Компания-перевозчик, с которой заключён договор надоставку груза, повредила часть товаров (уничтожила груз, потеряла его). Как мне защищать свои права? Требуется ли соблюдать претензионный порядок?

Услуги транспортных компаний широко используются при перевозке товаров и материальных ценностей. Законодательством чётко урегулированы права и обязанности субъектов данных правоотношений. Если при транспортировке товаров груз был повреждён, то собственник имеет право на возмещение своих убытков, а также получение компенсации. Для этого нужно зафиксировать ситуацию, установить, кто именно был в ответе за сохранность имущества, установить причины наступления событий.

Следует отметить, что «брак товара» в данном случае следует называть испорченным, утерянным либо повреждённым грузом. Основная задача пострадавшей стороны – доказать, что последствия наступили по вине исполнителя. Помимо привычного порядка разрешения подобных споров, существуют некоторые тонкости, связанные с конкретными видами грузоперевозок (автомобильными, железнодорожными, морскими, смешанными).

Правовые основы регулирования ответственности

  1. Законодательная база заложена в гл.40 ГК РФ. Согласно положениям указанного НПА, а именно ст.796 ГК, на перевозчика возлагается ответственность за сохранность груза. В случае его повреждения, утери после принятия и до сдачи получателю, исполнитель обязан в полном объёме возместить ущерб, причинённый заказчику.
  2. Согласно ст.223 и ст.244 ГК РФ, право собственности на вещь (в том числе право на её грузоперевозку) наступает в момент её передачи (принятия, получения), если иное условие не оговорено в тексте соглашения. Юридическим фактом будет считаться подписание договора, приложений к нему, акта приёмки-передачи. Получением вещи также признаётся её сдача грузоперевозчику для дальнейшей отправки либо приём получателем, иным уполномоченным лицом.
  3. В соответствии со ст.796 ГК РФ, перевозчик отвечает за «несохранность груза», которая произошла после принятия товарно-материальных ценностей и до их выдачи получателю либо уполномоченному лицу.

Особенности ответственности грузоперевозчика

  • Убыток возмещается лишь в том случае, если вина исполнителя полностью доказана либо признаётся им. Так, он не отвечает за повреждение или утрату груза вследствие форс-мажорных обстоятельства (и это не только стихийные бедствия, но и другие события, не зависящие от воли сторон). Чтобы обезопасить себя, предмет договора необходимо страховать.
  • Ответственность наступает лишь в том случае, если между сторонами был заключён договор, что определено ч.2 ст.785 ГК РФ. Подписание соглашения подтверждается документом на груз (как правило, транспортной накладной).
  • Помимо стоимости груза, возмещению также подлежит провозная плата за потерянные и поврежденные товары.
  • Грузоперевозчик возмещает ущерб следующим образом:
    • при утрате груза или его недостаче — полную стоимость потерянных или недостающих товаров;
    • при повреждении груза, если его можно восстановить (отремонтировать) — компенсирует сумму, на которую понизилась стоимость, при невозможности восстановления — полную стоимость повреждённых товаров;
    • при утрате груза с объявленной ценностью — в её размере.

Последовательность защиты прав при повреждении груза перевозчиком

  1. Составление акта. При установлении юридического факта, его необходимо зафиксировать. Порча или повреждение всего груза либо отдельной его части оформляется актом с указанием даты, времени и места обнаружения дефектов. При недостаче груза, необходимо взвесить имеющиеся ТМЦ и установить точный размер убытков. Коммерческий акт составляется грузоперевозчиком, однако получатель либо уполномоченное лицо также может составить собственный документ. Также следует сделать подробные фотографии, как при составлении процессуальных протоколов (общий вид местности, общий вид товаров, повреждения). С актом нужно предложить ознакомиться перевозчику, внести свои замечания, а одну копию — передать ему.
  2. Определение причин повреждения груза. Если данное событие наступило по вине исполнителя (ДТП, выход из строя техники из-за несоблюдения техники безопасности), а не вследствие форс-мажорных обстоятельств, особых свойств груза, скрытых недостатков упаковки или тары, то именно на него возлагается обязанность компенсировать убытки. Для определения причин, по которым груз был повреждён, может потребоваться назначение экспертизы или привлечение специалистов. Однако это справедливо лишь в том случае, если между сторонами не достигнуто согласие.
  3. Подготовка претензии. После установления стоимости убытков, нужно попробовать решить спор во внесудебном порядке. Претензия в письменном виде направляется заказным письмом с уведомлением либо передаётся нарочным, а срок на её рассмотрение не может превышать 30 дней. Правила составления данного документа будут оговорены транспортными кодексами и уставами, на основании которых осуществляется перевозка. К примеру, в соответствии со ст.403 Кодекса торгового мореплавания, претензия предъявляется в обязательном порядке до обращения в суд.
  4. Подготовка искового заявления в Арбитражный суд. Правила обращения установлены ч.2 ст.797 ГК РФ. После получения отрицательного ответа на претензию либо оставления её без рассмотрения, грузоотправитель может обратиться с исковым заявлениям в Арбитражный суд в течение 1 года с момента, установленного транспортным уставом или кодексом.