Бизнес на реалити-квестах появился с России в конце 2013 года и сегодня на подъеме. В Москве и Петербурге рынок близок к насыщению, но регионы – чуть тронутая целина. Многие компании, организующие квесты в реальности, масштабируют бизнес по франшизе. Сколько можно заработать на квестах?
 

Новый реальный мир: бизнес на играх разума

Офлайн-квесты теснят развлечения традиционные: кино, бильярд, настольные игры, боулинг. Люди желают альтернативной реальности, им нравится быть участниками адреналиновых зрелищ. Реалити-квесты – это сюжетные ролевые и не ролевые игры, проходящие в замкнутых помещениях или на открытых пространствах. Игроки погружаются в необычный мир/среду с четко определенной миссией. Чтобы победить, нужно включить мозги, слаженно работать в команде, слушаться интуиции. В общем, стать на время сверхчеловеком и стричь в процессе купоны драйва.

Квесты в реальности различаются по форме и содержанию, но основа любого – решение логических и психологических задач, головоломок, прохождение тестов на смекалку и находчивость. Сегодня франшизы квестов продают почти все крупные игроки рынка. Попробуем разобраться, в чем заключается бизнес на впечатлениях, какие преимущества старта по франшизе?

Офлайн-квесты как бизнес

Целевая аудитория:

  • люди, предпочитающие активный отдых (16–45 лет);
  • корпоративные клиенты.

В плане локации бизнеса наиболее перспективны города с населением от 500 тыс. жителей, где квесты уже знают и ждут. Окупить вложения получится за 3–7 месяцев. Меньше город – больше срок окупаемости.

Конкуренция в городах-миллионниках уже высока. В Москве и Петербурге мелкие игроки уходят или поглощаются более крупными и известными. Так, только за июль 2015 года в столице закрылось около 30 проектов. Регионы по традиции отстают примерно на год, поэтому перспективны для открытия квест-бизнеса. Пока рынок не насыщен, конкуренты, по сути – союзники: все работают на популяризацию продукта (проанализировать конкуренцию в своем регионе).

Найти желающих повторить игру с теми же заданиями трудно. Большинство квестов – продукт одноразовый. Квест-мейкерам приходится постоянно придумывать новое и «обставлять» свежие идеи. Основа любого бизнеса на квестах – это сценарий, одна из постоянных статей затрат. В самых крупных компаниях над ними работают целые творческие коллективы: сценаристы, режиссеры, редакторы.

Квесты продвигаются, в основном, в интернете. Поэтому must have сайт с хорошей навигацией, расписанием-описанием, ценами, фото- и видеоматериалами. Эффективно продвижение через социальные сети.

  1. Эскейп-румы – самые популярные сегодня интеллектуальные игры, основанные на онлайн-квестах типа escape the room. Группу людей закрывают в комнате, откуда нужно выбраться за 60–80 минут. В поисках заветного ключа участники вскрывают тайники, вычисляют коды, добывают подсказки.

    В экшн-вариантах нужно пройти по маршруту на время. Чтобы выйти, игроки должны применить не только смекалку, находчивость и интуицию, но и силу с ловкостью.

    В жанре эскейп-румов работают: «Клаустрафобия», «Лаборатория 33», «Квест-хаус», Cityquest, Enigma-club, HintHunt, iLOCKED, QuestQuest, «выХод» и десятки других.

    Московский рынок квестов escape the room 2013–2015 гг.

    Московский рынок квестов escape the room 2013–2015 гг.
    Источник: enigma-club.ru

    В большинстве квестов может участвовать группа из 2–6 человек. Жаждущие новых впечатлений сбегают из психушек и тюрем, грабят банки, высаживаются на Марсе. «Комнатный» квест обходится в 2 000–4 000 руб. (цена на группу).

    Приключения посерьезней дороже. Сыграть в аналог «Игры престолов» можно за 5 000–10 000 руб. (группа 2–12 чел.), а экшн-бойня с зомби/монстрами по маршруту будет стоить 1 500 руб. с участника (до 20 человек). Больше драйва – дороже удовольствие. Как правило, дорогие квесты гарантируют полное погружение: здесь используются механизмы, реалистичные декорации и антураж, игра актеров.

    Рынок квестов уходит в сторону сюжетности. Людям наскучило искать ключи, они хотят бегать, стрелять, «проживать» сюжет. Поэтому квест-мейкеры начинают разрабатывать перфомансы с участием актеров и открывать настоящие развлекательные центры со спортивными экшн-играми, где люди могут постоянно улучшать результат.

    Обустройство комнат для эскейп-румов и игрового пространства для экшн-проектов обходится в сотни тысяч – миллионы рублей. Минимально необходимая площадь для открытия квестов – 70 кв. м. В помещении должны разместиться не только одна/две игровые комнаты в 20–40 кв. м, но и административные помещения: для оператора, отслеживающего на мониторе ход игры, приема клиентов. Главное в квест-румах – идеально подготовить интерьер. Начинать лучше как минимум с двух комнат, чтобы обеспечить одновременную игру нескольких команд. Срок «жизни» одной комнаты –2–3 года, затем интерес к ней спадает.

  2. «Живые квесты» – сюжетно-ролевые психологические игры, зачастую детективной направленности, построенные на коммуникации участников. Проводятся на природе и в любых помещениях: кафе, тренинговых центрах, офисах, в домашней обстановке. Участников объединяет командная цель: найти убийцу, спастись от гибели, раскрыть тайну.

    Игры рассчитаны на широкую аудиторию, не на ролевиков, поэтому подходят для личных и корпоративных праздников, решают задачи командообразования. Компании, работающие в этой нише: «Квестория», Questime и др. Для ролевых игр арендовать помещение не обязательно, можно разместиться в антикафе, работающих по типу игротек. Для проведения «живых квестов» необходимы: тщательно разработанный и протестированный сценарий, костюмы и игровой реквизит.

  3. «Бродилки» – игровые туристические, краеведческие, экскурсионные маршруты, сюда же относится интеллектуальное ориентирование. Квесты не ролевые, участники остаются сами собой, но попадают в оригинальную приключенческую среду. Это могут быть необычные туры/экспедиции или маршруты поиска кладов, разгадывания исторических/литературных/музейных тайн. Компании, предлагающие услуги: Quest-tour, «Ходилки-бродилки», InsomniaGameBand, QuestPlanet.

    Организация «бродилок», где задания разбросаны по городу, а участников ведут полученные свыше озарения-эсэмэски, больших затрат не требует. Достаточно единожды разработать IT-платформу, которая позволит совершать онлайн-оплату и отправлять задания и подсказки на телефон или планшет игроков.

Франшизы офлайн-квестов

Самый легкий вариант начать бизнес на квестах в реальности – приобрести франшизу. Вложить придется немало – от 700 тыс. до 5 млн руб. Ежемесячный размер роялти в среднем – 10–15%. Однако франчайзеры обещают сверхприбыльный бизнес.

Старт дорог, но работая под известным брендом, франчайзи обычно получает готовую инфраструктуру бизнеса:

  • бесплатные сценарии протестированных игр;
  • планировку помещений под квест, готовые технические решения, применяемые в игре;
  • макеты рекламных материалов;
  • собственный поддомен на раскрученном и оптимизированном сайте;
  • подробные руководства и инструкции по открытию и ведению бизнеса;
  • централизованную рекламную поддержку и другие преимущества.

На рынке все время появляются новые предложения по открытию квестов в реальности по франшизе. Посмотрим, на каких условиях можно начать этот бизнес на примере пяти известных компаний-франчайзеров.

1 «Клаустрофобия»

  • Вложения, в т. ч. паушальный взнос: 2 350 00–6 350 000 руб. (1–3 квеста)
  • Паушальный взнос: от 350 000 руб. в регионах (в Москве продажа франшиз приостановлена)
  • Окупаемость: от 1 мес.
  • Роялти: 10%
  • Количество собственных/франшизных точек: 2/300
  • Средний чек: 3 000 руб.
  • Выручка/прибыль в мес.: 1 150 000 руб./н. д. (за 1 квест)
  • Требования к помещению: н. д.

«Клаустрофобия» – отец-основатель российских квестов в жанре «выйти из комнаты». Именно эта компания в декабре 2013 года начала в России эпидемию квестомании, которая бушует по сей день. В нынешнем арсенале компании средневековые подземелья, космические корабли, подпольные казино, подводные лодки, пещеры и полярные станции (2 500–4 500 руб.). Действуют два перфоманса: «Коллекционер» и «Мясная лавка» (6 000–10 000 руб.).

«Клаустрофобия» известна высоким качеством исполнения квестов, удачными сценариями и интересными техническими решениями (используются датчики, кнопки и т. п.). Игры сети различаются сюжетно и по игровой механике.

Выгодно быть первым. Ремонт и оформление первых двух комнат в подвалах Artplay в 2013 году (это были «Больница» и «Квартира») обошлись организаторам в 1,2 млн руб. Вложения окупились за 1,5 месяца.

На чем делает деньги «Клаустрофобия»:

2 Enigma

  • Вложения, в т. ч. паушальный взнос: 1 500 000–4 500 000 руб. (1–4 квеста)
  • Паушальный взнос: н. д.
  • Окупаемость: 7–10 мес.
  • Роялти: 15%
  • Количество собственных/франшизных точек: н. д.
  • Средний чек: 3 500 руб.
  • Выручка/прибыль в мес.: 420 000/150 000 руб. (с 1-го квеста)
  • Требования к помещению: 60–200 кв. м

Квесты Enigma разрабатывают профессиональные режиссеры, психологи и авторы высшей лиги КВН, что подразумевает некоторую ироничность сюжетов. «Энигма» специализируется на классических эскейп-румах: «Мастерская да Винчи», «Подвиг разведчика», «Кузькина мать». Есть и перфоманс – «Лихие 90-е».

Цифры от франчайзера: при продолжительности игры в 60 мин. (20 сеансов в день), средней стоимости квеста в 3 500 руб. и средней заполняемости 50% франчайзи получает в год от 1,5 млн руб. прибыли.

3 Questoria

  • Вложения, в т. ч. паушальный взнос: от 750 000 руб.
  • Паушальный взнос: 67 892–142 910 руб. (зависит от численности населения города)
  • Окупаемость: 3–6 мес.
  • Роялти: 15–35%
  • Количество собственных/франчайзинговых точек: н. д./55
  • Средний чек: 7 000 руб.
  • Выручка/прибыль в мес.: н. д./150 000 руб. в месяц

«Квестория» – питерская компания, которая с 2009 года продает сюжетные ролевые игры, построенные на общении. Франчайзинговая программа стартовала в 2010 году, и сейчас в «живые квестории» играют во всех городах-миллионниках. В играх, которые обычно длятся 3 часа, может одновременно участвовать 10–30 человек.

4 CityQuest

  • Вложения, в т. ч. паушальный взнос: от 750 000 руб.
  • Паушальный взнос: 150 000 руб.
  • Окупаемость: от 4 мес.
  • Роялти: 10%
  • Количество собственных/франчайзинговых точек: 10/24
  • Средний чек: 2 500 руб.
  • Выручка/прибыль в мес.: н. д.
  • Требования к помещению: 50–150 кв. м

Компания CityQuest занялась квестами в 2014 году и сейчас развивает сразу несколько направлений: эскейп-румы, перфомансы и экшн. Последний вид развлечений (представлен квестом «Терминал») относится к спортивно-логическим играм с длительным сроком «жизни». За такими квестами будущее: их проходят на время, игроки приходят снова и снова, чтобы улучшить результат.

5 «выХод»

  • Вложения, в т. ч. паушальный взнос: от 800 000 руб.
  • Паушальный взнос: 250 000 руб.
  • Окупаемость: 3 мес.
  • Роялти: 10–15%
  • Количество собственных/франчайзинговых точек: 1/46
  • Рентабельность: 40%
  • Выручка/прибыль в мес.: н. д.
  • Требования к помещению: от 100 кв. м (для 2-х квестов)

Новосибирский «ВыХод» появился в конце 2013 года. Компания первой предложила в Москве проект для большой команды и сразу с киноисторией: в «Игры престолов» может одновременно играть до 12 человек. У «выХода» сегодня 34 действующих сценария, разрабатываются новые.