Большинство людей уверено: если нет в запасе 1-2 миллионов, не стоит мечтать о том, чтобы создать свой бизнес. На практике - часто хватает суммы, в десять раз меньшей, а некоторые идеи были воплощены в жизнь с нуля - об этом свидетельствуют приведенные примеры.

Отсутствие накоплений - сдерживающая причина для многих, кто хотел бы заняться предпринимательством. При этом, сколько потребуется средств и для чего — мало кто готов пояснить на конкретных цифрах. Между тем, многие бизнес идеи с нуля, не связанные с производством, были успешно реализованы без крупных начальных вложений. Деньги — значимый фактор, но не гарантия успеха, и это понимают многие.

Примерно такой же ответ мы увидели на одном из американских сайтов сходной тематики:
Если у вас много денег — вы можете нанять квалифицированных специалистов. Если обладаете уникальными навыками - можете сотрудничать с тем, у кого много денег. Когда нет ни того, ни другого — ищите занятие по интересам, изучайте его и учитесь у тех, кто является в нем экспертом.

На что опираться, когда нет финансового основания? Время, здоровье, профессиональные навыки — не менее ценные ресурсы. Ниже приведен обзор направлений, в которых удачнее всего реализуется бизнес без вложений с нуля, и примеры успешных предпринимателей.

Какие виды бизнеса можно начать, не имея средств

При недостатке средств, логичнее обратить внимание на виды бизнеса, требующие в большей степени затрат времени и сил, нежели финансовых вливаний.

  1. Сфера услуг, где иногда можно обойтись даже без офиса, используя имеющееся жилье или гараж.
  2. Производство, основанное на собственном труде, не требующее дорогих материальных ресурсов и оборудования.
  3. Социальные проекты, частично или полностью финансируемые государством, в рамках поддержки малого предпринимательства.

Услуги

Преимущества. Можно сэкономить на аренде специального помещения, работать по телефону, интернету, встречаться дома, частично совмещать с оплачиваемой работой по найму. Нет больших вложений - нет и риска значительных потерь в случае неудачи.

Сложности. Самостоятельный поиск клиентов, заказчиков, необходимость работать по демпинговым ценам на первоначальном этапе, относительно медленный рост известности и репутации. Бизнес услуг страдает в кризис первым, но многие направления будут востребованы всегда: есть, пить, одеваться и стричься люди не перестанут в любых обстоятельствах.

Предубеждения. Это уже предлагают многие, они начали раньше, я не смогу конкурировать с ними. Но далеко не всегда нужна "удивительная идея", которую никто не предлагал раньше. Чаще достаточно уверенности в том, что ты умеешь сделать работу лучше других — независимо от того, что кто-то уже предлагает подобные вещи.

Традиционные бытовые и бизнес-услуги

Любой человек обладает определенными навыками, даже если это уборка дома (клининговые компании), ремонт бытовых приборов, присмотр и уход за детьми, приготовление обедов, или умение легко заводить знакомства. Потребность в простых услугах в условиях постоянной занятости матерей и работающих бабушек – постоянно возрастает.

Разнообразен выбор для высококвалифицированных специалистов в узкой области — по разным причинам оставшимся не у дел. Консалтинг — ниша для бухгалтеров, юристов, налоговиков и экспертов различных направлений.

Сфера услуг очень широка, невозможно рассмотреть все возможные варианты в рамках одной статьи. На сайте Манимайкер собраны интересные предложения, рассказы реальных предпринимателей о том, как создать свой бизнес с нуля, идеи и конкретные расчеты. Используйте их для поиска подходящего дела, или как базу для создания собственного плана.

Информационные технологии

Специалист, имеющий квалификацию в этой области, обладает большой долей самостоятельности. Материальные вложения не обязательны: рабочий инструмент — компьютер, остальное – время и труд. Заработок в Интернете — реален. Именно это направление на 90% требует специальной работы, и только на 10% бизнес-знаний.

Например, для программиста, сложность заключается не в том, чтобы написать хороший программный продукт. Главное, задумывая его, ориентироваться на реальный запрос, а не собственные представления о том, что востребовано рынком.

Пример логики, которая привела к успеху.

Она базировалась на том, чтобы найти нишу для программного продукта прежде, чем он будет создан. Поиск осуществлял предприниматель, не имеющий ни денег, ни какого-либо ноу-хау.

  1. Началом стало изучение рекрутинговых сайтов и компаний, размещающих объявления о найме работников. Это говорило о том, что бюджет у них имеется.
  2. Затем был проведен анализ местных видов бизнеса. Он выбрал фирмы по сдаче недвижимости в аренду. Исследовал технологию их деятельности с целью: ответить на вопрос, "что они больше всего ненавидят в своей работе?".
  3. Выяснилось, что риэлторы терпеть не могут процесс наполнения информационного банка данных. Нужно было посетить объект, сделать кучу фотографий, описать характеристики, а потом все это доставить в офис и обработать. Привести информацию к виду, позволяющему быстро вставить ее в договор. Работа была медленной, с множеством ошибок.
  4. На предложение: «хотят ли они иметь приложение для IPad, которое сделало бы все это за них» – получил ответ «да».На вопрос: «готовы вы ли они заплатить за это?» – «да». Собрав пакет требований, он разработал макет бизнес-приложения и протестировал его на потенциальных заказчиках, уточнив детали.
  5. Далее ему удалось заключить несколько договоров с предоплатой, предложив заказчикам весьма солидную скидку. На полученные деньги были наняты разработчики; они создали вполне продаваемый программный продукт.

По материалам сайта https://www.quora.com (англ.)

В данном случае, человек не обладал нужной для работы квалификацией. Если бы он мог реализовать задачу сам, то пункт 5 выглядел бы по-другому. Суть в другом: прежде, чем начать свой бизнес с нуля, идеи нужно проверять на жизнеспособность. Это сохранит время и силы.

Инновационный бизнес

Голубая мечта каждого предпринимателя – стать монополистом. Именно такой шанс выпадает тем, кто выходит на рынок с новым продуктом, и успевает «снять сливки» до того, как его научатся делать другие. Он интересен для тех, кто занимался и занимается научными разработками и прикладными исследованиями на базе закрытых и полузакрытых заводских, отраслевых НИИ, лабораторий. Это позволяет бесплатно использовать оборудование по месту работы, или арендовать его. В примере, приведенном ниже – оно не потребовалось.

Российский «Антидождь» - возраст 1,5 года; выручка за 2014 год  - 57 млн. рублей

Трое студентов МГУ придумали собственный автошампунь, на который потратили 10 000 рублей. Друзья решили открыть безводную мойку, уговорив ректора  выделить им место на территории университета. Получили его, а заодно еще одну площадку для опробования – на базе одного из инвесторов заведения. Обе точки начали работу летом 2013 года, и за последующие 6 месяцев – ожидаемой прибыли не дали. В поисках выхода, ребята начали изучать средства для ухода за автомобилями, и нашли способ изготовить водоотталкивающий состав, аналогичный импортному, но полностью из российских компонентов.

Они закрыли автомойки, все заработанные деньги – 50 000 рублей пустили на изготовление новинки. Работали тайком в общежитии, потом сняли гараж. Первые объявления о продаже распространили через социальные сети в феврале 2014 года. Через месяц заработали первый миллион, но к лету – возможности сетей были исчерпаны, продажи встали. Правильно оценив ситуацию, предприниматели отправились к тем, кто умеет продвигать продукцию: в автосервисы и специализированные магазины. Средство для тестирования отдавали бесплатно.

Сейчас создана первая промышленная линия. Сбытовая сеть KillAqua – в стадии становления, но договоренность с дилерами есть уже в Белоруссии, Казахстане, Сибири. Учитывая рост цен на импорт, перспектива выглядит обещающей. В планах: защитное покрытие для гаджетов и энергосберегающее – для окон.

Бизнес на государственные деньги

Можно попробовать получить помощь от государства. В регионах действует федеральная программа по трудоустройству безработных граждан, получающих пособие по безработице. Его могут выделить "натурой" в объеме годовой выплаты (58 800 рублей) на создание собственного дела. Для этого нужно представить обоснованный бизнес-план, защитить его, и отчитаться за полученные средства. Приоритетные направления в каждой области свои, что учитывается при выборе претендентов. В видеоматериале —  предприниматель (плотник по специальности) делится опытом получения субсидии.

Реально получить и более существенную сумму: грант в размере 300 000 рублей. Об этом рассказал посетителям портала Петр Татаринов, создавший сельскохозяйственный бизнес.

В заключение. Конечно, бизнес без вложений требует большого труда, и окупается не так быстро, как хотелось бы. В большинстве случаев, проходит от 2-х до 4-х лет, пока предприниматель выйдет на уровень дохода, аналогичный тому, что имел бы, продавая свой труд и время в качестве наемного работника по достойной (!) цене. Он соизмерим с периодом получения профессионального образования. Но однажды приобретенная профессия уже не служит гарантией пожизненной занятости - слишком быстро все меняется.