Коротко: Имя Вадима Швецова переплетается с историей создания первого российского внедорожника. Предприниматель много делает для отечественной отрасли автомобилестроения – заключает многомиллионные контракты с зарубежными гигантами и лоббирует интересы отечественного автопрома.

Подробно

  • ФИО: Швецов Вадим Аркадьевич
  • Дата рождения: 30.08.1967
  • Образование: Московский институт стали и сплавов
  • Дата начала предпринимательской деятельности /возраст: 35 лет
  • Вид деятельности при старте: директор по сбыту ОАО «Северсталь»
  • Текущий вид деятельности: предприниматель, генеральный директор ПАО «Соллерс» – лидера автомобильной индустрии
  • Текущее состояние: 780 млрд российских рублей

Вадим Швецов – это человек, поднявший с колен российский автопром. Он всегда имеет запасные планы развития бизнеса – речь идет и о реструктуризации умирающего УАЗа, и о заключении многомиллионных контрактов, и о получении государственной поддержки.

История успеха Швецова Вадима Аркадьевича – интересный калейдоскоп событий, приведших его на Олимп бизнеса. Предприниматель мало похож на типичного олигарха – скорее, на преподавателя вуза. За такой незаурядной внешностью скрывается неординарный ум и креативное мышление. Иначе как объяснить, что именно в его голове родился гениальный план по поднятию российского автопрома.

Данные об образовании

Краткая биография Вадима Швецова (русского по национальности) не изобилует фактами о детских годах – известно, что родился он 30 августа 1967 года в городе Череповец (Вологодская область). Дальше уже идет информация об образовании:

  • 1992 год – получил диплом Московского института стали и сплавов;
  • 2001 год – еще один вуз (на этот раз степень MBA от бизнес-школы при английском университете Нортумбрия).

Карьерный рост

Вадим впервые перешагнул порог отдела кадров Череповецкого металлургического комбината еще до начала обучения. А после получения заветной «корочки» был назначен начальником отдела по работе с молодежью.

После распада СССР предприятие переименовывается в «Северсталь-инвест», а Швецов становится сначала коммерческим, а потом и генеральным директором компании. 1997 год компания встретила в качестве уже Открытого Акционерного Общества «Северсталь», где Вадим Аркадьевич занимал пост директора по сбыту.

Назначение становится ключевой точкой, в которой он ставит систему продаж продукции на внутреннем и экспортных рынках. В самом начале столетия (2000 год) бизнесмен становится инициатором того, чтобы организация сталепрокатного направления приобрела акции таких автомобильных активов, как Ульяновский автозавод и Заволжский моторный.

А с 2002 года Швецов – генеральный директор ОАО «Северсталь-авто». Создать своё предприятие помогает база приобретенных активов. С этого момента он уже берет курс на развитие автомобильного бизнеса. Позднее это предприятие было переименовано в ПАО «Соллерс».

Октябрь 2012 года стал новой вехой в развитии – Вадим Швецов становится гендиректором УАЗа, сохраняя при этом за собой пост главы в «Соллерсе».

Фото 1. Логотип ПАО «Соллерс». Источник: официальный сайт

Фото 1. Логотип ПАО «Соллерс».
Источник: официальный сайт

Подробнее об УАЗе

Еще в девяностых годах УАЗ стал одним из крупнейших партнеров «Северстали» – работа шла в основном по бартеру. Но в конце первого десятилетия нового века бывший советский индустриальный гигант находился уже в критическом положении. Непродуманный модельный ряд – УАЗ-469 («козлы» в простонародье) и УАЗ-2206 (советские «минивэны»-буханки) – не способствовали достойным доходам. Такая ситуация привела к убыткам 34 млн долларов при показателях выручки 240 млн долларов (за 2000 год).

Швецов придумал схему вертикальной интеграции, идею которой он предложил основному владельцу «Северстали» Мордашеву Алексею. Эффективность, по его мнению, должна была быть достигнута при упоре на конечных потребителей. Немалое подспорье в этом оказала девальвация 1998 года, которая давала определенные бонусы отечественным производителям перед импортными. Еще одним преимуществом должны были стать оптимизация производственного процесса и пересмотр продаж.

У Мордашова не было причин не верить своему давнему партнеру по бизнесу Вадиму Швецову, ведь именно он и помог ему достичь карьерных высот. В конце концов, у УАЗа было главное конкурентное преимущество – возможность собирать большие и доступные по стоимости внедорожники.

Так «Северсталь» получила крупный контрольный акционный пакет. Во главу правления стал сам Швецов. Для начала он планировал управлять предприятием из Москвы, сохранив старый состав топ-менеджеров. Но на практике это оказалось невозможно.

Тогда Швецов перешел к реализации первой стратегии – командировании из Москвы специалистов консалтинговой компании. Последние преступили к наведению порядка. Был запущен и план развития завода, который заключался в отказе работы по бартеру и взятии продаж под контроль.

Но уже первые десять месяцев показали, что невозможно будет добиться быстрых результатов. Всё упиралось в устаревший технический парк, нежелающий переобучаться персонал, невозможность быстро реогранизовать важнейшие технические процессы. Это привело к показателям рентабельности всего в 1,8%.

Швецов понимал: это очень низко – при таких результатах невозможно говорить о полноценном функционировании УАЗа и, тем более, просто смешно даже думать об импортозамещении. Но Вадим не был бы самим собой, если бы не пришел к новому решению.

Выходом из ситуации могла бы стать перестройка УАЗа на мировой уровень. Для этого требовалось наладить связь с мировыми партнерами. Однако это не удалось даже АвтоВАЗу, как бы он не пытался войти в прочные альянсы с General Motors и Fiat. Но чтобы добиться этого, надо было создать принципиально новый продукт-автомобиль, которым стал UAZ Patriot.

Папа отечественного внедорожника

Именно так называют Вадима Швецова за его «детище», созданное как симбиоз отечественной автошколы и технологий из-за рубежа. UAZ Patriot имел все необходимые для этого преимущества – большой и удобный кузов, как у Toyota Land Cruiser, американскую разработку гидроусилителя, корейскую коробку передач. Это не говоря уже о внутреннем комфорте, который человек должен был ощущать во время езды.

Фото 2. Презентация первого российского внедорожника. Источник: misanec.ru

Фото 2. Презентация первого российского внедорожника.
Источник: misanec.ru

Разработка нового российского джипа обошлась довольно скромно – в 35 млн долларов. Чтобы вернуть эти вложения, надо было продавать не менее 10 000 машин в год. Однако даже в «докризисные» годы общая сумма всех продаж не превысила и 12 000 автомобилей. Специалисты предупреждали: сумму покупки потребитель потратит на поддержанную иномарку, а не отечественный «патриот». Через 9 лет после начала выпуска и сам Швецов признал: невозможно сделать хороший автомобиль на старых мощностях, а потому лучше держать курс на поиск иностранных партнёров.

Фото 3. UAZ Patriot собственной персоной. Источник: соцсети

Фото 3. UAZ Patriot собственной персоной.
Источник: соцсети

Что подарил Швецову союз с иностранными компаниями

Прежде всего, кто они – зарубежные партнеры «Соллерса»? Швецов начал поиски среди компаний, занятых в такой же нише по производству внедорожников. Не всё пошло гладко: крупные иностранные концерны не считали, что им нужны партнеры для завоевания российского рынка. А у тех, кто хотел бы стать таковыми, были очень сомнительные перспективы успеха.

Однако Вадим Аркадьевич нашел выход – им стал южнокорейский производитель SsangYong. К тому времени в нашей стране уже была известна марка этих внедорожников. Сотрудничество быстро начало приносить плоды: если в первый год Швецову удалось продать 4000 подобных машин, то в 2008 году на его заводах собиралось уже 14300 кроссоверов этой марки.

Это не единственное совместное с иностранцами предприятие – в 2007 году, после того, как выкупил бизнес у Мордашова, Швецов стал сотрудничать с японским Isuzu –производителем легких грузиков. Однако наиболее интересен контракт с Fiat. Швецов начал с дилерства, потом перешел к сборке. Это принесло определенные плоды – продажи итальянцев выросли в 10 раз.

При этом Швецов добивался в партнерстве своих целей – отверг навязываемую итальянцами сборку «легковушек» Albea. Нет, его целью были Ducato – популярные фургоны. И с 2009 года он добился-таки своего, сделав Fiat Ducato самым покупаемым иностранным автомобилем из производимых его компанией.

Эта марка фургона была задействована в программе «Служба занятости» по специальному госзаказу на 392 автомобиля. Они стали мобильными офисами, в которых сотрудники службы занятости ездят по стране.

Сотрудничество с государством

Однако конкуренция с международными корпорациями с каждым годом превращалась во всё более неподъемную задачу. Швецов понял: для игры на равных надо выровнять условия. А значит, пора подключать государство.

Предприниматель пересмотрел свои первоначальные взгляды – ведь когда-то и он был не против вступления нашей страны в ВТО. Но уже с 2004 года он является инициатором повышения импортной пошлины – сначала до 35%, а потом и до 50%.

Фото 4. Важная поддержка государства. Источник: kommersant.ru

Фото 4. Важная поддержка государства.
Источник: kommersant.ru

Этого мало – Вадим становится главой Объединения российских автопроизводителей. На этом посту он добивается очень многого: например, беспошлинная промышленная сборка – это его заслуга. Суть этого законопроекта в следующем: если производитель красит и сваривает кузов на отечественном заводе, а также использует определенную долю российских комплектующих, то он может рассчитывать на практически нулевые проценты импортизации иностранных запчастей. Под подобное постановление попадают, конечно же, все соллеровские производственные площадки.

Швецова часто сравнивают с Искандером Махмудовым, который тоже уделяет много внимания перспективам развития региональной экономики.

Именно усилиями Швецова началось лоббирование на повышение пошлин на новые иномарки – до 35%. Также увеличились ставки на поддержанный транспорт.

Предпринимателя называют самым лучшим связным между иностранным менеджментом и российскими власть имущими. Он чётко и понятно выполняет роль переводчика западных стандартов.

Ситуация сегодня

На современном этапе «Соллерс», кроме указанных, владеет несколькими совместными предприятиями – теперь уже с производителями международного уровня. Это:

  • Mazda Sollers (местонахождение – Владивосток);
  • Ford Sollers (несколько филиалов в следующих городах – Елабуга, Всеволжск и Набережные Челны).

В 2017 году УАЗ решил взять курс на экспорт. Швецов определил следующие направления для продажи продукции – Вьетнам, Китай и Индонезия. По его признанию, план по экспорту планируется увеличить вдвое.

Цифры по планируемым экспортным поставкам впечатляют – в планах на 2017 год стояло повышение с 8% до 40%.

Сам завод в ближайших перспективах – центр автомобильного кластера. Это позволит привлечь в Ульяновскую область новых партнёров по производству автомобильных компонентов и самого транспорта. Дополнительным бонусом станет создание конструкторского центра.

Фото 5. Талантливый стратег. Источник: соцсети

Фото 5. Талантливый стратег.
Источник: соцсети

Интересно знать, как давно автомобили производятся в России? Тогда добро пожаловать в исторический экскурс отечественного автопрома.

На производстве не делают секрета из актуальных проектов – например, сейчас приоритетным техническим направлением стал переход на электродвигатели. В ближайших планах – работа с российской автокомпанией SONA MOTORS, которая обещает вывести на отечественные дороги первый электромобиль. А своим опытом реструктуризации производства наш герой охотно делится со всеми желающими:

У других российских автогигантов ситуация намного хуже – например, у основного конкурента УАЗа – Волжского автозавода, тоже бывшего одним из крупных индустриальных объектов советского наследия. Развитие «Соллерс» семимильными шагами – прежде всего, заслуга Вадима Швецова, возглавляющего организацию последние 15 лет. Поэтому никого не удивило решение совета директоров о продлении срока Швецова на посту генерального директора еще на 5 лет (до 2022 года).

Фото 6. Швецов горит душой за российский автопром. Источник: velochester-auto

Фото 6. Швецов горит душой за российский автопром.
Источник: velochester-auto

Финансовое состояния

Вадим Аркадьевич входит в сотню самых богатых людей России. Российской версией Форбса он ранжируется 81-м местом и состоянием в 780 млрд рублей.

Публично оглашены только данные за этот период:

Таблица 1. Финансовое состояние Вадима Швецова в динамике за 2007-2017 года:

Год

Место в Форбс среди российских богачей

Цифры финансового состояния в млрд рублей

2008

67

1500

2016

81

780

Графически данные будут выглядеть следующим образом:

Рис.1 Динамика богатства В. Швецова за период 2008-2016 гг.

Рис.1 Динамика богатства В. Швецова за период 2008-2016 гг.

Семья и увлечения

Брак Швецова является отдельной темой для разговоров – в 2008 году он женился на Юлии Христенко, дочери министра промышленности (которая раньше была женой Евгения Богданчикова («Роснефть»)). А в ведении тестя как раз и находится весь российский автопром. Недоброжелатели ухмыляются: ноги у лоббирования интересов предпринимателя растут именно оттуда. И добавляют: Швецов связал себя прочными узами с государством.

Про своего высокопоставленного тестя Швецов позволяет себе делать только положительные высказывания: «Он очень талантливый стратег, а потому и мой пример для подражания».

Из других фактов в биографии Вадима Швецова:

  1. Заслуги предпринимателя – награжден медалью «За заслуги перед Отечеством» (II степень).
  2. В совершенстве знает английский язык.
  3. Вадим любит гонять на мотоцикле. Еще одна страсть – пилотирование самолетов.