Практика поручения получения почты ответственным лицам упрощает ведение делопроизводства. Но корреспонденцию не выдадут сотруднику без правильно оформленной доверенности. Предприятия заверяют полномочия представителя на фирменном простом бланке с указанием обязательных реквизитов и подписью руководителя. ИП и самозанятые обращаются для этого к нотариусу или начальнику почтового отделения. Действует документ 1 год, но можно указать другой период. В любой момент доверенность может быть аннулирована по инициативе директора.

Вся корреспонденция для юридических лиц приходит на имя руководителя. Как правило, забрать её директор не успевает и поручает это сотрудникам. Работнику организации выдадут письмо или посылку по доверенности на получение почты.

10 фактов о главном

Документ, наделяющий правом забирать заказную корреспонденцию, должен соответствовать нормам закона. В противном случае он автоматически становится недействительным:

  1. Лучше уполномочить сразу нескольких ответственных работников, чтобы при необходимости заменяли друг друга. 
  2. Нотариальное заверение не нужно.
  3. Подписать бумагу может не только директор, но и уполномоченный сотрудник, например, главный бухгалтер.
  4. Срок действия ‒‒ 1 год со дня выдачи, если не указано иное.
  5. Документ без даты составления недействителен.
  6. Директор в любой момент может прекратить действие доверенности. Однако должен уведомить об этом и Почту России, чтобы ненароком не выдали бывшему представителю важную корреспонденцию.
  7. Документ составляют в свободной форме, но с указанием ряда обязательных реквизитов. Обычно компании оформляют доверенности на своих фирменных бланках.
  8. Ставить печать теперь не обязательно, если уставом закреплено, что общество работает без неё.
  9. Индивидуальный предприниматель или самозанятый может заверить документ у начальника ОПС, в котором будут выдаваться почтовые отправления.
  10. Доверенность автоматически прекращает действие при гибели уполномоченного или выдавшего, ликвидации фирмы или начале процедуры банкротства.

Общие положения

Статья 185 Гражданского кодекса отражает основные сведения о доверенности. При этом точных требований к содержанию или оформлению бумаги нет. Однако со временем сложилась практика, позволяющая грамотно составить документ и учесть необходимые нюансы.

Фото: freepik/panumasyanuthai

Фото: freepik/panumasyanuthai

Сначала руководитель должен осознать, что работник наделяется правом получения важной почтовой корреспонденции. Он сможет получать не только простые письма, но и серьёзную документацию, которую присылают контролирующие органы или суды. Сотрудник должен быть исполнительным и ответственным, чтобы не потерял или не забыл вовремя отдать то, что получил. В связи с этим на почту отправляют секретарей, бухгалтера и других лиц, зарекомендовавших себя с положительной стороны. 

Часто директор составляет документ на получение посылки или писем единожды и сразу на 2 или 3 работников. Это помогает избежать лишней волокиты, когда срочно потребуется идти на почту. Если документ выдают нескольким представителям, то каждый из них наделяется аналогичными полномочиями. Очень удобно – если секретарь заболел, почту заберёт бухгалтер.

На заметку! Нотариальное заверение доверенности от юридического лица своему сотруднику не требуется. Согласно пункту 4 статьи 185.1 ГК РФ, составить и подписать документ может как лично руководитель, так и другой уполномоченный сотрудник – обычно бухгалтер или юрист.

Сроки действия документа установлены статьёй 186 ГК РФ. Если доверенность не содержит даты её прекращения, то по умолчанию считают, что действительна она в течение года с момента составления. При этом, когда дата оформления отсутствует, то документ можно считать недействительным.

Согласно статье 188 Гражданского кодекса, на Почте России доверенность аннулируют вследствие:

  • окончания периода действия;
  • ликвидации или реорганизации компании, выдавшей документ, а также при возбуждении процедуры банкротства;
  • отмены полномочий директором (оформляется письменно);
  • отказа самого работника от выполнения поручений;
  • гибели руководителя или уполномоченного лица, а также признания их недееспособными, безвестно отсутствующими.
Скрин шаблона доверенности

Скрин шаблона доверенности

Директор может в любое время по своему решению отменить право на получение писем на почте. Обычно такое происходит в результате конфликта с работником. Тогда руководитель обязан известить об этом сотрудника и Почту России (ст. 189 ГК РФ). Если полномочия прекращены, но документ всё ещё находится на руках у уже недействующего представителя, а операторы отделения ничего не знают об этом, то спокойно выдадут ему необходимую корреспонденцию.

Пример из жизни. Николая незаслуженно уволили после скандала с руководством. Ранее он занимал должность юриста и регулярно получал корреспонденцию, адресованную предприятию. Мужчина знал о важных письмах, которых ждёт директор, но поскольку имел на руках доверенность, то, как и прежде, пошёл и получил их. Чтобы отомстить обидчикам, бывший сотрудник не отдал им отправления, а просто выбросил. Николай понимал, что директор сам виноват, нужно было сразу отозвать документ на Почте России.

Во избежание подобных ситуаций руководство предприятия должно незамедлительно поставить в известность отделение ОПС. Мало ли какие мысли могут посетить обиженного работника.

Документ не требуется, если получатель корреспонденции заключил договор на доставку почты с какой-то обслуживающей организацией.

Актуальная идея! Что такое постамат и сколько на нем можно заработать.

Как составить

Документ готовят в произвольном виде, потому что единой унифицированной формы пока не существует. Юридические лица пишут текст на фирменном бланке, но можно и на обычном листе в печатном или рукописном виде. Единственное, что нужно соблюдать, – соответствие структуры правилам делопроизводства и отражение реквизитов:

  • полное наименование организации, адрес местонахождения, ИНН и ОГРН;
  • номер доверенности, дата, место составления;
  • фамилия, имя, отчество, серия, номер паспорта, место прописки работника, которому выдаётся документ.

Эти реквизиты помогут точно определить, какая именно организация кому поручила получать для неё корреспонденцию. В содержательной части отражают перечень полномочий, прав и обязанностей работника. Важно прописать, какую корреспонденцию он может получать – письма, денежные переводы, посылки.

Подписывает документ не только руководитель, но и работник, принимающий на себя права представителя. Печать ставят, если уставом общества определено, что она должна быть. А вообще, согласно закону № 82 от 06.04.2015, использование штемпельных изделий в организации теперь не обязательно, поэтому если фирма не имеет печати, то достаточно будет подписи руководителя или иного уполномоченного на то сотрудника. 

В дальнейшем работник будет предъявлять доверенность и паспорт операторам в отделении, на основании которых ему выдадут запрашиваемую корреспонденцию. Сотрудники Почты России имеют право снимать ксерокопии с доверенностей представителей и хранить их у себя.

Скрин оформленной доверенности

Скрин оформленной доверенности

Граждане, ведущие бизнес со статусом индивидуального предпринимателя или самозанятого, также получают различную корреспонденцию. Доверенность от физического лица принято заверять у нотариуса. Однако можно обойти его – достаточно обратиться в отделение, где будет выдаваться корреспонденция, сообщить о лице, которое будет забирать письма. Начальник ОПС тоже вправе удостоверить документ.

Об этом сказано в статье 185 ГК РФ – письменное уполномочие на третьих лиц может быть представлено собственником непосредственно организации связи.

В дальнейшем друзья или родственники предпринимателя, самозанятого лица могут по своему паспорту и доверенности получать отправления.

Таблица 1. Образцы для скачивания

Юридическим лицам

Гражданам и предпринимателям

Пустой бланк

Шаблон

Заполненный образец

Пример составления