При построении личного бренда «лицом» бизнеса становится персона. По такому принципу создал технологичную империю Стив Джобс. Есть 3 типажа-ориентира, на их основе можно построить стратегию. Чтобы сохранить репутацию и деньги, нельзя выпускать сомнительный продукт и связываться с мошенниками.

«Как не нужно строить личный бренд, какая известность вредит делу», – рассказывает Ч. Дзотов.

Автор: Чермен Дзотов, маркетолог, блогер, писатель, основатель агентства по продвижению экспертов в СМИ «Найдем Эксперта», президент клуба предпринимателей Biztus, ректор Академии личного бренда.

Особенность личного бренда заключается в том, что при этом типе пиара торговой маркой становится человек. Потенциальные клиенты представляют товар или услугу через субъекта с набором ожидаемых характеристик. Конечный продукт при таком способе раскрутки начинает ассоциироваться с личностью за счет яркого впечатления, образа действий, стиля и пр.

Положительные примеры

Ричард Бренсон, Илон Маск и Стив Джобс стали успешными в бизнесе благодаря удачно построенному личному бренду.

В тему. Предлагаем узнать о необычной истории бизнеса Илона Маска.

Причем, если разбирать истории успеха этих предпринимателей, можно уверенно говорить о том, что личная харизма, умение вести себя с потенциальными инвесторами стали основой миллионных и миллиардных проектов.

Недавно я пересмотрел фильм о Стиве Джобсе и обратил внимание на один из эпизодов, связанный с первыми попытками компании найти инвестора. Обед на кухне. Стив, который ведет умелую игру с будущим финансовым донором, давая ему понять, что продукт уникален. Результат переговоров был показательным, через некоторое время уже собеседник уговаривал Стива разрешить вложить средства в проект.

Для меня пример Джобса показателен, этот человек сумел буквально на коленке построить бизнес-империю, основой которой стал личный бренд.

В тему. История Джобса стала мировой легендой.

Мой опыт исследований и практическая деятельность в области пиара дает возможность говорить о том, что персонифицированная торговая марка не только строит корпорации, но и дает возможность зарабатывать.

При неправильной стратегии действий бизнесмен не получит прибыль, к тому же лишится того, что имел, понесет как финансовые, так и репутационные потери.

Типажи личного бренда

Давайте посмотрим, кому из тех, кто строит личный бренд, нужно быть осторожным в действиях, и какие ошибки вредят образу в наибольшей степени.

Условно все виды личного бренда можно разделить на типажи:

  • Человек-эксперт. Такой образ легче всего демонстрировать трудоголику. Эксперт говорит о работе, делится профессиональной информацией, его социальные сети пестрят достижениями и отзывами. Эксперт – это супер-профи своего дела, а имидж позволяет ему продавать не просто услугу, он передает клиентам опыт и знания, которые стоят очень и очень дорого.
  • Человек-друг. Подобный личный бренд отличается от экспертного. Объем информации, отправляемый в публичное пространство, шире. Доверие к персоне создается за счет того, что потенциальный клиент видит перед собой личность. Человек общается с экспертом, интересным собеседником, которому хочется подражать. В такой ситуации продукт или услуга продаются тем, кто желает чувствовать себя успешным, сопричастным миру интересных и неординарных людей.
  • Человек-эпатаж. Он строит имидж через демонстрацию собственной жизни, в том числе и скандальной. Так формировать личный бренд проще, людям нравится читать «желтые» страницы. Это самый опасный способ раскрутки своей популярности. Ее достаточно легко построить, так же быстро можно потерять. Популярность держать на хайпе непросто, если к ней не прилагается личная харизма. Внимание аудитории будет потеряно в случае отсутствия экспертности и качественного продукта.

Отрицательные примеры

Теперь поговорим о том, какая популярность вредит делу и почему личный бренд может как помочь, так и помешать обретению финансовой выгоды.

Во-первых, работа над личным брендом – это процесс, нельзя по щелчку пальцев получить миллионы. Невозможно написать одну книгу и ждать, что она сделает вас звездой и поможет уверенно занимать нишу. Посмотрим внимательно на наших чиновников, которые заказывают диссертации, публикуют их в форме монографий, не обратив внимание на содержание, уникальность контента.

Кстати. Заместителю министра здравоохранения Сергею Краевому недобросовестность, оказавшаяся достоянием общественности, стоила карьеры.

На сайте «Диссернет» проверили диссертацию этого чиновника, итог был весьма неприятен. Анализ показал наличие плагиата. Разразился серьезный скандал, результатом которого стало увольнение и представление на лишение ученой степени доктора наук. Оно должно вступить в силу после того, как будет подтверждено решением президиума Высшей аттестационной комиссии.

Прочно увязывать личный бренд и бизнес, экспертность в какой-то сфере может быть опасно. Его нельзя как ИП закрыть, а потом перерегистрировать. Харви Вайнштейн – миллионер, успешный продюсер, который мог одним телефонным звонком решать судьбы людей. В октябре 2017 года газета New York Times опубликовала статью о том, что Вайнштейн неподобающе вел себя с женщинами-актрисами. В либеральном западном обществе реакция была незамедлительна. Харви уволили из продюсерской компании Weinstein Company.

Началась череда судебных процессов. По решению суда обвиняемому искусственно понизили уровень мужских гормонов. За очень короткое время цветущий мужчина превратился в развалину. Видно, что даже простое перемещение для него проблематично, и ему необходимо использовать ходунки. Есть все шансы, что оставшиеся годы жизни бывший продюсер проведет в тюрьме.

Еще одной роковой ошибкой станет то, что продвижение личного бренда завязывается на производстве посредственного продукта или же строится на взаимодействии с недобросовестными компаниями и поставщиками.

Так, в соседнем Казахстане сегодня раскручивается скандал вокруг одной из финансовых пирамид. Некоторое время назад ловкачи от бизнеса организовали компанию под названием «Гарант 24», работающую по принципу финансовой пирамиды. Мошенники активно раскручивали свое дело через социальные сети, снимая в рекламных роликах звезд шоу-бизнеса соседней республики. Суть видео была проста и примитивна, речь шла о доходе.

Сегодня, как сообщают официальные СМИ Казахстана, около 2 тыс. человек написали заявление в органы внутренних дел. Оскандалившиеся звезды в настоящее время сохраняют молчание, но тем не менее размер их репутационных потерь очень высок, так как население республики невелико. Теперь каждый житель этого государства будет знать, что имена шоуменов связаны со странными махинациями.

Таким образом, строя личный бренд, важно понимать, что в реальном мире сложно что-либо спрятать бесследно, а любые поступки находятся на виду. Личный бренд при неправильной работе с ним принесет серьезные финансовые и репутационные потери.