Иван Таврин считается настоящей акулой в мире медиаканалов. Начав с карьеры простого скупщика региональных телерадиостанций, он быстро поднялся до вершин Олимпа этой сферы. Именно он купил долю Дурова «ВКонтакте» и возглавил «Мегафон».
Иван Таврин стал настоящим медиамагнатом, не имея профильного образования в выбранной им для бизнеса области. Сегодня его состояние достигает 500 млн долларов, но это не предел для амбициозного и талантливого предпринимателя.
- ФИО: Таврин Иван Владимирович
- Дата рождения: 1.11.1976
- Образование: МГИМО МИД РФ, международно-правовой факультет
- Дата начала предпринимательской деятельности / возраст: 1996 год / 20 лет
- Вид деятельности при старте: рекламное агенство «Констракт»
- Текущий вид деятельности: предприниматель, медиамилллионер, генеральный директор «Мегафон»
- Текущее состояние: 500 млн долларов, по версии Forbes на 2017 год
- Страница в соцсетях: https://vk.com/ivantavrinofficial
Сегодня никто не будет оспаривать силу воздействия СМИ. Предприимчивые владельцы таких ресурсов отлично понимают, какие внушительные суммы прибыли можно получить с подобной собственности. История успеха Таврина Ивана Владимировича давно стала объектом восхищения и копирования – не зря же этого человека называют уникальным медиа-менеджером российской телеиндустрии.
О биографических данных
На запрос об Иване Владимировиче Таврине поисковики выдают такие результаты: уроженец Москвы, появился на свет 1 ноября 1976 года, по национальности – русский. Любопытный факт из биографии: склонности к будущей предпринимательской деятельности у нашего героя формировались еще в детстве – взять хотя бы те книги, которые стали настольными: это была знаменитая история про Фрэнка Каупервуда, написанная Теодором Драйзером.
Вдохновившись образом, Ваня еще в школьные годы стал пробовать зарабатывать свои первые наличные – торговал на Арбате куклами-матрешками и дефицитными джинсами. А после школы он поступает на международно-правовой факультет МГИМО МИД РФ и одновременно работает в рекламном агентстве, набираясь опыта. После получения образования в 1997 году наш герой сразу же с головой окунулся в предпринимательство.
Опыт работы в рекламе
Первые месяцы самостоятельного предпринимательства можно было назвать свободным плаванием – Иван постоянно что-нибудь продавал (покупал товар в одном районе, а в другом продавал с накруткой). Не забывал он и про рекламу, разыскивая потенциальных рекламодателей для агентств.
Фото 1. У Ивана Таврина всегда было чутье на правильные бизнес-решения
В 1996 году Таврин «созрел» для самостоятельной деятельности – первым предприятием стало собственное рекламное агентство «Констракт», открытое совместно с другом Сергеем Власовым. Ребята получили первый большой контракт (предоставленный южнокорейской корпорацией Lotte), и работа закипела. Иван очень ответственно отнёсся к работе, лично проверяя ночами, везде ли нанесена реклама.
В период работы в рекламном агентстве Иван параллельно заводил и необходимые связи с руководителями многих телестанций. Он сделал еще один смелый по тем временам шаг – начал активизироваться в регионах (большинство рекламных компаний не покидало столицу). А в 1997 году было принято решение и вовсе продолжать работать на региональном рынке – Москва осталась партнером. Но Власов только выиграл от этого нестандартного подхода.
Новый игрок на телевещательном рынке
Всего за какие-то 3 года работы доходы «Констракт Регион» превысили 10 млн долларов. И во многом это было потому, что и сам Таврин, и всё его агентство были 24 часа в сутки нацелены на успех и конкурентную борьбу. Однако благодаря знакомству с генеральным директором ТВ3 Тимом Макдональдом, Иван решил поменять схему действия и начать скупать региональные телеканалы по примеру РЕН-ТВ и СТС. А ТВ3 обещали поставлять качественный контент.
На это время на российском рынке были сотни независимых телестанций. Именно на них и нацелилось новое предприятие героя – в 2001 году он на прибыль от своего рекламного агентства создает РМГ («Региональную Медиа Группу»).
Фото 2. Мы готовы заплатить вам, сколько просите – под таким лозунгом проводилась скупка региональных телерадиокомпаний
Каким образом развивалась дальнейшая деятельность медиакомпании? Владельцам телерадиостанций в провинции рассылалось письмо о заинтересованности в покупке организации. Не всем – выбирались именно те, которые технически были в хорошем состоянии, а финансово ситуация, напротив, совсем не радовала. Первая подобная покупка произошла в Казани. При этом РМГ для совершения сделок вполне хватало доходов от «Констракт региона».
Другой вопрос: как Таврину удалось обойти таких серьезных конкурентов, как ТНТ, РЕН-ТВ и СТС? Он всегда приезжал с полным пакетом документов и деньгами, соглашаясь на те условия, которые уже предлагали конкуренты.
Дальше – больше: в 2006 году ТВ3 предлагает Таврину обменять приобретенные активы на 10%-ную долю акций (8 млн долларов за 8 телекомпаний). Он занимает пост президента телеканала. Однако управленческим планам помешала покупка полного пакета акций «Профмедиа» за 500 млн долларов. Свое согласие Потанин дал через несколько дней, а сам Иван сразу же из обычного скупщика стал мультимиллионером (его доля стоила 55 млн – это на 400% больше вложенных денег) и после этого покинул компанию.
Дальнейшее развитие
Таврин решил инвестировать всё это богатство в скупку телерадиорынка – именно для этой цели совместно с другими партнерами и был создан холдинг «Медиа-1».
2007 год ознаменовался созданием компании «Выбери Радио». К 2009 году в неё вошло 56 региональных радиостанций в 18 городах.
Политикой «Медиа-1» стало настойчивое предложение, которое включало в себя премию-переплату (конечно же, продуманную и возвращающуюся впоследствии). И опять он опережал конкурентов.
Интересны высказывания одного из представителей СТС Сергея Петрова: «Мы очень часто проигрывали Таврину потому, что сначала должны были провести аудит, по его результатам собрать совещание с инвестиционным комитетом и так далее». А Таврин говорил продавцу: «Я принесу деньги уже завтра».
Иван просто не любил проигрывать. Однако создателю медиахолдинга пришлось научиться это делать.
Мастер-класс от Таврина: как разобраться с неудачей
В 2009 году произошла такая ситуация: «Медиа-1» уже включала в себя 30 региональных телерадиовещательных станций, и Иван Таврин задумал создать совместное с Walt Disney Co предприятие. Впечатляет общая сумма – 233 млн долларов за 49% акций в будущей организации. Но планам не удалось сбыться: ФАС ответила отказом, объяснив запрет не афишируемым акционным соглашением на покупку иностранцами российских медиаканалов.
Проект планировался полностью аполитичный, но его всё равно не разрешили. Пошли разговоры о том, что авторитетные люди из властных структур были недовольны, что к представителям Диснея пришел «парень с улицы», а не их человек. Официальным обоснованием было то, что Disney, якобы, предоставил неполноценную документацию, однако это было неправдой.
Будучи невероятно работоспособным человеком, Таврин быстро нашел выход – он связался с Алишером Усмановым, предложив ему новую схему, по которой могут работать их каналы:
- Создание общей сети, что позволит охватить большее количество зрителей.
- Повысить доходность.
В результате была создана новая компания – «ЮТВ-холдинг». 50%-ная доля в нем принадлежала 7ТВ (Таврину и его команде). Усманову понравился молодой и настойчивый бизнесмен, который «по полочкам» расписал, что делать, чтобы не терять деньги. Сделка состоялась в августе 2009 года. Подобная консолидация резко увеличила охват зрителей.
Алишер Усманов в интервью Forbes так и заявил: ««Мое первое впечатление о Таврине было хорошее, но в дальнейшем оно стало еще лучше».
Опыт работы на ЮТВ
На посту гендиректора «ЮТВ-холдинг» Иван стал нещадно закручивать гайки, но подобные меры были просто необходимы для завершения года без убытков. В итоге офисы переехали из Останкино на Варшавское шоссе, сокращены сотни сотрудников и установлены многочисленные лимиты для топ-персонала. Зато 2010 год принес прибыль в 2,6 млрд долларов.
Но Таврин мечтал о реванше в истории с Disney – теперь он предложил им 49%-ную долю 7ТВ. На этот раз ФАС пропустило сделку, однако накануне её объявления Таврина, Усманова и Роберта Айгера (исполнительного директора Walt Disney) ждала 10-минутная встреча с… Владимиром Путиным. В итоге 31 декабря 2011 года 7ТВ начинает вещать под брендом Disney, а Таврин положил в карман 300 млн долларов за проданную долю.
Фото 3. Перед аудиенцией у В. Путина
Полный успех
Последние достижения укрепили позиции Таврина в усмановской команде:
- Январь 2012 года — Иван получил назначение председателя совета директоров ЮТВ.
- В апреле этого же года он стал генеральным директором компании «Мегафон».
- Также Усманов ввел Ивана в советы директоров компаний Mail.ru Group и «Телекоминвест».
- Уже в июне 2012 года Таврин возглавляет совет директоров другого холдинга – «Коммерсантъ».
Фото 4. Молодой и амбициозный генеральный директор «Мегафона».
Особенно нелегко Ивану далось решение быть наемным (хоть и топовым) работником «Мегафона». Однако от такого шанса он отказаться не смог, тем более что не каждому дано прийти к подобному успеху в 35 лет. Как и быть доверенным партнером знаменитого российского миллиардера. Важными достижениями Таврина на этом посту стал вывод акций предприятия на фондовую биржу Лондона.
На отечественном рынке «Мегафон» закрепился в звании лучшего оператора. Он же является собственником Mail.Ru Group – одного из семи лидеров российских интернет-компаний.
Усманов уверен в младшем партнере: Таврин развивает дело, учитывая новые медийные технологии и тенденции рекламного рынка. Только он и сможет выстроить правильное взаимодействие с другими входящими в группу активами.
История с Павлом Дуровым
В декабре 2013 года состоялась еще одна нашумевшая сделка – стало известно, что Павел Дуров, основатель соцсети «ВКонтакте», продал её Ивану Таврину. И это значит, что фактически все управление соцсетью перешло к Усманову (тем более что позже состоялась реальная продажа). Представители последнего отказались комментировать подобные вопросы, назвав их «коммерческой тайной». Достоверных данных о точной сумме нет: цифры колеблются в районе 3-4 млрд долларов.
Фото 5. Павел Дуров воздержался от комментариев о продаже ВКонтакте
Новым владельцем было сделано заявление, что «ВКонтакте» усиливает бизнес-направление. Также большое внимание с этих пор уделяется работе с инвесторами.
Сведения о величине богатства
Эксперт по слияниям и поглощениям медиа-активов Иван Таврин за 13 лет из обычного совладельца рекламного агентства превратился в одного из самых богатых российских бизнесменов. Понятное дело, что это не могло остаться без внимания Forbes. Сегодня он занимает 199-е место в списке двухсот богатейших бизнесменов РФ. Состояние нашего героя на сентябрь 2017 года составляет 500 млн долларов.
Также Иван Таврин является акционером USM Holdings (с долей в 3%) – компании, объединяющей активы из горнорудной промышленности (это Байкальская горная компания и «Металлоинвест») и телекоммуникаций (всё тот же «Мегафон»).
Год | Место в рейтинге богатых бизнесменов России | Состояние в млн долларов |
---|---|---|
2012 | 188 | 500 |
2013 | 200 | 500 |
2014 | 170 | 600 |
2015 | 197 | 400 |
2016 | 194 | 400 |
2017 | 199 | 500 |
Графически это выглядит так:
Рис. 1 Динамика состояния И. Таврина, по данным Форбс за период 2011-2017 гг.
Личная жизнь
Очень долгое время не удавалось узнать, женат Иван Таврин или всё-таки у потенциальных невест есть хоть какой-нибудь шанс. Но его, к счастью, нет – наш герой давно и успешно женат. Просто он предпочитает не афишировать свою личную жизнь.
Фото 6. На женатый статус Таврина указывает только его обручальное кольцо
Также непонятна информация и о детях. Бизнесмен предпочитает не откровенничать на эту тему. Возможно, существуют и они, просто высший уровень конспирации не позволит узнать об этом всем любопытным.
Уникальность истории успеха Ивана Таврина заключается в том, что он никогда не был профильным телевизионщиком, не знал «кухню» изнутри (как, например, можно сказать о редакторах или продюсерах). Тем не менее нашему герою помогало замечательное чутье, которое и сделало его профессиональным менеджером и образцом для подражания.
Его заслуги отмечены важной наградой – наш герой является лауреатом национальной премии в области медиабизнеса «Медиа-менеджер России – 2009», получив её в специальной номинации «За эффективный вывод на рынок крупнейшей в России группы региональных телерадиостанций». И, как правильно кажется, это будет не последним признанием Ивана Таврина за его труды.