Что такое квест – известно многим, особенно любителям компьютерных игр. Это приключение, включающее решение различных задач и головоломок, цель которого обычно – найти наиболее благоприятный выход из ситуации. Перенос приключения «в жизнь» и становится таким востребованным развлечением для самых различных категорий потребителей.
Кто играет?
Основная целевая аудитория этого бизнеса–молодые люди. Студенты, офисные работники 20-35 лет. Именно они, наигравшись в квесты на компьютере, готовы попробовать свои силы и в реальности. Но востребованы эти живые приключения и среди семейных людей, включая детей и людей среднего возраста.
Сейчас этот бизнес находится в стадии стремительного развития, то есть для желающих реализоваться в этом направлении – самое благоприятное время. Даже несмотря на кризис, а возможно и благодаря ему.Ведь квестами можно дополнить то, что уже работает: кафе, клуб, ивент-агенство, детскую студию и другие подобные виды деятельности, тем самым расширив и укрепив свои позиции.
Вот что говорит о своем проекте один из основателей компании «Клаустрофобия»
Есть выбор
В настоящее время сложились 2 модели организации этого бизнеса.
Первая – это так называемые комнатные квесты.
Игроков в количестве 2-6 человек закрывают в комнате, и в течение часа участникам необходимо найти из нее выход. Помещение оборудовано тематически по сценарию, в нем соответствующий реквизит. Детали несут в себе секреты, подсказки – все, что понадобится для раскрытия «главной тайны», и поможет выбраться из комнаты.Эта модель предполагает обязательное наличие как минимум одного оборудованного помещения, наем персонала, то есть начальные затраты достаточно высоки. Но прибыль в этом варианте немаленькая.
Вторая модель – квесты выездные.
Здесь каждый участник назначается на определенную роль, и все вместе игроки должны разгадать главную загадку игры.
В этой модели можно выделить три разновидности:
- открытые, где может участвовать любой человек, подавший заявку. Проводят их в различных заранее определенных общественных местах: кафе, ТРК, парках отдыха, и т.п.
- Индивидуальные, которые обычно заказываются на группу 7-20 человек к какому-то празднику и проводятся в местах, определяемых заказчиком: дома, в кафе, на пикнике и других удобных местах.
- И корпоративные, рассчитанные на большие (больше 25 человек) группы участников и проходящие по заказу предприятий. Начальные затраты в этой модели минимальны. Все, что понадобится – это сценарий, раздаточный материал и нехитрый реквизит для участников, а также ведущий. Прибыль в таком варианте меньше, но вполне стабильна.
Комнатный | Выездной | |||
---|---|---|---|---|
Открытый | Закрытый (индивидуальный) | Корпоративный | ||
Начальные затраты | Высокие | Низкие | ||
Окупаемость | Высокая | Средняя | ||
Возможность расширения | Затратно(покупка/аренда помещения, оборудование, сценарий) | Без значительных затрат (только сценарий) | ||
Количество игр по одному сценарию, которые можно провести за сутки | До 20 | 1 | 2-3 | 1 |
Количество участников игры | 2-8 | 7-20 | 7-20 | Больше 25 |
Стоимость игры для группы участников, тыс. руб | 2,5-5 | 0,2-0,7 (на одного) | 3-8 | 7-25 |
Как видно, у каждой из моделей есть свои преимущества и недостатки, но оба варианта достаточно востребованы у клиентов и легко реализуемы.
Кроме этих двух основных моделей есть еще квест-туризм, краеведческие игры и некоторые другие, но их можно считать разновидностями второго варианта.
Дополнение 2016 год: Новый вид квеста: Вирутальная реальность (игрок погружается в виртуальный мир и в нем выполняет разнообразные задания и миссии) и Квесты на основе известных фильмов и сериалов - Квест-хаус .
Как начать?
Самое сложное в квест-бизнесе – это сценарии. Конечно, ход игры в открытых играх и финал ее – в комнатных, во многом зависят от действий участников, но качественный сюжет – основа всего. Поэтому и начинать необходимо именно с написания и проработки сценария, и уже от него отталкиваться в дальнейшем при оборудовании помещений и продумывании реквизита.
Однако стоит понимать, что даже для профессиональных продюсеров и сценаристов начинать самостоятельно и с нуля – долго, сложно и рискованно.
Как вариант – работа по франшизе. В этом случае нет необходимости в каком-то специальном образовании или особых навыках – франчайзерза паушальный взнос и роялти предоставляет готовые сценарии, рекламную стратегию и общую концепцию развития. Достаточно иметь желание и основные знания в сфере ведения бизнеса. Ниже будут более подробно рассмотрены варианты франшиз от основных игроков на российском рынке, но суть их схожа. Новый франчайзи получает пакет, в который входят бренд, 1-3 сценария для игр, общая стратегия развития, набор инструкций и наработок, обеспечивается рекламная поддержка на главном сайте. Это позволит начать работать сразу после подготовки помещений в варианте комнатных квестов, а в случае открытых – лишь слегка обкатав игру.
От чего отталкиваться, продумывая квест-бизнес?
Первое, что стоит учесть при расчете нового проекта – это численность населения в городе. Именно от величины города зависит паушальный взнос. Практика работы основных игроков показывает, что наиболее оптимальны для квест-бизнеса города-миллионники. 400-800 тысяч – тоже неплохо. В городах численностью меньше 400 тысяч раскрутиться будет нелегко, загрузка, а значит и отдача будут слабые при сопоставимых расходах на рекламу и проведение игр.
Не помешает изучение конкурентной ситуации. При полном отсутствии конкуренции раскрутка может занять много времени, так как потенциальным клиентам необходимо будет сначала объяснить, что такое квест и зачем он нужен.
При наличии 1-2 конкурентов раскрутка пойдет быстрей. Суть развлечения людям уже будет известна, а второй раз на один и тот же сюжет человек не пойдет, он будет искать что-то новое.
Большое количество конкурентов в миллионнике особой помехой не будет, особенно если квест-бизнес запускается не как самостоятельный, а в качестве дополнительного.
Рассмотрим основных игроков рынка квестов в реальности.
Квеструмы
Компаний, работающих с закрытыми квестами пока немного, но они быстро развиваются: новые фирмы появляются с периодичностью раз в квартал. И хотя общие черты у всех схожи, каждая компания старается изначально внести свою изюминку, будь то общая атмосфера игр, сложность сценариев, техническое оснащение и другие нюансы и мелочи.
Сравним двух первых игроков российского рынка квеструмов. (Таблица 2)
Клаустрофобия – первая в России компания «комнатных квестов». Работает с декабря 2013 года и за это недолгое время вышла на ежемесячный оборот сети в 40 млн. рублей. Имеет франчайзи в более чем 20 регионах РФ, а также за рубежом.
Квеструм.рф – компания с головным офисом в Санкт-Петербурге. Работают с начала 2014 года. Представлены в 15 городах России, в Беларуси, Швеции, Канаде.
Клаустрофобия | Квеструм.рф | |
---|---|---|
Общее количество сюжетов по состоянию на февраль 2015 | Более 30 | 4 |
Максимальное количество игроков в стандартном сюжете | 4 | 6 |
Длительность стандартной игры, часов | 1 | 1 |
Возможность проведения праздников и корпоративов (для большого количества участников) | В разработке | Есть |
Стоимость франшизы. Стартовый (паушальный) взнос | От 350 тыс. рублей (в крупных городах – 1 млн. руб. и больше), в зависимости от численности населения и наличия конкурентов и других франчайзи. | От 200 тыс. рублей, в зависимости от численности населения и наличия конкурентов и других франчайзи. |
Роялти | От 15% выручки в зависимости от численности населения | От 15% выручки в зависимости от численности населения |
Ориентировочные начальные вложения в проект | 1,0-1,5 млн. рублей (без учета паушального взноса по франшизе) | 1,2-1,5 млн рублей (с учетом паушального взноса по франшизе) |
В стоимость франшизы у обеих компаний входят 2 сценария, проекты оборудования помещений, инструкции для персонала, специфический инвентарь, система бронирования на сайте, бренд и бренд-бук, специальное ПО, экспертная поддержка, новые сценарии (после отработки уже имеющихся).
Срок окупаемости обе компании заявляют примерно одинаковый: 3-4 месяца в миллионнике и 6-8 месяцев в небольших городах.
Как видно из таблицы, условия сотрудничества ненамного отличаются. Ориентироваться при выборе лучше всего, получив конкретные условия для вашего города, а также сыграв в 1-2 игры (которые идут стартовыми) каждой из компаний, то есть исходя из собственного субъективного мнения.
Открытые или выездные квесты
Это направление известно в России еще с 2009 года, и благодаря простоте старта широко распространено по всей стране. В этом формате не нужны практически никакие инвестиции кроме паушального взноса, размер роялти составляет не менее 15%, а часто намного больше (35%). Кроме того, новые сценарии иногда тоже доступны за дополнительную плату.
Итак, сравним самых популярных организаторов выездных квестов.
Квестайм. Начало работы – 2012 год. По состоянию на начало 2015 года представлена в 12 городах РФ, а также в Риге.
Фото с игры «Кабаре «Черный кот» от «Квестайм»
Квестория. Работает с 2009 года. На конец 14 года представлена в 55 городах РФ, Украины, Беларуси, Казахстана.
Участники игры «Завещание Флинта» от «Квестории»
Квестайм | Квестория | |
---|---|---|
Общее количество сценариев по состоянию на февраль 2015 | 5 | 20 |
Максимальное количество игроков в стандартном сюжете | 20 | 20 |
Длительность стандартной игры, часов | 2-3 | 2-3 |
Возможность проведения праздников и корпоративов (для большого количества участников) | Да | Да |
Стоимость франшизы. Стартовый (паушальный) взнос | От 40 до 100 тыс. рублей в зависимости от численности населения | 60-85 тыс. рублей в зависимости от численности населения |
Роялти | От 15% в зависимости от численности населения | 0-35% в зависимости от численности населения (для городов численностью менее 400 тыс. роялти отсутствует) |
Ориентировочные начальные вложения в проект | Паушальный взнос плюс 20-30 тыс. рублей | Паушальный взнос плюс 20-30 тыс. рублей |
Приобретение новых сценариев | Индивидуальные условия | Для крупных городов входит в роялти, для небольших доступно только за дополнительную плату. |
В стоимость франшизы входят 2-3 сценария, раздаточный материал для участников (кроме расходных материалов и костюмов), маркетинговая стратегия, рекламная поддержка, включая макеты рекламных материалов, система бронирования на сайте, обучение ведущих, экспертная поддержка на всех этапах.
Срок окупаемости заявляется от 3-4 месяцев в крупных городах и 4-8 – в небольших.
Отзыв о франшизе «Квестории».
Что выбрать?
Как видно из сравнительного анализа, любая из моделей квестов в реальности – отличная идея бизнеса как для начинающих, так и для желающих расширить имеющееся дело или вложить свободные средства. Новички наверняка оценят второй вариант – открытые квесты, – как не требующий значительных инвестиций и дающий возможность просто подработки в свободное время. Он также будет интересен для владельцев кафе и ресторанов как отличный инструмент расширения и удержания клиентской базы.
Тех, кто ищет вариант для капитальных вложений, или идею приспособления собственного помещения площадью 50-100 м2, наверняка заинтересуют квеструмы.
Но что бы вы ни выбрали – вас ждет увлекательная работа, приносящая достойную прибыль.