Девятнадцать километров Крымского моста – это 227,9 млрд рублей, ведущий строительный холдинг России и еще не менее 30 компаний, это упорный круглосуточный труд 13 тысяч строителей, это стройка XXI века

Справочная информация:

  • Название: Крымский мост.
  • Назначение объекта: прямое транспортное сообщение через Керченский пролив.
  • Начало строительства: 2016 год.
  • Завершение: 2019 год.
  • Стоимость объекта: 227,92 млрд долларов.
  • Кто строит (основной генподрядчик): ООО «Стройгазмонтаж» Аркадия Ротенберга.

В России нет человека, который бы не слышал о строительстве Крымского моста, этого грандиозного объекта, которому без преувеличения суждено стать стройкой XXI века. Современная Россия такого масштаба строительства еще не знала. Он даже не имеет пока официального названия – его называют то Крымским, а то Керченским. Но это никак не сказывается на ходе стройки.

Это не просто мост. Это мечта тысяч жителей Таманского и Крымского полуостровов, которой суждено исполниться. Это дорога, в которую вложены не деньги, надежды миллионов на толчок к экономическому развитию важнейших туристических направлений Российской Федерации, к конкурентоспособности Юга России с известнейшими заграничными курортами, возможность беспрепятственного железнодорожного и автомобильного сообщения в любое время года между РФ и Тавридой, именно так в древности называли Крымский полуостров.

Справка. В античные времена Крым был известен как Таврика, с XV века стал называться Таврией, а после его присоединения к России в 1783 году — Тавридой. Ему довелось быть Советской Социалистической Республикой Тавриды, Крымской Советской Социалистической Республикой, Крымской областью, пока в 1954 не был передан Украинской ССР.

Кроме того, он обеспечит продовольственную безопасность и повысит инвестиционную привлекательность региона.

Экскурс в историю

Надо сказать, что идея соединить полуостров с Большой землей отнюдь не первая.

Первыми озадачились англичане. Полуостров мог стать отличным трамплином из Европы в Азию. На рубеже XIX-XX столетий Проект даже рассмотрело английское правительство:

  • гигантский мост через Ла-Манш;
  • чуть поменьше – через Керченский пролив.

Проект, безусловно, красивый, чертежи, докладные записки – все как положено, но… средств на его реализацию не нашлось. И он оказался под сукном.

Спустя два года, в 1903, этой идеей заинтересовался царь Николай II, и разработкой проекта занялись лучшие российские инженеры. Но… началась Первая мировая, и стало не до моста.

Когда в 30-е вопрос об этом проекте поднял «вождь народов» Сталин, в планы входил не только мост, но и реконструкция железнодорожных веток, к нему примыкающих. Магистраль должна была стать такой: Херсон (Украина) – по мосту через Керченский пролив – по полуострову до Новороссийска – вдоль Черноморского побережья Кавказа – город Поти. Проблема была в том, что мощностей отечественных заводов было недостаточно, чтобы обеспечить выпуск всех металлических деталей для столь гигантского моста. Заказ был размещен в Германии. Но… Крым захватили немецкие войска, и уже Германия предприняла попытку начать рано весной 1943-го строительство железной дороги и возводить подходы к мосту, используя металлоконструкции, изготовленные по заказу Советского Союза. А с изменением ситуации на Кавказском фронте стройку пришлось прекратить. Но вместо моста немецкими военными инженерами была спроектирована и построена подвесная канатная дорога через пролив, чтобы блокированным в районе Таманского полуострова войскам перебрасывать военные грузы. Дорога бесперебойно работала на немцев несколько месяцев.

Рис. 1. Немецкая канатная дорога в Керчи   Источник: сайт kerch-most.ru

Рис. 1. Немецкая канатная дорога в Керчи
Источник: сайт kerch-most.ru

А перед отступлением часть ее опор они взорвали. В 1944-м, когда Крым был освобожден, мост построили к осени уже советские инженеры. Они использовали множество металлических конструкций, готовых к установке и брошенных немцами на керченских берегах. Однако использование деревянных свай и элементов пролетов сделало постройку очень уязвимой. Движение по ней продолжалось недолго.

Рис. 2. Строительство железнодорожного моста в 1944-м  Источник: сайт rcmm.ru

Рис. 2. Строительство железнодорожного моста в 1944-м
Источник: сайт rcmm.ru

Стихия уничтожила конструкцию – мощный ледоход с Азовского моря весной 45-го с одновременным сильнейшим штормом полностью разрушил остатки сооружения.

«Существует легенда, что именно по первому керченскому мосту в феврале 1945 года Иосиф Сталин возвращался в Москву с Ялтинской конференции. Историки, правда, уверяют, что по этому пути отправилась лишь часть кортежа, а сам Сталин поехал через Херсонскую область».

Новые варианты проектов моста появились в 1945-1946 гг.: один в высоком уровне (почти 2 млрд рублей в ценах, что действовали до 31.12.1949), второй – в низком с разводным пролетом. Над ними работали специалисты «Трансмостпроекта». Старый же после «ледовой» аварии был разобран. А проект представлен Сталину. По этому поводу пресса приводила рассказ заместителя министра И. Д. Гоцеридзе:

«Это, т. Сталин, будет «царь-мост», на что тот ответил: «Царя мы свергли в 1917 г.»

Это был конец «великой идеи».

Рис. 3. Эскиз моста через Керченский пролив и ж/д линии Керчь-Сенная, представленный в 1949 году «Трансмостпроектом» (рисунок)  Источник: сайт thehz.ru

Рис. 3. Эскиз моста через Керченский пролив и ж/д линии Керчь-Сенная, представленный в 1949 году «Трансмостпроектом» (рисунок)
Источник: сайт thehz.ru

На этом идея постоянного мостового перехода через Керченский пролив сошла со сцены.

А потребности по перевозке с 1954 года обеспечивались паромной переправой, причем в очень малой мере.

Тем, кто озвучил идею строительства моста, стал в 2001-м бывший московский мэр. Он с делегациями Крыма и Краснодарского края даже заложил символический первый камень, когда был на Кубани и дал обещание, что столица выделит на строительство 100 млн долларов. Он пошел дальше, и спустя год во время встречи Путина с Леонидом Кучмой показал варианты моста и тоннеля.

Что такое Крымский мост сегодняшний?

Это грандиозное строение соединит Таманский полуостров континентальной России с Керчью. Место, что выбрано для него, оптимальное, хоть и решать вопрос по возведению столь крупномасштабной конструкции пришлось почти в экстремальной ситуации, когда сообщение через Украину стало проблематичным из-за событий 2014 года, когда Крым вернулся в состав России.

Керченский пролив мелкий и для судоходства весьма проблемный. Как раз около Керчи располагается фарватер. Именно поэтому здесь расположена судоходная часть.

Строительство начато с двух сторон одновременно — со стороны Таманского полуострова и со стороны Керчи.

Мост будет располагаться в проливе, проходить от Тамани через косу и остров Тузла и выходить к микрорайону Нижняя Цементная Слободка, что в южной части Керчи.

На бетонных опорах, что установлены в Керченском проливе, расположится большая часть моста. Его меньшая часть пройдет через Тузлу, а практически у самой Керчи – судоходный участок. Над ним, а это самое высокое место моста, установлены уже гигантские металлические арки — одна железнодорожная и другая автомобильная.

Рис. 4. Завершен подъем ж/д арки на проектную высоту. Август 2017-го  Источник: сайт finobzor.ru

Рис. 4. Завершен подъем ж/д арки на проектную высоту. Август 2017-го
Источник: сайт finobzor.ru

Посредством моста полуостров окажется связанным прямым сообщением с Краснодарским краем, а оттуда со всеми регионами России.

Основные моменты

Итак, в 2014-м началось проектирование моста через Керченский пролив. К концу 2015-го по проекту можно было работать. Тендер на строительство выиграл «Стройгазмонтаж», одна из крупнейших строительных компаний России. Но еще более 30 компаний непосредственно заняты в строительстве сооружения. Компания по договору с проектировочным институтом Санкт-Петербурга получила в свое распоряжение все подсчеты и схему будущего сооружения.

Справочно. ООО «Стройгазмонтаж» - ведущий отечественный холдинг по наземному и морскому строительству объектов нефтегазового комплекса; неизменный участник  рейтинга крупнейших российских компаний Forbes - 25-я строка c выручкой по итогам 2016 года 276 млрд рублей. Единственный бенефициар компании – Аркадий Ротенберг в списке богатейших россиян 39-е место и состояние в 2,6 млрд долларов.

Основные направления деятельности Группы компаний СГМ – строительство магистральных трубопроводов, наземных сооружений, морское строительство, газификация субъектов РФ.

Рис. 5. Схема моста  Источник: сайт krymania.ru

Рис. 5. Схема моста
Источник: сайт krymania.ru

Вся конструкция состоит из четырех секций:

  1. 6,1 км соединяют остров Тузла и город Керчь;
  2. 6,5 км проходят по острову Тузла;
  3. 1,4 км соединяют Тузлу и Таманский полуостров;
  4. 5 км – авто- и железнодорожный переход по Таманскому полуострову.

Сам проект был утвержден в феврале 2016 года.

Кстати, первоначальные планы предполагали прокладку временного моста через Керченский пролив, состоящего из двух автомобильных полос. Но окончательным решением стало другое – только полномасштабные работы.

Этой конструкции суждено стать на сегодняшний день самым длинным подобным сооружением в России – 19 км длины, что складывается из наземной (11,5 км) и морской (7,5 км) частей. Он окажется и самым длинным в Европе, превзойдет по протяженности 17,2-километровый мост Васко да Гама в Португалии.   

По этой скоростной трассе за каких-то 15-20 минут можно добраться из одного конца в другой. Металлоконструкций, что пойдут на его возведение, может хватить на 32 Эйфелевы башни, а на самом сооружении уложатся до 38 сверхвысоких небоскребов.  

Но непосредственно мосты возводятся на отрезках «Тамань — Тузла» (1,4 км) и «Тузла — Керчь» (6,1 км).

Таб. 1. Основные характеристики Крымского моста

 

Единица измерения

Значение показателя

Длина основного пролета

м

227

Высота арочной конструкции

м

45

Подмостовой судоходный габарит

м

 

ширина

 

185

высота

 

35

Вес арок

тыс. тонн

 

автомобильной на 4 полосы

 

5,5

железнодорожной на 2 пути

 

6,0

Число опор частей моста

штук

 

автомобильной

 

288

железнодорожной

 

307

Разрешенная скорость

 

 

автомобильная трасса

км/час

120

железнодорожные пути

км/час

 

пассажирские поезда

 

120

грузовые составы

 

80

Занято в строительстве

человек

13 000

Ожидается, что ежегодно до 14 млн пассажиров и 13 млн тонн грузов будут перевозиться по этому грандиозному мосту. По нему ежедневно смогут проехать до 40 тысяч автомобилей.

«Первая опора Крымского моста была установлена в апреле 2016 года. Уже к началу лета было установлено в общей сложности около тысячи свай-опор. К июлю 2017 года мост был завершен на 75%. В августе строители приступили к возведению судоходной части Крымского моста. К этому моменту уже была установлена первая судоходная арка, которая будет соединять железнодорожную магистраль. В октябре 2017 была установлена вторая автодорожная арка Крымского моста».

По сообщению генерального подрядчика строительства ООО «Стройгазмонтаж», уже к февралю 2018-го завершено сооружение основных конструкций автодорожной части моста: погрузили сваи и сформированы все 288 опор, установили пролетные строения.  

Что касается железнодорожной части, более половины работ выполнено: погрузили уже 95% свай и сформировали 190 опор.

Рис. 6. Сборка пролетов автодорожной части Крымского моста завершена. Декабрь 2017-го  Источник: сайт ruspekh.ru

Рис. 6. Сборка пролетов автодорожной части Крымского моста завершена. Декабрь 2017-го
Источник: сайт ruspekh.ru

Чтобы обеспечить конструкции устойчивость и безопасность, на каждую опору устанавливается порядка 50 свай.

Уже собрано более 40 тысяч железных конструкций пролетов, а на одном из морских участков строительства над акваторией выполняется надвижка пролётов.

До конца года будет завершено асфальтирование дороги, обустройство проезжей части, и будет открыто автомобильное движение.

А к 2019-му будут закончены все работы и налажены пассажирские и грузоперевозки по железнодорожным путям.

Ценовые колебания

Таб. 2. Изменение оценки стоимости проекта (млрд рублей)

Кто

Когда

Сколько

Максим Соколов, министр транспорта

Март 2014

50

Дмитрий Козак, вице-премьер

Июль 2014

150-200

Экспертного совета при Минтрансе

 

283

Росавтодор

Январь 2015

247

Источник: Forbes

ФКУ Упрдор «Тамань» утвердил бюджет моста в сумме 227,92 млрд рублей. Но смета предусматривает затраты в сумме 376 млрд, если возникнут непредвиденные обстоятельства.

«Объемы и стоимость работ, как подтвердила Главгосэкспертиза в феврале 2016 года, полностью соответствуют нормативам строительства. В свою очередь Росавтодор утвердил проектную документацию моста и выдал ФКУ Упрдор «Тамань» разрешение на строительство объекта. Единственным исполнителем работ является «Стройгазмонтаж» (РИА Крым).

Точный ответ на этот вопрос мы узнаем, когда все работы будут завершены.

Говорят, что мост будет освещен в российский триколор, обеспечат это специальные огни: дорожная арка будет синей, ж/д арка – красной, другие части моста - белыми.

Хотите увидеть это чудо своими глазами? Любуйтесь на стройку века с высоты птичьего полета: