Posted in

Студия Артемия Лебедева как бизнес: сколько бизнесмен зарабатывает на дизайне

В 2017 году чистая прибыль компаний, ассоциированных с Лебедевым и его партнерами, составила 54 млн руб. В это число, вероятно, не входит доход от рекламы в личных блогах. За заметку в ЖЖ дизайнер берет 260 тыс., за пост в Facebook или Telegram — 80–100 тыс. По словам самого предпринимателя, блоги дают ему больше денег, чем студия дизайна.

«Студия Артемия Лебедева» — бренд, знакомый даже людям, далеким от дизайнерской индустрии. Работы компании, принадлежащей эксцентричному предпринимателю, часто попадают в поле зрения СМИ и вызывают ожесточенные споры. Среди известных проектов — дизайн поисковика «Яндекс», логотип и навигация для московского метро, клавиатура «Оптимус» и другие дизайнерские решения, с которыми многие жители России сталкиваются ежедневно.

Сам Артемий Лебедев набрал популярность благодаря своим блогам. Эпатажные посты в ЖЖ, а затем и на других площадках, принесли дизайнеру известность и стабильный заработок на рекламе. При этом основатель студии неохотно говорит о своих доходах, придерживаясь правила «деньги любят тишину». Но открытые источники могут многое рассказать о бизнесе Артемия Лебедева и о том, сколько может зарабатывать самый известный дизайнер России.

Как «бизнес на диване» превратился в известную студию дизайна

Карьеру предпринимателя Лебедев начал в 1992 году. После возвращения из США, где он жил с родителями с 14 лет, Артемий поступил на факультет журналистики МГУ. Однако уже на 2 курсе он был отчислен за неуспеваемость.

Примерно в это же время возникла студия «А-Квадрат», созданная Артемием и его приятелем Тимуром. Первым заказом стал логотип для банка «Эра», за который партнеры получили $50 тыс. В конце 1992 года Лебедев вышел из проекта и учредил собственную компанию «Артографика». По воспоминаниям дизайнера, его единственным офисом был диван в гостиной, а для привлечения заказчиков ему пришлось создать портфолио для 20 выдуманных клиентов.

Интересный факт: Артемий по-прежнему советует использовать этот прием начинающим дизайнерам и представителям других творческих профессий. По его словам, при поиске сотрудников он одинаково оценивает работы для реальных и вымышленных проектов.

В 1995 году дизайнер создает свой личный сайт tema.ru, а в 1996-м появляется фирма «WebDesign», которая спустя 3 года превратится в «Студию Артемия Лебедева». Партнерами Лебедева по бизнесу стали Денис Шохин, Константин Моршнев и Демьян Кудрявцев. Шохин и Моршнев по-прежнему занимают руководящие посты в студии, а Демьян Кудрявцев сегодня известен как владелец газеты «Ведомости» и бывший гендиректор «Коммерсанта». Основной упор был сделан на создание сайтов, так как услуга становилась все более востребованной среди крупных компаний.

Влияние студии постепенно возрастало: Рунет находился в зачаточном состоянии, и конкурентов у Лебедева практически не было. В 1997 году компания получила заказ на разработку веб-сайта для Центробанка России. В 2000 году портфолио студии пополнилось сайтом поисковой системы «Яндекс», а также новостными порталами «Лента.ру» и «Газета.ру».

Рисунок 1. Дизайн «Яндекса» в 1999 году

Со временем «Студия Артемия Лебедева» стала одним из самых узнаваемых дизайнерских брендов страны. Широкая известность бизнеса во многом объясняется активностью самого Артемия. Еще в 90-е годы стал одним из первых блогеров Рунета и занял лидирующие позиции в «Живом Журнале». Экспрессивная подача материала с обилием ненормативной лексики стала фирменной фишкой Лебедева и позволила привлечь большую аудиторию.

Чем сегодня занимается Артемий Лебедев

За свою историю «Студия» успела поработать над проектами для «Microsoft», «Samsung», «Газпрома», «Альфа-банка» и других известных компаний. Со временем бизнес становился все более разноплановым. Сегодня деятельность компаний Артемия Лебедева можно разделить на несколько крупных ветвей:

  • Студия графического дизайна. Логотипы, шрифты, графика для рекламы, брендбуки и разработка сайтов.
  • Студия промышленного дизайна. Все, что требует не только красоты, но и функциональности — электроника, промышленные товары и оборудование, оформление городских улиц, навигация и т п.
  • Кафетериус. Сеть кофеен и фабрика-кухня. Почти все объекты работают в Москве.
  • Издательство. Переводит и печатает книги, большинство из которых относится к профессиональной или бизнес-литературе.
  • Магазинус. Продажа красивых и полезных товаров — как собственных, так и предоставленных другими компаниями или частными лицами.
  • Публикация рекламы в личных блогах. Артемий ежедневно выкладывает посты в ЖЖ, Telegram, Facebook и Instagram.

При этом далеко не весь бизнес оформлен на самого Артемия Лебедева. «Студия» и сопутствующие проекты представлены более чем десятком юридических лиц, а часть активов принадлежит партнерам дизайнера. Все бренды тесно связаны друг с другом: даже информация о «Кафетериусе» публикуется именно на сайте студии.

Это интересно: по мнению Лебедева, имя и фамилия основателя компании — лучший бренд, который будет уместным практически в любой сфере деятельности.

Рисунок 2. Обстановка в «Кафетериусе»

Сеть «Кафетериус» занимает особое место в списке бизнес-проектов Артемия. Под этим брендом объединены 11 кофеен, из которых одна расположена в Риге, а остальные — в Москве. Однако все эти заведения принадлежат сторонним предпринимателям, которые используют бренд и концепцию «Кафетериуса» на партнерских началах.

Полезная информация: Сколько стоит открыть кофейню в 2019 году

Какой доход приносит бизнес Артемия Лебедева

О доходах своих компаний Артемий предпочитает не распространяться. Подробная информация об активах, принадлежащих Лебедеву и его партнерам, впервые появилась в журнале «Inc.» в 2017 году. В открытых источниках журналисты нашли 13 юридических лиц, принадлежащих предпринимателю и его партнерам. Информацию о чистой прибыли этих компаний можно найти на портале «Росстата».

Таблица 1. Чистая прибыль компаний Артемия Лебедева с 2013 по 2017 г.

Название юридического лица

Чистая прибыль, млн руб.

2017

2016

2015

2014

2013

ООО «Студия Артемия Лебедева

10,68

17,49

-17,68

-29,84

14,98

ООО «Интердизайн»

-2,76

3,52

-9,00

-8,59

15,63

ООО «Смелый ход»

20,14

4,07

-18,58

-18,14

9,38

ООО «Студия промышленного дизайна»

4,93

2,60

-6,55

-18,07

3,60

ООО «Студия Интернет-дизайна»

16,93

-3,20

17,20

-17,68

7,02

ООО «Веб-дизайн»

1,49

0,22

10,71

-25,92

7,85

ООО «Ротабаннер»

0,76

2,78

-7,63

-37,02

12,95

ООО «Дизайн всего»

1,11

0,96

1,78

16,48

2,57

ООО «Юрлицо в Питере»

0,03

1,78

-2,91

6,18

3,15

ООО «Кафетериус»

-2,75

-6,38

-4,25

-17,52

5,64

ООО «Бедный Йорик»

5,86

1,3

-16,02

-39,88

23,32

ООО «Графдизайн»

0,15

0,40

-2,11

-41,15

-0,75

ООО «Артдизайн»

-2,53

1,25

8,59

-34,57

9,30

Суммарный итог:

54,04

26,79

-46,45

-265,72

114,64

Источник: Росстат

В 2017 году бизнес принес 54,04 млн дохода. Перечисленные юридические лица охватывают деятельность подразделений «Студии», «Кафетериуса» и других сопутствующих проектов. Самые большие деньги приносят фирмы, связанные с графическим и веб-дизайном.

Любопытно, что 2014 и 2015 год бизнес закончил с крупными убытками. Показатели ухудшились из-за снижения выручки, что косвенно указывает на уменьшение количества заказов в этот период. В публичных источниках нет никаких конкретных указаний на причины столь резкой просадки. Тем не менее в 2016 году бизнес закончил с прибылью, продолжив положительный тренд в 2017-м.

Рисунок 3. Прибыль в 2013–2017 гг.

Заработок на рекламе в блогах

Прибыль от рекламы в блогах, вероятно, проходит через неизвестное прессе ООО или ИП. В противном случае доходы одного из юридических лиц оставались бы относительно стабильными: при низких затратах на ведение блогов они регулярно приносят хорошие деньги. По словам самого Лебедева, реклама дает ему гораздо больше денег, чем деятельность студии.

Цитата: «Блоги приносят больше денег, чем дизайн, конечно. […] У меня довольно скромная зарплата, и основные деньги я зарабатываю сам, на блоге.»

Рисунок 4. Ведение блогов приносит дизайнеру стабильный доход

Прибыль от рекламы зависит от количества заявок. Сегодня Лебедев публикует посты в ЖЖ, Instagram, Telegram и Facebook. Обычно реклама в его блогах появляется раз в 1–2 недели. В своем интервью для YouTube-канала «Вдудь» Артемий поделился примерами расценок на рекламные посты:

  • Запись в ЖЖ — 260 тыс. руб.
  • Пост в Facebook — 80 тыс. руб.

Кроме того, по информации «Медиалогии», рекламный пост в Telegram-канале дизайнера стоит 100 тыс. руб. Эту информацию косвенно подтверждает одно из публичных предложений самого блогера. В начале 2018 года он разместил ссылки на 10 Telegram-каналов в рамках одного поста, взяв с каждого заказчика по 10 тыс. руб.

Спустя 24 года после своего открытия частная «студия на диване» стала самым заметным брендом на дизайнерском рынке страны, а ее создатель — одним из топовых блогеров Рунета. Работы компании нередко вызывают споры, но в конечном счете обычно проходят проверку временем. По словам Артемия, рецепт успеха в любом деле можно выразить одной фразой: «Нормально делай — нормально будет».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *