Логотип и название компании «Мостотрест»

«Мостотрест» – одна из крупнейших российских компаний, известных еще со времен СССР. Это современное предприятие имеет множество патентов, реализует оригинальные технологические решения. Активно занимается решением проблемы некачественных дорог, восстановлением дорожной инфраструктуры в РФ.



Краткая информация:

  • Название компании: «Мостотрест»
  • Правовая форма деятельности: Публичное акционерное общество
  • Вид деятельности: производство электроэнергии
  • Выручка за 2016 год: 175,2 млрд руб.
  • Бенефициар: НПФ «Благосостояние»
  • Численность персонала: более 30 тыс. чел.
  • Сайт компании: www.mostotrest.ru

Одна из крупнейших российских строительных организаций «Мостотрест» специализируется на создании мостов, дорог и путепроводов. История компании насчитывает около 85 лет, на ее счету порядка 7,5 тыс. успешно построенных объектов. «Мостотрест» продолжает поступательно развиваться и внедрять высокотехнологичные методы строительства.

Советский период развития

«Мостотрест» возник еще в начальный период развития СССР – в конце января 1930 г. На протяжении последующих 11 лет он был единственной специализированной организацией, занимавшейся возведением больших мостов.

Имея статус Всесоюзного треста, участвовал в масштабной программе индустриализации большой страны. Усилиями компании были построены мосты через крупнейшие реки в Сибири, Казахской и Украинской ССР.

Интересный факт! В общей сложности до начала Великой Отечественной войны «Мостотрест» возвел более 180 мостов совокупной длиной 35-40 км.

Для ускорения работы в рамках треста действовало собственное производство конструкций и необходимого оборудования.

В период 1941-1945 гг. организация оказала большую поддержку Красной армии, восстанавливая разрушенную ожесточенными боями инфраструктуру. За военное время «Мостотрест» успел восстановить более 5 сотен мостов, построить чуть менее 150 новых на общую длину 58 км.

После войны трест продолжил работу по восстановлению Советского Союза в составе «Главмостостроя». Значительный опыт работы в мирное и военное время помогли создавать новые мостостроительные организации. В 1954 г. оказался в составе Министерства транспортного строительства.

«Мостотрест» оставался одним из ключевых предприятий в своей сфере деятельности. В разных регионах СССР открывались его представительства, производящие широкий ассортимент продукции, необходимой для операционной деятельности. Мостовые металлоконструкции производили 12 заводов; подразделения были крупными работодателями.

Интересный факт! В начале 50-х гг. под руководством «Мостотреста» были построены самые большие в Европе совмещенные авто- и ж/д-мосты через реку Днепр.

Применение уникальных методов и технологий строительства, масштабные проекты не раз делали компанию пионером в своей области. Можно выделить:

  • возведение в 1958 году двухъярусного метромоста в Москве (с пересечением реки);
  • в 1961-м начал работу еще один мост через Москву-реку, созданный по уникальной технологии навесного монтажа железобетонных пролетов.

«Мостотрест» и ее работники много раз удостаивались почетных советских наград и орденов.

Мостостроительный трест входит в число крупнейших организаций советского времени. О других известных промышленных объектах того времени можно узнать в статье: «Промышленное наследие СССР: список самых крупных заводов».

Приватизация и восстановление работы в 2000-е годы

Вскоре после распада Советского Союза и начала этапа так называемого «дикого капитализма» в новой России «Мостотрест» оказался в программе приватизации государственной собственности. В декабре 1992 г. преобразован в открытое акционерное общество.

В период тяжелого экономического кризиса 90-х годов производственная деятельность значительно сократилась. Со стороны власти продолжала оказываться поддержка – все же компания отвечала за важнейшую, инфраструктурную, сферу, необходимую для функционирования государства.

По большей части «Мостотрест» следил за сохранностью уже существующих конструкций, меньше строил новые. Из мостов, возведенных в 1990-е, можно выделить:

  • 1995 г. – мост через р. Дон в Ростовской области;
  • 1997 г. – мост через Москву-реку на МКАД;
  • 1998 г. – мост через р. Ветлуга в Нижегородской области и Бережковский мост в Москве;
  • 1999 г. – пешеходный мост через р. Которосль в г. Ярославль.

Восстановление успешной работы началось с начала нового тысячелетия. Уже в конце 2000-го построены вантовые мосты в Москве, Санкт-Петербурге, неподалеку от Мурома.

Рисунок 1. Гендиректор компании «Мостотрест» вместе с мэром Москвы С. Собяниным. Источник: yuzhnoebutovomedia.ru

Рисунок 1. Гендиректор компании «Мостотрест» вместе с мэром Москвы С. Собяниным.
Источник: yuzhnoebutovomedia.ru

«Мостотрест» подключился к реализации проекта Московского монорельса, эксплуатация которого началась в середине 2004 года.

Кратко. Московской монорельс – общественный транспорт Москвы, проходящий по надземной эстакаде. Длина линии составляет 4,7 км, есть 6 станций остановок. В 2014-м услугами монорельса воспользовались 5,6 млн чел.

Также в 2004 г. начал работать пешеходный мост в Москве, ведущий к Храму Христа Спасителя. Во время строительства применялась во многом уникальная технология, позволившая возвести мост через реку, не создавая помех для речного движения.

В 2007 году построены еще несколько мостов в столицах России, включая вторую очередь Большого Обуховского моста и один из самых крупных в Европе арочный мост «Живописный» длиной почти 1,5 км.

Одновременно реализуется несколько проектов в регионах страны:

  1. В 2008-м сдана автотранспортная развязка в Иркутске через р. Ангара.
  2. В этот же период на одном из участков магистрали М-4 «Дон» построены 5 путепроводов и речной мост.
  3. В 2009 г. поблизости от Мурома начал работу вантовый мост, пересекающий р. Ока.
  4. В 2010-м в Ростове-на-Дону заработал мост через р. Дон.

Основным заказчиком работ компании остается российское государство.

История развития и проекты «Мостотреста» в последнее десятилетие

В 2010-м было проведено IPO; в результате размещения акций руководству мостостроительной компании удалось привлечь внимание инвесторов и получить порядка $405 млн. Сам «Мостотрест» вместе с активами был оценен в $1,8 млрд. Является единственной публичной организацией на фондовом рынке России, работающей в сфере инфраструктурного строительства.

Принято решение о диверсификации бизнеса, в связи с чем приобретена компания «Трансстроймеханизация» (контрольный пакет), возможности которой позволили увеличить географический охват и предложить новые услуги на строительном рынке.

В 2012-м куплены контрольные пакеты акций:

  • «Северо-Западной концессионной компании»;
  • «Объединенных систем сбора платы»;
  • «Мостотрест-Сервиса».

Интересный факт! В это же время сдан очередной объект – «Мостотрест» впервые построил линию метро: участок длиной 3,4 км в Нижнем Новгороде.

Компания активно участвовала в создании транспортной инфраструктуры в Сочи для проведения Зимних Олимпийских игр в 2014 году. Занималась строительством дорог, развязок, подъездов к олимпийским объектам и др.

«Мостотрест» продолжает успешно реализовывать десятки проектов по автодорожному строительству и использованию дорожно-транспортной инфраструктуры в разных регионах страны. Возводятся мосты и их дублеры, подходы к торговым портам, развязки, тоннели и т. д.

Только в одном 2016 г. сдано 24 объекта. Также в этом году компания начала участвовать в строительстве моста через Керченский пролив.

Рисунок 2. Гендиректор компании «Мостотрест» вместе с мэром Москвы С. Собяниным. Источник: yuzhnoebutovomedia.ru

Рисунок 2. Гендиректор компании «Мостотрест» вместе с мэром Москвы С. Собяниным.
Источник: yuzhnoebutovomedia.ru

Ключевая информация, собственники

Высокое качество работ и профессионализм персонала компании сделали ее лидером своей сферы деятельности в России. В 2016 году занимала рыночную долю 14,6% (согласно объективным данным).

Подробная информация о самых больших строительных компаниях РФ здесь: «Самые крупные строительные компании России».

Помимо создания мостов и дорог (автомобильного и железнодорожного назначения):

  • занимается строительством аэродромов и других проектов в этой сфере;
  • проводит все соответствующие проектные и подготовительные работы;
  • ремонтирует автомобильные дороги, занимается дорожной концессией;
  • оперирует платными дорогами.

Основные показатели:

  1. Построено более 6 тыс. мостов, включая сложные проекты и развязки. Совокупная длина – порядка 600 км.
  2. Сдано более 1,5 тыс. мостов и тоннелей для движения пешеходов.
  3. При строительстве используются оригинальные технологии и разработки, компания владеет более 50 научных патентов.
  4. Имеет большой портфель заказов – на конец 2016-го составлял порядка 420 млрд руб.
  5. Численность персонала в 2016 году – более 30,5 тыс. чел.

Ведет деятельность в большинстве регионах России, включая Европейскую часть страны, Сибирский и Дальневосточный федеральные округа.

По показателю выручки «Мостотрест» входит в список 200 крупнейших частных компании РФ, по оценке журнала Forbes.

Таблица 1. Размер выручки ПАО «Мостотрест» в 2012-2016 гг.
Источник: журнал Forbes

Год

Размер выручки

Позиция в рейтинге

2016

175,2 млрд руб.

39 место

2015

143,2 млрд руб.

46 место

2014

150,5 млрд руб.

37 место

2013

116,7 млрд руб.

46 место

2012

123,7 млрд руб.

38 место

Диаграмма 1. Динамика изменения выручки ПАО «Мостотрест» в 2012-2016 гг.

Диаграмма 1. Динамика изменения выручки ПАО «Мостотрест» в 2012-2016 гг.

До 2015 года бенефициарным владельцем компании был предприниматель Аркадий Ротенберг (через свои структуры). В апреле того года в рамках сделки другой мажоритарий – НПФ «Благосостояние» – выкупил долю Ротенберга и завладел 63,6% акций «Мостотреста». В последующем доля была увеличена до 94,2%.

Интересный факт! НПФ «Благосостояние» входит в Группу О1 Group российского предпринимателя Бориса Минца (состояние $1,3 млрд в 2017 году).

Генеральный директор в настоящее время – Владимир Власов.

Организационная структура

Организационно ПАО состоит из 15 филиалов, 2 производственных фирм и 5 дочерних обществ.

Подразделения расположены в разных городах Европейской части России: Центральном, Приволжском, Южном федеральном округах, Москве и области. Каждое территориальное представительство имеет в своем пользовании квалифицированный персонал и производственные мощности:

  • Цемент, бетон разных видов и кондукторы производят сами филиалы.
  • Многокомпонентные детали и сложные стройматериалы создаются на производствах в Москве и Туле. Помимо внутреннего пользования, производимая продукция реализуется на рынке.

В состав компании входят:

  1. «Мостострой-11». Одна из самых крупных в РФ компаний, занимающихся строительством мостов и путепроводов. Состоит из 8 мостоотрядов, работающих в Московской, Тюменской областях, Краснодарском краю, ХМАО, ЯНАО, в Казахстане.
  2. Russian Highway Operations. Совместное предприятие, партнер – французская компания VINCI S.A. Оперирует платными автомобильными дорогами, внедряет новые методы управления трассами.
  3. «Мостотрест-Сервис». Оказывает комплекс сервисных услуг, включая эксплуатационное обслуживание автодорог, их электроснабжение, кап. ремонт и т. д.
  4. «Трансстроймеханизация». Строит, содержит и реконструирует автодороги, аэро- и морские порты.
  5. Plexy Ltd. Участвует в управлении «Северо-Западной концессионной компанией», занимающейся содержанием платного 37-км участка дороги Москва–Санкт-Петербург.

Инвестиционная программа, социальная активность

Руководство «Мостотреста» здраво оценивает ситуацию с дорогами в России и видит проблему неэффективности и низкого качества транспортной инфраструктуры. В связи с этим реализуется масштабная инвестиционная программа реконструкции, которая позволит решить одну из основных российских проблем.

Рисунок 3. Проект автодорожной развязки проекта компании «Мостотрест». Источник: surfingbird.ru

Рисунок 3. Проект автодорожной развязки проекта компании «Мостотрест».
Источник: surfingbird.ru

Программа финансируется Правительством и за счет частных инвестиций. В 2016 году объем рынка транспортной инфраструктуры в денежном выражении равен примерно 737 млрд руб.

Интересный факт! Руководство страны поддерживает данный проект «Мостотреста», поскольку понимает масштабы проблемы: из-за неразвитости дорог Россия ежегодно теряет до 1,3 трлн руб.

ПАО уделяет большое внимание социальной составляющей в своей деятельности.

  1. Охрана труда.

    Ведется постоянный мониторинг рабочих условий на производственных предприятиях. К труду допускается только квалифицированный персонал, соответственно, большое значение придается обучению, повышению квалификации и тестированию работников.

    Действует корпоративная программа, имеющая целью оздоровление и отдых работников. Проводятся мед. осмотры, есть возможность получить путевку в лечебные санатории и т. д. Ведется пропаганда здорового образа жизни.

  2. Защита окружающей среды.

    «Мостотрест» строго выполняет требования российских законов в сфере экологии. Компания работает со специализированными подрядчиками, которые собирают, вывозят и утилизируют отходы после рабочей деятельности. За экологический ущерб выплачивает компенсации.

ПАО был признан организацией высокой социальной эффективности в области строительства.

Поступательное развитие компании «Мостотрест» позволило создать современное и эффективное предприятие, восстановившее лучшие советские традиции и масштаб мосто- и дорожного строительства. ПАО продолжает расширение, диверсификацию деятельности и географию присутствия.

Видео. Имиджевый фильм «Мостотрест» «Разводные мосты Санкт-Петербурга»: