Джон Пол ДеДжория ‒ основатель компании по производству текилы Patrón Spirits Co. и соучредитель фирмы по уходу за волосами John Paul Mitchell Systems. Он спал в своей машине и продавал шампунь, обходя все салоны красоты в городе. Однако в 1980 г. объединился с Полом Митчеллом и превратил $ 700 в преуспевающий бизнес. Сегодня предприниматель занимает 319 место в списке Forbes с состоянием в $ 2,7 или 200,37 млрд руб.

Миллиардер Джон Пол ДеДжориа известен во всем мире как соучредитель компании «JPM Systems», изготавливающей средства для волос, и Patrón Spirits Company, производящей высококачественную текилу. Но 40 лет назад все было совсем не так…

Бездомный с большими амбициями

Будущий бизнесмен начал зарабатывать свои первые деньги в 9 лет, продавая газеты и открытки, таким образом помогая матери прокормить семью. После окончания школы и службы в военно-морских силах США он в течение 15 лет сменил множество профессий. Джон был и управдомом, курьером, служащим, продавцом и страховым агентом.

На одной из таких работ – в салоне красоты – он познакомился с будущим компаньоном, стилистом Полом Митчеллом. Однако потребовалось почти 10 лет, прежде чем друзья организовали совместный бизнес. В 1980 году они вложили все свои накопления, равные $ 700, в разработку шампуня. Упаковка была максимально простой – белые бутылки с черными буквами, т.к. цветная стоила дороже. ДеДжориа ходил по всем салонам Лос-Анджелеса и предлагал новый продукт. По ночам он вместе с сыном спал в машине, старинном Роллс-ройсе.

После долгих безуспешных попыток некоторые салоны начали покупать шампунь. Так, постепенно компания превратилась в гиганта красоты John Paul Mitchell Systems. Вскоре Митчелл умер от рака, и ДеДжориа продолжил управлять компанией самостоятельно, т.к. сын компаньона был еще маленьким. 

Справка! По оценкам Forbes, сегодня фирма, под эгидой которой более 10 брендов, по-прежнему сильна, и ее годовой поток оценивается в $1 млрд дохода.

Через 9 лет после открытия первой компании, в 1989 г., ДеДжориа основал фабрику по производству высококачественной текилы Patron Tequila. В 2018 г. он продал бренд фирме Bacardi за $ 5,1 млрд, или 340 млрд руб. (по среднему курсу 2018 г. $ 1 = 67,66 руб.). Это позволило предпринимателю попасть в список Форбс.

Один из принципов ДеДжориа – помощь людям и планете. Он старается придерживаться его во всем. Ярким примером стала как раз продажа Patron Tequila.

Предпринимателю принадлежало 70% компании. В результате сделки он получил $ 3,6 млрд, или 244 млрд руб., наличными. Однако, как пишет Форбс, у него были очень жесткие требования, прежде чем он согласился. 

«Я бы продал только при одном условии: когда сделка с Bacardi была заключена, они должны были согласиться придерживаться тех же высоких стандартов, которые были у меня. Работа, направленная на помощь планете и людям, была частью сделки, иначе она бы не состоялась» – Д. ДеДжориа.

На январь 2021 г. Forbes  оценивает собственный капитал бизнесмена в $ 2,7, или 200,37 млрд руб. Несмотря на четыре десятилетия ошеломляющего успеха, ДеДжориа по-прежнему продает большую часть продукции независимым салонам. Лишь в 2016 г. он неохотно начал реализовывать товары на Amazon, да и то только потому, что в онлайн-магазинах появилось много подделок его шампуней.

Справка! Курс ЦБ на 09.01.2021: $ 1 = 74,21 руб.

В марте 2019 г. бизнесмен запустил линейку 3D-мобильных телефонов под своим брендом ROK Stars.

Бизнес – это ответственность

Для Джона ДеДжориа – это не просто слова. Причем как относительно людей, так и окружающей среды.

Он платит за топливо сотрудникам, которые ездят на работу при помощи карпуллинга, т.е. совместного использования частных автомобилей посредством поиска попутчиков. 

За 40 лет существования фирмы Paul Mitchell Systems бизнесмен расширил свою деятельность в 103 странах. На него работают тысячи сотрудников по всему миру, и, чтобы они были довольны, он обеспечивает их питанием во время смены.

Еще одним примером ответственного отношения к делу стала пандемия Covid-19. Многолетняя стратегия розничной торговли, которая принесла ДеДжориа огромное состояние, была нарушена. По данным исследовательской компании IBISWorld, из-за необходимости социального дистанцирования закрылись салоны красоты по всей стране – это более 950 000 предприятий. Продажи резко упали. По словам миллиардера, мгновенно было потеряно почти 60% дохода.

«Экономя средства наших сотрудников, мы зарабатываем деньги. Текучка кадров обходится компании очень дорого, и если вы сделаете своих людей счастливыми, они останутся» – Д. ДеДжориа.

Вместе с совладельцем Ангусом Митчеллом, сыном покойного соучредителя John Paul Mitchell System, Пола Митчелла, ДеДжориа бросился создавать стратегию выживания. План был сосредоточен вокруг трех ключевых групп: работников, продавцов и тысяч частных парикмахерских.

«Нам нужно было обезопасить наших сотрудников и их будущее, потому что салоны закрывались, и люди волновались. Мы хотели, чтобы они знали, что у них есть средства для существования» – Д. ДеДжориа.

Чтобы сохранить рабочие места и заработную плату на фоне резкого падения продаж, компаньоны в 2020 г. ежемесячно вкладывали в компанию $ 6 млн, или около 445 млн руб., собственных денег, чтобы преодолеть финансовый разрыв. Кроме того, они подарили салонам бесплатные товары на сумму более $ 4 млн, или около 297 млн руб.

«Раньше мы хорошо зарабатывали, давайте переживем бурю, вложим деньги обратно в компанию. На принятие решения ушло тридцать минут» – Д. ДеДжориа.

После открытия парикмахерских уровень продаж вырос на 70% относительно периода пандемии.

В тему: история Николаса Бюрггрюена, у которого раньше не было своего дома.

Дважды в жизни ДеДжориа был бездомным отцом-одиночкой, ночующим в своей машине. Сейчас он купил поместье за $ 50 млн долларов в Малибу. 74-летнему предпринимателю удалось построить многомиллиардную империю, при этом включая в каждое решение задачи благотворительности и защиты окружающей среды. И хоть он и сталкивался на своем пути с большим количеством критики, его убеждение в том, что делать добро полезно для бизнеса, остается неизменным.