Бизнес с партнером помогает сформировать солидный стартовый капитал, разделить риски и ответственность, с двойным энтузиазмом генерировать идеи. Взаимных же претензий можно избежать, споры урегулировать, добиться компромисса. Миру известны сотни успешных партнерских проектов: Microsoft, Google, Twitter и другие.
В мире найдется немало противников партнерского бизнеса. Объединение капиталов нередко приводит к разладу между предпринимателями и краху проекта. Здесь придется делиться властью и прибылью, принимать совместные решения, идти на компромисс. Есть вероятность столкнуться с непорядочным соратником.
Несмотря на это, начать бизнес с партнером проще, чем в одиночку. В числе основных аргументов:
- формирование солидного стартового капитала;
- взаимозаменяемость;
- взаимная поддержка и мотивация;
- двойная порция свежих идей.
К тому же важно помнить, что многие корпорации, которые оставили заметный след в истории мировой экономики, были основаны партнерами. В их числе ‒ Apple Inc., Microsoft, Google, eBay, Procter and Gamble, Intel, Twitter.
О том, стоит ли создавать предпринимательское партнерство, рассказывает известный коуч Алексей Макаров:
Начать бизнес с партнером – 5 преимуществ
Скептикам и сторонникам идеи единоличного бизнеса нужны аргументы в пользу партнерского предпринимательства. Для них можно привести 5 ключевых преимуществ фирмы двух или нескольких партнеров:
- Удвоенный стартовый капитал. Предприниматели-одиночки на собственные средства чаще всего создают микрокомпании. Партнеры же могут сформировать более внушительный стартовый капитал: претендовать на более крупную нишу на рынке, создать расширенные ассортименты товаров. Если они решатся привлечь кредит, то обязательства по нему будут распределяться между участниками.
- Финансовые риски – поровну. Фирма не может быть застрахованной от банкротства. В случае провалов партнеры делят убытки между собой.
- Эффективная генерация идей. Один предприниматель может придумать одну гениальную идею, а двое – две. У предприятия, ведомого несколькими партнерами, больше шансов выжить на рынке на первом этапе. В спорах рождается истина.
- Мотивация и поддержка. Один бизнесмен перед лицом неудач может сдаться и закрыть компанию. В партнерских проектах такое случается на 88% реже (исследование Blomberg).
- Взаимное дополнение. Нет предпринимателя, который в равной мере хорош в маркетинге, коммуникациях, финансовом планировании, технических вопросах. Соучредители объединяют свои знания и умения и на их основе реализуют совместную деятельность.
Рис. 1. Сергей Брин и Ларри Пейдж – основатели корпорации Google
Интересный факт! Многие бизнесмены, которые ныне занимают верхние строчки рейтинга Forbes, добились успеха через сочетание их талантов с талантами партнеров. У истоков корпорации Microsoft Билл Гейтс занимался вопросами поиска капитала и переговорами, а Пол Аллен – технической стороной проектов. На этапе создания компании Apple Inc. Стив Возняк играл роль технического разработчика, а Стив Джобс занимался поиском инвесторов.
Правила бизнеса с партнером – как избежать провала
Рано или поздно любой партнерский проект сталкивается с противоречиями. Соучредители могут начать придираться друг к другу, решение проблем каждому будет видеться по-своему, неудачи вызовут взаимные нападки. Чтобы не довести до развала бизнеса, важно заранее учесть советы опытных предпринимателей:
- Мудрый выбор. У соучредителей должно быть схожее видение бизнеса, его целей и рисков. Отношения должны строиться на взаимной ответственности, уважении и доверии.
- Составление бизнес-плана. Перед началом стоит составить подробный бизнес-план и детально обсудить вместе каждый его раздел на предмет противоречий.
- Заключение договора. Даже при наличии между партнерами дружеских или родственных отношений стоит заключить партнерское соглашение или договор, где закрепить долю каждого участника в проекте, права и обязанности сторон.
Лучше всего, если бизнес-план имеет форму документа о совместных обязательствах: каждый участник точно понимает, какая роль отведена ему в проекте. Тогда в случае возникновения конфликтов, будет существовать документарная основа для их обсуждения и разрешения.
«В качестве партнера вы должны найти кого-то, кто дополняет ваши умения. Вам не обязательно нужен кто-то успешный». Джек Ма.
Рис. 2. Нужно быть готовым к конфликтам и уметь пойти на компромисс
При выборе партнера нужно задать себе несколько вопросов:
- для чего мне нужен соратник;
- какими качествами он должен обладать;
- какие функции он будет выполнять.
Партнер – не наемный работник. Он совладелец бизнеса, его руководитель и активный участник. Оттого важно уметь принимать чужую точку зрения, обсуждать разные варианты развития событий и принятия решений.
9 легендарных партнерских проектов в мировой экономике
Можно долго рассуждать о том, насколько опасно создавать партнерские проекты. Однако мировой опыт говорит сам за себя: топ-10 самых дорогих компаний мира могло бы не существовать, если бы их учредители в свое время не нашли друг друга.
Бизнесмены |
Год основания |
Корпорация |
Место знакомства |
---|---|---|---|
Пол Аллен Билл Гейтс |
1975 |
Microsoft |
Частная школа Лейксайд |
Сергей Брин Ларри Пейдж |
1998 |
|
Стэнфордский университет |
Стив Джобс Стив Возняк |
1976 |
Apple Inc. |
Во время летних каникул в 1970 году |
Эван Уильямс Биз Стоун |
2006 |
|
Вместе работали в сервисе Blogger |
Билл Хьюлетт Дейв Паккард |
1939 |
Hewlett-Packard |
На стажировке во время учебы в Стэнфорде |
Пьер Омидьяр Джеффри Сколл |
1995 |
eBay |
Скол был наемным работником Омидьяра |
Гордон Мур Боб Нойс |
1998 |
Intel |
Вместе работали в Shockley Semiconductor Laboratory |
Уильям Проктер Джеймс Гэмбл |
1867 |
Procter and Gamble |
Были свояками (их женами стали родные сестры Норрис) |
Джерри Янг Дэвид Фило |
1995 |
Yahoo! |
На докторантуре в Стэнфорде |
В истории российского бизнеса тоже известны примеры успешных партнерских проектов. Так, Игорь Рыбаков и Сергей Колесников создали и до сей поры успешно развивают свою корпорацию «Технониколь».