Герои вселенной Марвел: кому принадлежат на них права и возможность заработать миллиарды

Вымышленная вселенная супергероев Marvel приносит реальные миллиардные доходы киностудиям. Цифра могла быть больше, если бы все права принадлежали только Marvel. Disney (он владеет марвеловской компанией) распоряжается 80% супергероев. Несколько героев разрешено использовать Sony Pictures и Universal.

Комиксы оказались благодатной почвой для создателей кино. Только с 1998 года на экраны вышло больше пятидесяти фильмов, основанных на мегапопулярных марвеловских картинках-приключениях. Только шесть из них создала сама Marvel Studios. В выигрышном положении среди гигантов киноиндустрии оказывается тот, кто обладает правами на вселенную героев Marvel.

Фото: Комиксы получили новое рождение в экранизациях

Общие сведения о вселенной супергероев

Киновселенная Marvel (КВМ) является вымышленным местом и одновременно самой удачной американской медиафраншизой. Она представляет собой серию фильмов о супергероях с общей сюжетной линией. Общие сборы по ним составили 22,5 млрд долларов (по подсчетам box office mojo), а сами кинокартины возглавили рейтинг кассовых сборов за всю историю кинематографа.

Фото: Харизматичные герои КВМ помогли собрать большой кассовый куш

Табл. 1. Список самых кассовых фильмов с КВМ за период 2009-2019 гг.

Название произведения/год выхода

Место в рейтинге

Сборы в миллиардах долларов

Мстители: Финал/2019

1

2,796

Мстители: Война бесконечности/2018

5

2,048

Мстители/2012

8

1,519

Мстители: Эра Альтрона/2015

10

1,405

Черная пантера/2018

11

1,347

Железный человек-3/2013

19

1,159

Первый мститель: противостояние/2016

21

1,153

Капитан Марвел/2019

23

1,128

Источник: boxofficemojo

Продажа прав

Marvel Entertainment начала продавать права на персонажей ещё в семидесятых и восьмидесятых годах. Но оживление героев в фильмах посторонними компаниями не вызвало должного интереса у зрителей.

В девяностых финансовая ситуация организации осложнилась банкротством. В этот период марвеловцы активно распродавали права на Вселенную, населенную героями Marvel, крупным кинокомпаниям. «Счастливчиками» стали многие студии:

  • 20th Century Fox (им достались Люди Икс, Сорвиголова и Фантастическая четверка);
  • Universal Pictures (Халк);
  • New Line Cinema (Блэйд);
  • Columbia Pictures (Призрачный гонщик);
  • Lionsgate (Каратель);
  • Sony Pictures (Человек-паук).

Рождение Киновселенной

Из-за этой стратегии Марвел постоянно терял доход. Положение отлично иллюстрирует заработок Sony за первые две части «Человека-паука» – 1,6 млрд долларов. Marvel смогла получить только 62 млн с продажи комиксов и игрушек.

Фото: Человек-паук стал чем-то вроде «яблока раздора» для двух студий

Всё изменилось в 2003 году, когда в президентское кресло сел Дэвид Мейзел. Он смог убедить руководство запустить собственные проекты. Этот человек разработал план, в который вошли 10 фильмов с бюджетом 165 млн долларов каждый.

Концепция сработала – уже первые два фильма 2008 года «Железный человек» и «Невероятный Халк» принесли прибыль в 848 млн долларов. В 2009 году Marvel Studios попадает в собственность корпорации Disney, которая выкупила организацию за 4 млрд долларов.

Проблемы с правообладанием

После решения о создании собственной киновселенной покой для Marvel был потерян: правами на экранизацию супергероев владели посторонние компании. Порядка 900 персонажей были разбросаны по разным студиям.

В 2017 году Disney приобрела 20th Century Fox, что позволило многим героям Marvel (в том числе Дэдпулу, Людям Икс и Фантастической четверке) вернуться в «родные пенаты». Сделка обошлась в 52,4 млрд долларов. Однако ещё раньше к марвеловцам «вернулся» Сорвиголова – права на персонаж были потеряны из-за долгого «простоя» героя.

После этого «Люди Икс: первый класс» стали вынужденной мерой к возрождению мутантов X-Men.

Фото: Из марвеловских комиксов также родилась и киносага о мутантах

Как обстоит дело сейчас

Ситуация на сегодняшний день складывается следующим образом: права на 80% супергероев принадлежат Disney (владеющей Marvel Entertainment). Среди них «замечены» Сорвиголова, Каратель, Призрачный гонщик, Блэйд.

В дополнение: Сколько зарабатывают на комиксах Марвел актеры и студия Disney.

Что же касается посторонних студий, то такие «экспроприаторы» должны будут автоматически вернуть права на владение персонажами, если те не будут длительное время задействованы в проектах.

Особой «занозой в глазу» является Sony Pictures вместе с Человеком-пауком, права на экранизацию которого были приобретены в марте 1997 года. Sony Pictures пришлось идти на сделку с Marvel Studios. В 1999 году Marvel предпринимает попытку выкупить у нее практически всех персонажей. Оглашалась даже сумма сделки – 25 млн долларов. Однако в итоге решено было остановиться на Человеке-пауке и тем, кто имеет к нему отношение.

Переговоры привели к тому, что Sony сохранила права на некоторых героев, но только лишь формально. Большинство из них уже успели «засветиться» в масштабах марвелоновской киновселенной.

У Sony есть права на Чёрную пантеру и Люка Кейджа. А «Люди в черном», которые так упорно продвигает студия, оказывается, тоже были созданы на основе марвеловских комиксов.

Аналогичная ситуация складывается у Marvel Entertainment с Universal Pictures. У этой организации есть права на Халка, Нэмора и Прайма. Студия подписала аналогичный вышеприведенному договор – Marvel Studios разрешено использовать любого из этих супергероев в своих фильмах, но сольными проектами будет заниматься только Universal Pictures. Поэтому фанатам не стоит ждать появления в марвеловской киновселенной новых фильмов про зеленого здоровяка и его родственников.

Фото: Сольного фильма о Халке ждать пока не приходится

Планы голливудских студий на будущее

Появление «Мстителей» весной 2012 года полностью «разорвало» существовавшие в Голливуде шаблоны. До этого времени никто и не задумывался об идее общей киновселенной. Это стало стартом к созданию новых мегафраншиз.

Но такая «золотая жила» может очень быстро истощиться. Тем более, при желании выпускать несколько фильмов в год каждой из студий. Зритель просто пресытится, да и нет никакой уверенности, что при такой «гонке» кинокомпаний получится действительно качественный продукт.