами, рассказывали о преимуществах работы с нами, договаривались о совместной работе. В результате получили 6 заказов, которые обработали в течение двух недель.

С какой суммы начинали? Какие расходы пришлось понести при открытии дела?

Смешно сказать, но начинали буквально с суммы, равной средней питерской зарплате, то есть практически с нуля. Позже на все организационные вопросы (оформление фирмы, лицензии) было потрачено около 50 000 рублей.

Когда пошла первая прибыль и как она увеличивалась?

К концу месяца чистая прибыль на человека составила в районе 15 тысяч. И это неплохо, ведь результат мог быть минусовой. Во второй месяц прибыль выросла вдвое. А уже к Новому году она увеличилась ещё в несколько раз. Большую часть прибыли мы на тот момент направляли на закупку рекламных материалов. В праздничный период заказов было мало, в это время мы искали бухгалтера и решали вопросы с типовыми договорами и сайтом.

Во что вы преимущественно вкладывались на начальных этапах?

Если сумма на открытие бизнеса невелика, как у нас, то лучше сделать выбор в пользу проверенных и дешёвых способов продвижения. Все обязательные расходы сократить до минимума. Как это сделали мы?

  1. Обзавелись визитками (это могут быть листовки или другой раздаточный материал – смотря по конкретной ситуации).
  2. Купили сим-карту с безлимитным тарифом и подключили короткий номер.
  3. Заказали типовой договор у юриста. Можно было просто скачать актуальный образец и заполнить, но это важный элемент – если договор будет составлен неправильно, любой суд признает сделку ничтожной.
  4. Ещё мы заказали в коллцентре базу фирм, занимающихся строительной деятельностью.

Во что бы ты вложился, будь у тебя на старте более солидная сумма – 200-300 тысяч?

Сделал бы ставку на интернет-маркетинг. Сразу создал бы сайт и пустил на него трафик с контекстной рекламы, заказал бы комплексную лидогенерацию, возможно – холодные звонки из колл-центра.

А что с сезонностью?

Наибольший спад происходит зимой, когда строительство сбавляет обороты. В этот период мы довольствуемся малым и занимаемся демонтажем в квартирах. Впрочем, демонтажный бизнес целиком и полностью зависит от стройки и спроса на квартиры.

Какие ключевые моменты можешь выделить в бизнесе?

Прежде всего – кадры. В строительной сфере подобрать хороших рабочих не так просто, потому что попадается много халтурщиков и любителей выпить. Если заказчик почувствует исходящий от рабочих запах алкоголя, на дальнейшее сотрудничество с ним можно не рассчитывать. С другой стороны, ценных кадров тоже немало, только их нужно кропотливо отсеивать. Многие работники приходили по рекомендациям от людей, которые постоянно или временно у нас трудились.

Стоит продумать систему оплаты и мотивацию. Использовать почасовую оплату на первый взгляд выгодно, но вскоре обнаруживается её порочность: люди затягивают рабочий процесс. Лучше работать от результата и платить за объём. Работа будет продвигаться быстрее, а её качество повысится, потому что работники станут подходить к делу более ответственно. Заказчики это оценят.

Один из элитных кварталов.

Один из элитных кварталов.

Работа в разгаре.

Работа в разгаре.

После того, как стены сокрушены, нужно вынести строительный мусор.

После того, как стены сокрушены, нужно вынести строительный мусор.

Это работа не из лёгких – мешки, блоки, рамы демонтажники проносят от квартиры до машины на своих плечах.

Это работа не из лёгких – мешки, блоки, рамы демонтажники проносят от квартиры до машины на своих плечах.

Оценка ситуации. Что ещё осталось сделать?

Оценка ситуации. Что ещё осталось сделать?

Рабочий процесс. Ещё немного, и комната преобразится.

Рабочий процесс. Ещё немного, и комната преобразится.

Завершающая стадия демонтажа.

Завершающая стадия демонтажа.

Какие бы ты выделил преимущества и недостатки в своём бизнесе?

Главное преимущество – относительно небольшой размер необходимых на старте вложений. Цена специфических инструментов (перфораторов, отбойных молотков, бетонорезов, кувалд) невелика, а знания и навыки можно приобрести, поработав некоторое время в этой сфере под руководством опытного прораба… Открыть демонтажную фирму может любой человек, хоть немного разбирающийся в теме.

Хорошо и то, что можно наладить продолжительное сотрудничество с каждым заказчиком. На каждом объекте работы много: помимо собственно демонтажа, нужно регулярно вывозить с него строительный мусор. Это продолжительный процесс, который приносит собственнику фирмы-подрядчика большие деньги.

Теперь что касается недостатков. Сразу скажу, что для работников демонтаж, погрузка мусора – тяжёлые и изнашивающие занятия. Пыль и вечная грязь пагубно сказываются на здоровье, иногда люди не выходят на работу по причине высокого утомления. Это понятно: полдня крушишь стены, полдня спускаешь из квартиры на улицу и грузишь в машину мешки со строительным мусором. Тяжело.

Соответственно, текучка кадров высокая. Даже при условии, что мы лояльно относимся к работникам и создаём для них максимально комфортные условия по режиму труда и оплате. Насколько это возможно, конечно.

Стал бы ты заниматься этим бизнесом, если бы знал все его особенности и трудности заранее?

Не факт, и дело здесь не в трудностях как таковых. Я добился хороших результатов за счёт упорства, думая не о возможных сложностях, а о том, куда и как двигаться. Зная заранее обо всех нюансах, я бы надолго задумался и начал составлять разные хитроумные планы вместо того, чтобы действовать. Лучше двигаться вслепую, чем стоять на одном месте и обозревать окрестности, если говорить фигурально.

Как повлиял кризис на демонтажный бизнес? Намного ли стало сложнее, как с этим справляетесь?

Спад… Сейчас уже чувствуется понижение цен на услуги в этой отрасли при одновременном росте цен на товары. Мы держим цену, но понимаем, что год будет тяжёлым. Конечно, это не повод сдаваться.

Твои предположения – что будет с бизнесом в этой сфере в будущем? Как собираешься развиваться дальше?

Сложный вопрос, кризис есть кризис. Тяжело заниматься долгосрочным планированием, очень много неизвестных переменных, которые к тому же постоянно меняются. Сейчас я делаю ставку на продвижение в интернете. Создаём сайт на хорошем движке (http://www.bezgranits78.com/), будет его оптимизировать и продвигать через SEO, раскручиваться в социальных сетях. Наконец-то обзаведёмся своим автотранспортом.

Что можешь посоветовать начинающим предпринимателям?

Перед открытием нужно определить объём рынка услуг, которые ты собираешься оказывать в своём городе. Если город – даже не миллионник, а конкуренция приличная, стоит ли рисковать? Как правило, заказчики работают с проверенными поставщиками услуг, а в небольших населённых пунктах новые появляются редко и в меньших количествах. Молодой фирме будет тяжело развиваться, это займёт гораздо больше времени. В Санкт-Петербурге строительный рынок обширен, но не перенасыщен, а вот где-нибудь в Саратове открывать демонтажную фирму я бы не стал.

Неплохо сразу продумать дополнительные услуги. Это задел на будущее, когда деятельность компании будет расширяться и масштабироваться. Например, мы предлагаем не только демонтаж, но и подъём стройматериалов на этаж, спуск и вывоз мусора.

Ещё один больной вопрос – как новичкам заявить о себе и получить клиентов. Если бюджет ограничен, нужно любыми доступными способами выходить на личный контакт с заказчиком. Приходить на объект, общаться с прорабом, просить телефон директора и договариваться о встрече с ним… Можно обзванивать людей и продавать свои услуги по телефону, но это менее эффективный способ. Фишка в том, что решающим фактором продажи становится впечатление не о фирме, а о человеке, который её представляет. Наладьте с ЛПР дружественные отношения, и получите постоянного, лояльного клиента.

Я бы не советовал демпинговать, хотя иногда и это неизбежно. В крайнем случае можно занизить стоимость услуг на 10 % от среднерыночной, но лучше просто добавить несколько бонусов.

На начальных этапах можно смело забыть про свободное время и сон. Каждый день с 7-8 утра нужно отправляться «в поля»: общаться с заказчиками, руководить работой. Вечером тоже особо не расслабишься, потому что наступает время распределять работу для персонала на следующий день. В перерывах занимаешься согласованием договоров, консультируешься с юристами… Словом, ваша задача – морально подготовиться впахивать в «режиме коня». Чтобы хоть немного разгрузиться, очень желательно начинать дело с партнёром.

Ну а дальше всё стандартно: как только встанете на ноги, начинайте всё больше увеличивать количество предлагаемых услуг, набирайте новых сотрудников (специалистов по продажам, рекламе, маркетингу). Главное – не останавливаться в развитии.

Примечание редактора:  Франшиза по теме  «Персональное решение»