Отдых в России становится все более популярным. Многие россияне предпочитают посещение отечественных курортов в силу различных причин, от безопасности (трагические события в Египте, Тунисе и Турции) до относительной простоты оформления турпутевки или снятия гостиницы. К тому же отдых за рубежом значительно подорожал из-за скачков курсов валют. В этой связи, владельцы частных мини-отелей российского побережья в сезон не испытывают потребности в клиентах.
Доход от гостиницы на море вполне оправдывает достаточно объемные вложения и содержание бизнеса.
Особенно востребован у российских туристов берег Черного моря. Этому способствуют:
- государственная политика, направленная на популяризацию российских курортов;
- оптимизация инфраструктуры, в том числе транспортных сообщений (Крымский мост, современные автотрассы, авиарейсы, железнодорожное сообщение);
Рис 1. Крымский мост
- повышение уровня обслуживания;
- отсутствие преград по документооформлению (загранпаспорта, визы и т.п.).
Особенности бизнеса на море
Казалось бы, что бизнес проекты, связанные с услугами по предоставлению в наем жилья, должны быть актуальны и рентабельны. Но здесь имеются свои тонкости.
- Существенным недостатком небольшой гостиницы на побережье является сезонность спроса. Мини-отели востребованы в полном объеме с мая по сентябрь, остальное время деятельность либо не ведется, либо сводится к минимальной загруженности.
- Предоставление услуг должно базироваться на соблюдении законодательства по безопасности и санитарным нормам.
По данным Аналитического агентства ТурСтат (данные 2018 года и прогнозы 2019 года), российские туристы в летний сезон проводят на побережье в среднем 10 дней, тратя на проживание, развлечение и питание порядка 3 000 руб. в день. Тот же источник сообщает, что наибольшее количество отдыхающих приходится на города:
- Сочи (более 6 млн туристов год);
- Анапу (более 4,7 млн);
- Геленджик (более 4,3 млн);
- Ялту (3 млн):
- Севастополь (3 млн);
- Евпаторию (более 1 млн);
- Ейск (0,7 млн);
- Алушту (0,6 млн);
- Новороссийск (0,6 млн);
- Феодосию (более 0,5 млн).
Рис 2. Пляж в Сочи
В этих же городах открывается большее количество гостиниц и мини-отелей.
Рис 3. Количество туристов в Сочи, остановившихся в объектах размещения за 2018 год, прогноз на 2019 год, тыс.чел.
Объемы гостиничных услуг, предлагаемых черноморским побережьем, увеличивается с каждым годом: по данным Краснодарстата за последние 8 лет рост составил 345% с повышением доли в общих цифрах по краю.
2010 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2018 к 2017, % | 2018 к 2010, % | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Объем платных услуг – всего | 186095 | 360832 | 408126 | 446299 | 479806 | 507179 | 106 | 273 |
гостиниц и аналогичных услуг по предоставлению временного жилья | 16856 | 34393 | 36962 | 43440 | 49854 | 58180 | 117 | 345 |
Удельный вес от общего объема платных услуг, % | 9,1 | 9,53 | 9,1 | 9,7 | 10,4 | 11,5 | 111 | 126 |
Источник: составлено автором по данным Краснодарстата
Рис. 4. Динамика объема и удельного веса гостиничных услуг в Краснодарском крае
Бизнес-модель гостиницы на побережье
Планирование бизнеса желательно начать с расчета оргзатрат:
- Регистрация в виде ИП или ООО в налоговых органах, выбор системы налогообложения;
- Инвестирование собственных активов или привлечение кредитов;
- Приобретение земли и строительства объекта хозяйствования, либо покупки готового объекта с учетом ремонта;
- Укомплектовка гостиницы мебелью, техникой и прочими хозяйственными элементами;
- Документы, подтверждающие соответствие требованиям санитарной, технической, пожарной, экологической безопасности.
- Покупка и регистрации кассового аппарата;
- Получение разрешения на вывеску;
- Прочие организационные издержки.
Рис. 5. Номер в отеле
Расходы организационного характера, при самостоятельной подготовке документов много средств не требуют, это:
- Госпошлина за регистрацию: для ООО – 4 000 руб., для ИП – 800 руб. (в случае подачи документов через интернет порталы не взимается ничего, но необходимо оформить электронную подпись, от 2500 руб.);
- Приобретение кассового аппарата будет стоить от 10 тыс. руб.;
- Вывеска и разрешение на нее: 5 000 – госпошлина и около 10 000 сама конструкция, в зависимости от дизайна.
Первичный рынок | Вторичный рынок | |
---|---|---|
Все типы квартир | 49015 | 57361 |
в том числе: квартиры низкого качества | x | 53885 |
квартиры среднего качества (типовые) | 45332 | 55824 |
квартиры улучшенного качества | 51598 | 57784 |
элитные квартиры | 59805 | 62073 |
http://krsdstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/krsdstat/resources/c11f20804ecb840bb891fb0d534aab22/4-2+рынок-жилья.htm
Соответственно, если приобрести готовую гостиницу, пригодную для ведения бизнеса, придется вложить, при средней площади 200 кв.м., порядка 200*62 073=12 414 600 руб., что также подтверждается данными сайта объявлений AVITO.
Рис. 6. Информация с сайта объявлений
Зачастую гостиницы и мини-отели продаются уже в меблированном виде, со всеми удобствами и оборудованием. Если же мебель и техника отсутствуют, то придется вложить от 500 тыс.руб. (если скромный интерьер) до 2 млн. руб. (при амбициозных планах). Но лучше не скупиться на имидж.
Затраты | Стоимость |
---|---|
Регистрационные издержки | 25 800 |
Приобретение помещения | 12 414 600 |
Мебель, техника, оборудование | 2 000 000 |
Всего | 14 440 400 |
Ежемесячные затраты на содержание гостиницы:
- Зарплата персоналу (если наемного персонала нет, то ИП необходимо внести за год: 5840 руб. - медстрах, 26545 руб. – пенсионный фонд);
- Услуги ЖКХ (в Краснодарском крае в среднем 5340,64 руб. в месяц по данным Сбербанка за 2018 год);
- Хозяйственные издержки (зависят от потребностей администраторов, как правило, не превышают 10 000 руб).
Внимание! Для расчета ежемесячных затрат взяты официальные данные Краснодарстата, то есть усредненные показатели. На практике, многие издержки могут значительно отличаться. Например, расходы на электричество по прибрежным гостиницам в разы выше, в связи с более частым использованием кондиционеров и сплит-систем.
По данным Росстата, средняя стоимость проживания на курортах Черноморского побережья составляет 2005 рублей за номер. То есть гостиница из 10 номеров будет приносить в среднем 20 050 руб. в сутки или 601500 руб. в месяц. Но следует учитывать, что загруженность отелей в зимнее и осенне-весеннее время почти нулевая.
Если взять как пример, что:
- в «несезонные» месяцы гостиница будет простаивать, а в мае и сентябре загружена наполовину,
- владельцы бизнеса ведут дело самостоятельно, без наемного персонала, то доход от вложения инвестиций составит за год работы 2 406 000 руб.
| Май | Июнь | Июль | Август | Сентябрь | Всего за год |
---|---|---|---|---|---|---|
Доход | 300 750 | 601 500 | 601 500 | 601 500 | 300 750 | 2 406 000 |
Расход | 108981 | 108981 | 108981 | 108981 | 108981 | 544 905 |
Прибыль чистая (убыток) | 191 769 | 492 519 | 492 519 | 492 519 | 191 769 | 1 861 095 |
Расчет налога по УСН: (Доход – расходы(ЖКХ+хоз. За 12 мес +соцвзносы))*15% = (2 406 000 – 216 477)*15%=328 428 руб.
Расходы за год составят: 15 341(ЖКХ+хоз.) * 12 + 32 385 (взносы ИП на пенсионную и мед. страховку) + 328 428 (налог УСН 15%) = 544 905 руб. (себестоимость).
Распределение расходов по рабочим месяцам: 544 905 / 5 = 108 981 руб.
Нехитрыми расчетами можно выяснить, что окупаемость затрат возможна через:
14 440 400 / 1 861 095 = 7,8 лет, то есть почти 8 лет.
Не забывать! Расчет приблизителен, поскольку не учитывает возможных ремонтов помещений, выхода из строя техники, расходы на облагораживание территории, зарплату и соцвзносы наемным работникам, налоги за землю и имущество и т.д. К тому же в условия не включен процент за пользование кредитом и страховки, если для инвестирования выбран заемный капитал.
Рис. 7. Зависимость рентабельности от загруженности гостиницы
Несмотря на все трудности приобретения, запуска отеля, сезонности спроса на гостиничные услуги, бизнес по содержанию гостиницы на побережье достаточно прибыльный.
Рентабельность общая за год: 1 861 095 / 2 406 000= 77,4%
Рис. 8. Вид из отеля на море
Если с умом подойти к делу, направляя средства, освободившиеся после оплаты долгов или полной окупаемости, на повышение комфортабельности, увеличение количества предоставляемых услуг, рекламу, расширение номерного фонда, загруженность «внесезонных» месяцев, то доход от гостиницы на море будет увеличиваться, а рентабельность расти с каждым годом.