Если надо запустить стартап, а денег нет, то можно воспользоваться краудфандинговой платформой. Это место, где инвестирует любой, кому интересен и важен проект. Вложения в бизнес, социальную сферу, благотворительность, искусство приносят не только моральное удовлетворение, но и материальную выгоду в виде доли прибыли или участия в бизнесе.

С развитием интернета появился новый способ сбора денег на самые разные нужды. Его назвали просто – краудфандинг, что в переводе с английского означает финансирование толпой.

Лица, которые желают поддержать идею, вкладывают в нее ресурсы, получая взамен вознаграждение в виде соавторства, процента от прибыли или условных бонусов – сувениров, билетов в кино и т.д.

Термин появился в двухтысячных годах, автор Джефф Хауи. Целью стала возможность воплотить в жизнь коммерческие, социальные, творческие, благотворительные задумки.

Процесс состоит из следующих стадий:

  1. Индивидуумы предлагают к реализации идею и план ее воплощения.
  2. К мыслителям присоединяются инвесторы, готовые вложить деньги в затею.
  3. Проект начинает работать, граждане, внесшие финансы, получают оговоренные заранее бонусы.

Примеры

Способ позволяет собрать крупные суммы. В США с помощью краудфандинга привлекают миллиарды долларов на самые разные цели. Президент Барак Обама в 2008 году в предвыборную кампанию задействовал около $300 млн. Его поддержало порядка 2 млн человек.

Фото: Tirachard Kumtanom/pixel

Фото: Tirachard Kumtanom/pixel

Рекордное количество людей – более 22 тыс. – приняли участие в строительстве Сингапурской церкви. За одни сутки пожертвовали $12,5 млн. Аналогичных примеров множество. В 2006 году для строительства храма в Степанакерте члены армянской диаспоры внесли $2,3 млн.

Это интересно: Оригинальные и странные идеи заработка, которые сработали.

В православный приход Мюнхена вкладчикам было предложено вносить по €30 ежемесячно в течение 5 лет. По окончании этого срока каждым благотворителем соберется €1 800 – стоимость одного строительного блока. Вознаграждением станет запись имени инвестора на стену храма, плюс благодарственная грамота, изображение церкви на холсте.

Россия по этим показателям не отстает. Миллионы рублей отписываются владельцами на конфессиональные нужды, социальные проекты, музыкальные конкурсы, медицинское лечение и прочие потребности.

Виды crowdfunding

Выделяют следующие категории, при которых инвесторы:

  • получают сувенирные бонусы: футболки, кепки, диски, плакаты и т.д.;
  • уверены, что станут соучастниками в деле или компенсируют средства после освоения;
  • становятся совладельцами бизнеса;
  • получают моральное удовлетворение.
Фото: Markus Spiske/pixel

Фото: Markus Spiske/pixel

В России популярными считаются:

  • получение большой доли прибыли либо возвращение инвестиций;
  • направление средств конкретному лицу, независимо будет ли он реализовывать проект;
  • финансы поступают команде экспертов, способных осуществить задуманное;
  • добровольные пожертвования нефиксированных сумм;
  • благотворительность.

Правила игры

Для привлечения партнеров, желающих вложить средства, необходимо обозначить этапы проекта. Надо продумать систему информирования инвесторов. Для этого используют известные сайты, рекламные трюки, социальные сети и прочие механизмы упоминания.

Важно учесть возможность стимулирования: от сувенирной продукции до определенной доли дохода.

План действий должен быть четким и выверенным во времени. Открытость позиций привлекает людей, желающих помочь без какого-либо вознаграждения.

Промоутеры сделают процесс информирования системным, расскажут, куда расходуются деньги или иные полученные ресурсы.

В России и за рубежом

Движение основано в США, и в этой стране огромное количество программ поддержки. Мировое сообщество также активно участвует в подобных акциях. Созданы сотни сайтов-аккумуляторов средств.

Фото: rawpixel/pixel

Фото: rawpixel/pixel

Крупнейшие провайдеры:

  • Kickstarter –искусство;
  • Indiegogo – музыка, игры;
  • Somolend – малый бизнес, микропредприятия;
  • Quirky – изобретения;
  • Rockethub – благотворительность.

Отечественная система представлена несколькими крупными операторами.

Таблица 1. Российский рынок

Платформа

Функции

Boomstarter

Инвесторам не предоставляются бонусы финансового вознаграждения, при успешном запуске стартапа организаторы имеют процент от собранных средств

Planeta

База данных о концертах, выставках, фильмах и прочих идеях, а также рассмотрение инициатив в области технологий, бизнеса, соцпрограмм. Комиссия от собранных средств составляет до 10%, в зависимости от полученной суммы

Kroogi, ThankYou

Творческие ниши, на которых размещаются проекты музыки, видеофайлов, печатной продукции. Работают по принципу внесения посильных средств. За услуги взимается 15%

Together, С миру по нитке

Созданы для благотворительных и социальных целей

StartTrack

Бизнес-площадка для привлечения вкладчиков в инвестиционный синдикат. Участники получают долю в деле

Источник: составлено автором по данным crowdfunding-сайтов

Начинающие бизнесмены, писатели, музыканты, технологи порою не знают, где можно позаимствовать деньги для осуществления идей. Краудфандинговая платформа – это простой выход из сложной ситуации. С помощью многочисленных взносов запускаются дорогие и не очень проекты, строятся комплексы, начинают действовать производственные предприятия.