Практика поручения получения почты ответственным лицам упрощает ведение делопроизводства. Но корреспонденцию не выдадут сотруднику без правильно оформленной доверенности. Предприятия заверяют полномочия представителя на фирменном простом бланке с указанием обязательных реквизитов и подписью руководителя. ИП и самозанятые обращаются для этого к нотариусу или начальнику почтового отделения. Действует документ 1 год, но можно указать другой период. В любой момент доверенность может быть аннулирована по инициативе директора.
Вся корреспонденция для юридических лиц приходит на имя руководителя. Как правило, забрать её директор не успевает и поручает это сотрудникам. Работнику организации выдадут письмо или посылку по доверенности на получение почты.
10 фактов о главном
Документ, наделяющий правом забирать заказную корреспонденцию, должен соответствовать нормам закона. В противном случае он автоматически становится недействительным:
- Лучше уполномочить сразу нескольких ответственных работников, чтобы при необходимости заменяли друг друга.
- Нотариальное заверение не нужно.
- Подписать бумагу может не только директор, но и уполномоченный сотрудник, например, главный бухгалтер.
- Срок действия ‒‒ 1 год со дня выдачи, если не указано иное.
- Документ без даты составления недействителен.
- Директор в любой момент может прекратить действие доверенности. Однако должен уведомить об этом и Почту России, чтобы ненароком не выдали бывшему представителю важную корреспонденцию.
- Документ составляют в свободной форме, но с указанием ряда обязательных реквизитов. Обычно компании оформляют доверенности на своих фирменных бланках.
- Ставить печать теперь не обязательно, если уставом закреплено, что общество работает без неё.
- Индивидуальный предприниматель или самозанятый может заверить документ у начальника ОПС, в котором будут выдаваться почтовые отправления.
- Доверенность автоматически прекращает действие при гибели уполномоченного или выдавшего, ликвидации фирмы или начале процедуры банкротства.
Общие положения
Статья 185 Гражданского кодекса отражает основные сведения о доверенности. При этом точных требований к содержанию или оформлению бумаги нет. Однако со временем сложилась практика, позволяющая грамотно составить документ и учесть необходимые нюансы.
Фото: freepik/panumasyanuthai
Сначала руководитель должен осознать, что работник наделяется правом получения важной почтовой корреспонденции. Он сможет получать не только простые письма, но и серьёзную документацию, которую присылают контролирующие органы или суды. Сотрудник должен быть исполнительным и ответственным, чтобы не потерял или не забыл вовремя отдать то, что получил. В связи с этим на почту отправляют секретарей, бухгалтера и других лиц, зарекомендовавших себя с положительной стороны.
Часто директор составляет документ на получение посылки или писем единожды и сразу на 2 или 3 работников. Это помогает избежать лишней волокиты, когда срочно потребуется идти на почту. Если документ выдают нескольким представителям, то каждый из них наделяется аналогичными полномочиями. Очень удобно – если секретарь заболел, почту заберёт бухгалтер.
На заметку! Нотариальное заверение доверенности от юридического лица своему сотруднику не требуется. Согласно пункту 4 статьи 185.1 ГК РФ, составить и подписать документ может как лично руководитель, так и другой уполномоченный сотрудник – обычно бухгалтер или юрист.
Сроки действия документа установлены статьёй 186 ГК РФ. Если доверенность не содержит даты её прекращения, то по умолчанию считают, что действительна она в течение года с момента составления. При этом, когда дата оформления отсутствует, то документ можно считать недействительным.
Согласно статье 188 Гражданского кодекса, на Почте России доверенность аннулируют вследствие:
- окончания периода действия;
- ликвидации или реорганизации компании, выдавшей документ, а также при возбуждении процедуры банкротства;
- отмены полномочий директором (оформляется письменно);
- отказа самого работника от выполнения поручений;
- гибели руководителя или уполномоченного лица, а также признания их недееспособными, безвестно отсутствующими.
Скрин шаблона доверенности
Директор может в любое время по своему решению отменить право на получение писем на почте. Обычно такое происходит в результате конфликта с работником. Тогда руководитель обязан известить об этом сотрудника и Почту России (ст. 189 ГК РФ). Если полномочия прекращены, но документ всё ещё находится на руках у уже недействующего представителя, а операторы отделения ничего не знают об этом, то спокойно выдадут ему необходимую корреспонденцию.
Пример из жизни. Николая незаслуженно уволили после скандала с руководством. Ранее он занимал должность юриста и регулярно получал корреспонденцию, адресованную предприятию. Мужчина знал о важных письмах, которых ждёт директор, но поскольку имел на руках доверенность, то, как и прежде, пошёл и получил их. Чтобы отомстить обидчикам, бывший сотрудник не отдал им отправления, а просто выбросил. Николай понимал, что директор сам виноват, нужно было сразу отозвать документ на Почте России.
Во избежание подобных ситуаций руководство предприятия должно незамедлительно поставить в известность отделение ОПС. Мало ли какие мысли могут посетить обиженного работника.
Документ не требуется, если получатель корреспонденции заключил договор на доставку почты с какой-то обслуживающей организацией.
Актуальная идея! Что такое постамат и сколько на нем можно заработать.
Как составить
Документ готовят в произвольном виде, потому что единой унифицированной формы пока не существует. Юридические лица пишут текст на фирменном бланке, но можно и на обычном листе в печатном или рукописном виде. Единственное, что нужно соблюдать, – соответствие структуры правилам делопроизводства и отражение реквизитов:
- полное наименование организации, адрес местонахождения, ИНН и ОГРН;
- номер доверенности, дата, место составления;
- фамилия, имя, отчество, серия, номер паспорта, место прописки работника, которому выдаётся документ.
Эти реквизиты помогут точно определить, какая именно организация кому поручила получать для неё корреспонденцию. В содержательной части отражают перечень полномочий, прав и обязанностей работника. Важно прописать, какую корреспонденцию он может получать – письма, денежные переводы, посылки.
Подписывает документ не только руководитель, но и работник, принимающий на себя права представителя. Печать ставят, если уставом общества определено, что она должна быть. А вообще, согласно закону № 82 от 06.04.2015, использование штемпельных изделий в организации теперь не обязательно, поэтому если фирма не имеет печати, то достаточно будет подписи руководителя или иного уполномоченного на то сотрудника.
В дальнейшем работник будет предъявлять доверенность и паспорт операторам в отделении, на основании которых ему выдадут запрашиваемую корреспонденцию. Сотрудники Почты России имеют право снимать ксерокопии с доверенностей представителей и хранить их у себя.
Скрин оформленной доверенности
Граждане, ведущие бизнес со статусом индивидуального предпринимателя или самозанятого, также получают различную корреспонденцию. Доверенность от физического лица принято заверять у нотариуса. Однако можно обойти его – достаточно обратиться в отделение, где будет выдаваться корреспонденция, сообщить о лице, которое будет забирать письма. Начальник ОПС тоже вправе удостоверить документ.
Об этом сказано в статье 185 ГК РФ – письменное уполномочие на третьих лиц может быть представлено собственником непосредственно организации связи.
В дальнейшем друзья или родственники предпринимателя, самозанятого лица могут по своему паспорту и доверенности получать отправления.
Юридическим лицам | Гражданам и предпринимателям |
---|---|