Татьяна Бакальчук

Рождение ребенка, случившееся в 2004 году, заставило Татьяну Бакальчук, репетитора по английскому языку, искать новые источники заработка. Целеустремленность, изобретательность и настойчивость молодой девушки в сочетании с поддержкой мужа привели к созданию крупнейшего онлайн-магазина страны, а саму Татьяну − в топ-3 списка Форбс с состоянием в $500 млн. Сейчас у предпринимательницы три ребенка и масштабные планы по расширению бизнеса.

Условия современного бизнеса, в значительной степени основанные на онлайн-технологиях и информационных потоках, выдвинули в лидеры новое поколение предпринимателей. Подобное происходит далеко не впервые, но таких масштабов еще не приобретало. История успеха Татьяны Бакальчук − наглядный пример того, как труд, помноженный на свежие новаторские идеи, приводит к заслуженному триумфу, казалось бы, обычного человека.

Фото №1. Татьяна Бакальчук − на пути к успеху

Фото №1. Татьяна Бакальчук − на пути к успеху

Татьяна Владимировна Бакальчук − новое лицо российского бизнеса, основанного не на продаже ресурсов, а на создании компании с нуля и доведении ее до ведущих позиций на рынке. Сейчас интернет-магазин Wildberries по многим показателям − лидер отечественного онлайн-ретейла, а его основатель и генеральный директор Татьяна Бакальчук – в рейтинга Форбс.

Таб. 1. Татьяна Бакальчук в рейтинге женщин-предпринимателей Форбс

Год

Место

Состояние

2014

3

$380 млн

2015

5

$375 млн

2016

3

$500 млн

Источник: журнал Форбс.

Биография Татьяны Бакальчук

Биография Татьяны Бакальчук начинается вполне традиционно, как и у огромного количества жителей Подмосковья. Она родилась 16.10.1975 года. Кореянка по происхождению, девочка вела самую обычную жизнь в небольшом подмосковном поселке.

Образование

Сначала она завершила расположенную в небольшом подмосковном поселке Газопроводскую среднюю школу, где училась с 1981 по 1992 год. Затем выпускница поступила в Московский государственный областной социально-гуманитарный институт, который также успешно закончила, став преподавателем английского языка. Как зачастую случается с успешными представителями этой профессии, девушка подрабатывала репетитором.

В 2004 году Татьяна становится мамой. Столь радостное событие серьезно осложняет возможность дополнительных заработков, так как необходимо постоянно быть с ребенком дома. Особенно учитывая тот факт, что средств на няню в тот момент не было.

Фото №2. Татьяна и одна из веских причин ее скорого успеха

Фото №2. Татьяна и одна из веских причин ее скорого успеха

Идея бизнеса

Желание зарабатывать в новых условиях привело к идее создания собственного бизнеса. Естественно, его ведение должно осуществляться посредством интернета, хотя в реальности встречаются и другие варианты. Темой стали близкие молодой и красивой женщине одежда и обувь. Татьяна предложила клиентам продукцию, содержащуюся в популярных каталогах из Германии Otto и Quelle.

ГЛАВНОЕ. Татьяна Бакальчук: Не бойтесь начинать и ошибаться!

Первым складом стала квартира начинающей бизнесвумен, а посылки с почты приходилось получать самостоятельно, выкраивая время у младенца. Предложение Татьяны оказалось востребованным на рынке, поэтому достаточно скоро, буквально через год, понадобились и помещения, и наемный персонал. В 2005 году была создана компания ООО "Wildberries".

Настоящее время

Сейчас Татьяна вместе с мужем Владиславом владеет одним из крупнейших отечественных онлайн-магазинов, являясь его генеральным директором. Специализация осталась практически прежней − это продажа одежды, обуви и разнообразных аксессуаров. Головной офис компании расположен в деревне Мильково под Москвой, примерно в 20 км от МКАД.

У Татьяны три ребенка, чье воспитание она успешно совмещает с карьерой бизнес-леди. Она входит в топ-3 списка Форбс по итогам 2016 года среди российских женщин-предпринимателей, уступая только двум Еленам - Батуриной и Рыболовлевой. Созданная ею компания Wildberries уверенно лидирует среди отечественных фирм-ретейлеров.

Таб. 2. Топ-5 крупнейших по обороту интернет-ретейлеров России за 2016 год

Место в 2016 г.

Название

Онлайн-продажи в 2016 году

1

Wildberries

45,6 млрд руб.

2

Юлмарт

38,8 млрд руб.

3

Ситилинк

31,6 млрд руб.

4

mvideo.ru

25,9 млрд руб.

5

eldorado.ru

23,0 млрд руб.

Источник: Форбс.

Путь в лидеры отечественной онлайн-торговли

История успеха Татьяны Бакальчук, которая вывела ее в число первых бизнес-леди страны, начиналась с небольшого онлайн-магазина в подмосковной селе.

Создание

Огромную помощь практически с момента создания интернет-магазина Татьяне всегда оказывал супруг Владислав. Будучи радиофизиком по образованию, он не раз говорил о том, что предпочитает мыслить при помощи цифр. Сочетание настойчивости и целеустремленности Татьяны с математическим складом ума Владислава привело к поистине впечатляющим результатам.

Фото №3. Владислав Сергеевич Бакальчук − муж Татьяны и совладелец Wildberries

Фото №3. Владислав Сергеевич Бакальчук − муж Татьяны и совладелец Wildberries

В значительной степени быстрый рост фирмы объясняется невысокой конкуренцией, существовавшей в начале 2000-х годов. Очевидно, что это абсолютно не похоже на современные условия, когда в РФ, по данным агентства Data Insight, работает более 2 тыс. интернет-магазинов.

Основные принципы

Главный принцип работы компании с момента ее создания провозгласила Татьяна Бакальчук. Он заключается в нехитром выражении: "Каждый день должен быть успешнее предыдущего". Следствием этого девиза является следующий, не менее важный постулат, который гласит: "Смотреть только вперед, назад не оглядываясь и решая текущие задачи".

ВАЖНО. Сайт Wildberries выполняет 18 тыс. заказов ежедневно, а количество клиентов, посещающих его в течение месяца, превышает 17 млн.

Важной особенностью Wildberries считается отсутствие совета директоров. Вдобавок невелико число руководителей отделов и подразделений. Благодаря этому, структура магазина чрезвычайно проста, а стиль управления описывается как демократический.

Офис

Головной офис компании Wildberries располагается в небольшой деревушке Мильково всего в 20 км от МКАДа. До середины 2009 года трехэтажное здание использовалось в качестве склада. Сейчас же в нем трудятся более 400 менеджеров.

Фото №4. Офис Wildberries в Мильково

Фото №4. Офис Wildberries в Мильково

На входе в офис установлен современный сканер отпечатков пальцев, допускающий работников во внутренние помещения офиса. Практически не останавливается поток партнеров, прибывших на переговоры, которые быстро проходят здесь же, в здании.

Условия труда

Значительная часть персонала трудится в компании по 8-9 лет, фактически со дня основания. Среди новых сотрудников высок уровень текучки. Это объясняется жестким контролем рабочего времени работников. Например, если сотрудник находится в офисе меньше 8 часов, из заработной платы удерживается часть причитающейся суммы.

Требования онлайн-торговли предусматривают работу в выходные, которая осуществляется по специально разработанному графику. Сама Татьяна Бакальчук считает подобные требования разумными и обязательными для успешной и эффективной деятельности предприятия в целом.

Реклама

Любой интернет-магазин проводит разнообразные рекламные акции, главная цель которых − увеличить количество посетителей сайта компании и, как следствие, числа покупок. На странице Wildberries размещено два счетчика: один показывает количество заказов, а другой − число покупателей. Данные приводятся за день.

Фото №5. Рекламная акция интернет-магазина Татьяны Бакальчук

Фото №5. Рекламная акция интернет-магазина Татьяны Бакальчук

С целью увеличения количества покупок компания осуществляет рассылки клиентам любыми доступными вариантами − по электронной почте, СМС. Естественно, не остаются без внимания мобильные приложения и сообщения владельцам личных кабинетов. Но главный рекламный прием, по утверждению Татьяны Бакальчук, − это своевременная доставка качественного товара. Именно поэтому акцент в деятельности Wildberries в последние годы сделан на наличии собственных складских центров с возможностью примерки и реализации правила доставки на следующий после заказа день.

Логистика

Примерно 40% покупок клиенты Wildberries забирают самостоятельно. В настоящее время компанией открыто более 600 пунктов самовывоза с примерочными. В планах открытие еще 100-150 точек.

Большая часть оставшихся заказов развозится курьерами предприятия. Их количество составляло на начало 2017 года 2,5 тыс. При этом доставка в большую часть населенных пунктов (за исключением Дальнего Востока и удаленных районов Севера страны) осуществляется бесплатно. Подобная услуга обходится компании, по расчетам Владислава Бакальчука, примерно в 1,6 млрд рублей в год. Только 1% заказов реализуется при помощи Почты России.

Фото №6. Пункт самовывоза с примерочной

Фото №6. Пункт самовывоза с примерочной

Оригинальный подход к организации логистики, в корне отличающийся от большинства конкурентов, позволил детищу Татьяны Бакальчук диверсифицировать географию продаж. На Москву приходится всего 30% от общего оборота, в то время как у других ретейлеров − порядка 40-50%. Еще 5% заказов осуществляют жители северной столицы и Ленинградской области, около 10 приносит Беларусь.

Кризисы

Финансовый кризис 2008 года практически не отразился на бизнесе Татьяны Бакальчук. Напротив, онлайн-шопинг активно набирал обороты и развивался, а компания демонстрировала устойчивый и стабильный рост. События 2014 года, связанные с резким скачком цены доллара, привели к тому, что большинство покупателей стали экономить на приобретении одежды. В результате компании пришлось вносить изменения в модель собственной деятельности.

Главный принцип работы остался неизменным. Он заключался в поставке качественных товаров в срок и по выгодной с финансовой точки зрения стоимости. При этом была существенно расширена ценовая линейка за счет так называемых товаров-аналогов.

Учитывая высокую долю региональных клиентов, подобный подход доказал целесообразность и эффективность. Важной частью реакции на усложнившиеся условия работы стало еще большее увеличение ассортимента.

ИНТЕРЕСНО. В настоящее время интернет-магазин реализует более 800 тыс. разнообразных моделей обуви, одежды и аксессуаров от 5 тыс. брендов.

Современный универсам

До 2014 года Татьяна Бакальчук придерживалась мнения, что малоэффективно продавать одежду вместе с другими категориями товаров, например, электроникой. Однако, в последние пару лет на интернет-странице Wildberries постоянно появляются новые товары, такие как электроника, парфюмерия, спорттовары, книги и т.д. При этом введение новых категория производится в ручном режиме непосредственно создательницей компании.

Фото №7. В повседневной обстановке

Фото №7. В повседневной обстановке

В результате с 2014 года доля одежды и обуви в оборотах интернет-магазина снизилась со 100 до 70%. Другими словами, компания постепенно движется к формату универсального магазина, чрезвычайно популярного на Западе.

Следствием увеличения ассортимента стало решение об отказе с начала 2015 года от бессрочного возврата товара, возможность которого была предоставлена клиентам в марте 2012-го. Продолжительность периода, в течение которого товар можно вернуть, уменьшалась постепенно, в настоящее время этот срок составляет 21 день.

Судебные разбирательства

Следствием проблем, связанных с последним финансовым кризисом, стала достаточно массовая подача исков со стороны партнеров "Вайлдберриз" в начальные 7 месяцев 2015 года. Их общая сумма составила более 82 млн руб. Учитывая, что в течение четырех предыдущих лет компания была ответчиком всего лишь в десяти разбирательствах, подобное развитие событий превратилось в серьезную проблему.

Однако в течение следующего года практически все обязательства со стороны Wildberries были выполнены. Во многом это удалось, благодаря оперативно внесенным изменениям в политику компании, описанным выше. А по результатам года Татьяна Бакальчук стала одним из номинантов традиционной премии РБК-2015.

Планы на будущее

Важным этапом развития компании стало приобретение в октябре 2016 года 25 га земли в Подольском районе Московской области. Здесь будет построен первый распределительный центр, находящийся в собственности предприятия. Существующие в настоящее время 10 других складских комплексов арендуются, что существенно снижает их эффективность и возможность дальнейшего развития.

При этом Татьяна Бакальчук не ставит цели выхода на IPO, считая неразумным введение стороннего капитала. По сведениям "СПАРК-Интерфакс", компания имеет три действующих кредита на сумму более 350 млн руб. каждый, что при планируемом в 2016 году обороте в 50 млрд сложно назвать тяжелой финансовой нагрузкой.

Основные вехи развития компании

  • 2004 год − первые попытки интернет продаж товаров из каталогов Otto и Quelle.
  • 2005 год − регистрация ООО "Wildberries".
  • 2009 год − открытие головного офиса компании в Мильково.
  • 2016 год − по результатам первых 6-и месяцев Wildberries впервые возглавил список лидеров отечественной интернет-торговли.
  • 2017 год − Татьяна Бакальчук вошла в топ-3 списка Форбс за 2016 год среди отечественных женщин-предпринимателей с состоянием в $500 млн.

Текущее положение Wildberries

Помимо того, что созданный Татьяной Бакальчук бизнес по оборотам вышел на первое место среди российских ретейлеров, он находится на ведущих ролях среди всего рунета. Это подтверждают данные Форбс.

Таб. 3. Топ-5 самых дорогих компаний рунета на начало 2017 года

Место в рейтинге

Наименование компании

Стоимость компании

Руководитель

Год осно-вания

1

Яндекс

$7 600 млн

Аркадий Волож

2000 г.

2

Mail.ru Group

$4 000 млн

Дмитрий Гришин

1998 г.

3

Avito

$2 549 млн

Владимир Правдивый

2007 г.

4

Wildberries

$419

Татьяна Бакальчук

2004 г.

5

Ozon Group

$302

Дэнни Перкальски

1998 г.

Источник: Форбс.

Бытует устойчивое мнение о российских бизнесменах как о людях, главное желание которых − исключительно побольше заработать. Однако ключевой причиной успеха Татьяны Бакальчук стало стремление удовлетворить запросы клиентов таким образом, чтобы в выигрыше оказались все. Жизнь доказала правильность ее подхода.