ФГОС – система единых государственных образовательных стандартов, закрепленных в официальных документах. Основное отличие от предыдущих поколений нововведений Минобрнауки – изменение подхода к оценке итогов обучения, а также цели образовательной деятельности. Современный педагог должен научить ученика или студента думать, предоставив ему все необходимые инструменты.
Родителей всегда беспокоит качество знаний, которые их чадо получает в детском саду, а затем в школе и университете. Чтобы планка российского образования была на высоте, правительство РФ разработало федеральный государственный образовательный стандарт, которому подчиняются все учебные заведения вне зависимости от региона – ФГОС. Что представляет собой загадочный стандарт в действительности? Попытаемся разобраться в терминах.
История
Впервые общие требования для школ, садов и ВУЗов получили название государственных стандартов в 1992 г. Тогда же впервые появились записи о них в официальных документах. Реформа образования в России была необходима: после распада СССР нужен был переход от советской школы к более современной.
В течение 20 лет педагоги и социологи вместе с государственными служащими разрабатывали систему требований к качеству образования. Государственный образовательный стандарт был принят в четыре этапа и стал обязательным для всех учебных заведений, имеющих государственную поддержку в 2011 г.
Официальное определение стандарта закреплено в нормативных документах: ФЗ «Об образовании в РФ», Приказе Минобрнауки «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
Определение
ФГОС – это система стандартных требований к учебным заведениям всех уровней, которые финансируются государством или имеют разрешение.
Рисунок 1. Учреждение, ответственное за ФГОС
Органы проводят регулярные проверки учреждений. При наличии нарушений могут лишить организацию статуса государственного. В этом случае диплом об окончании такой школы или ВУЗа можно считать недействительным.
Существует несколько видов стандарта, в зависимости от уровня образования:
- требования к садикам и дошкольным учреждениям;
- система правил для учеников школ – начальных, средних и старших;
- правила обучения для учащихся в начальных и средних профессиональных учреждениях, а также ВУЗах.
Таким образом, ФГОС применяется вне зависимости от типа образования – в любом учебном учреждении.
Зачем нужен стандарт образования
Зачем нужен ФГОС? Чтобы было проще контролировать качество учебного процесса, а также создать единую систему обучения по всей России. Преподаватели должны учитывать принципы стандарта в своей работе как в общении с учащимися, так и в составлении учебных планов.
Родители учеников государственных учреждений и частных организаций, которые имеют специальное разрешение – лицензию, могут быть спокойны, что государство тщательно проверяет качество образовательных услуг.
Полезная информация для бизнеса: Как открыть детский сад без получения лицензии
Основные принципы
Чтобы понять, в чем особенности ФГОС, а также что нового они привнесли в процесс обучения, необходимо разобраться в основных положениях проекта:
- В центре внимания педагога – развитие личности ученика с индивидуальным подходом к каждому учащемуся.
- Основа стандарта – ученик должен научиться мыслить самостоятельно.
- Стандарты закрепляют три базовых требования к результатам обучения: личный, предметный, метапредметный.
Первый вид результата – личный. В процессе обучения педагог должен помочь ученику сформировать собственное «Я»: создать систему ценностей, сформировать собственное мнение вместе с умением учиться у других, развить способности к организации своего времени.
Предметный результат – контроль за полученными знаниями по дисциплинам. Теперь учитель не следует стандартной схеме – ученик сам должен догадаться о теме урока, найти нужную информацию, а задача педагога только подтолкнуть и направить.
Последний вид оцениваемого результата – метапредметный. Согласно ФГОС, учащийся должен освоить универсальные учебные действия (УУД). Простым языком – научиться при помощи разных навыков добывать информацию: развивать навык общения, пользования компьютером и другими технологиями и т.д.
- Использование информационно-коммуникационных технологий. Процесс обучения должен как бы встраиваться в обычную жизнь: дети должны учиться не только по учебникам, но и используя технологии – компьютеры, вычислительную технику, фото- и видеоаппаратуру, проводить опыты и ставить эксперименты.
- Разделение учебного процесса на урочную и внеурочную деятельность. Даже после окончания уроков процесс обучения и воспитания не должен прекращаться. Учителя образовательного учреждения должны организовать внеклассные мероприятия и факультативы, возможность посещения секций, олимпиады и интеллектуальные игры.
- Ведение воспитательной деятельности. Согласно введенному стандарту, каждый педагог должен составить план воспитательных мероприятий – ликбезов о здоровом образе жизни, организации досуга и встреч за пределами стен образовательного учреждения и т.д.
Помимо указанных принципов, существует ряд требований к образовательной программе: например, развитие должно быть всесторонним – баланс между точными и гуманитарными науками.
Оценки и критика
Из-за сложности проведения реформ и внесения изменений в образовательную деятельность проект ФГОС постоянно подвергается критике, хотя, по мнению многих учителей, система дала положительные результаты и стала своевременной мерой улучшения качества обучения.
Рисунок 2. Александр Кондаков – общественный деятель, доктор педагогических наук, один из конструкторов ФГОС
В прошлом году ректор ВШЭ Кузьминов раскритиковал ФГОС НОО (начального общего образования с 1 по 4 класс) и ФГОС ООО (основного общего образования с 5 по 9 класс). По словам Кузьминова, стандартами не предусмотрено углубленное или ускоренное обучение. Кроме того, в новом проекте Минобрнауки отсутствует контроль метапредметных результатов.
В 2019 г. стало известно, что президент РФ Владимир Путин поручил правительству РФ обновить государственные образовательные стандарты и программы – перечень требований можно посмотреть на сайте Кремля.
Об общих положениях ФГОС с разбором основных положений