СТС — первая в России сеть телевизионных каналов. Она была образована предпринимателем из США, в свое время размещала акции на американской бирже, теперь же контролируется крупным российским бизнесом. Выручка медиахолдинга выросла за 2018 на 45%, а его прибыль — на 30%.

Становление сети

СТС — развлекательный федеральный телеканал, один из самых популярных в России. Поначалу аббревиатура расшифровывалась как «Содружество телевизионных станций». Под этим названием в 1996 году объединились московский AMTV, «Шестой канал» из Санкт-Петербурга и несколько телекомпаний из регионов России. Их развитием занимался американский предприниматель Питер Герви через свою компанию StoryFirst Communications.

Бизнесмену удалось внедрить новую для России модель вещания. Суть в том, что за него отвечали местные телекомпании — они ретранслировали сигнал на своей территории. Таким образом, СТС стал первой в стране телевизионной сетью. Лицензия на вещание выдана АО «Сеть телевизионных станций», а управлением занимается холдинг «СТС Медиа».

Показатели деятельности

В следующей таблице показана выручка СТС и его прибыль за два последних года. Эти цифры включают финансовые результаты «СТС Love» и «СТС Kids». Отделить их от показателей основного канала невозможно, поскольку собственник такую информацию не раскрывает.

Таблица 1. Финансовые показатели АО «Сеть телевизионных станций»

Показатель (млн рублей)

2017

2018

Выручка

17 651,4

25 578,9

Прибыль от основной деятельности

5 456,84

7 095,28

Источник: отчетность по РСБУ согласно данным портала list-org.com

Скачать отчетность АО «СТС» за 2017 год.

Из таблицы следует, что в 2018 компания получила более 25 млрд рублей выручки. За год она выросла на 45%. Рост прибыли от продаж за тот же период составил 30%.

Ниже приведен график чистой прибыли СТС за 5 лет, из которого следует, что 2017 и 2018 стали наиболее удачными. До этого же результаты были гораздо скромнее, а 2015 год и вовсе был закончен с убытком.

Источник: отчетность АО «СТС», list-org.com

Источник: отчетность АО «СТС», list-org.com

Деятельность канала в 2018 можно назвать самой успешной среди всех телевещателей, чья отчетность есть в свободном доступе. Это видно из следующей диаграммы.

Источник: данные РБК

Источник: данные РБК

По объему выручки СТС занимает 3 позицию после АО «Первый канал» и ВГТРК («Россия-1», «Россия-24» и другие). Но в отличие от них, сеть получила положительный финансовый результат от своей основной деятельности. Более того, она показала самую большую прибыть от продаж среди всех вещателей.

Приведенные выше выводы верны с одной оговоркой — в открытых источниках нет данных о годовых итогах главного конкурента СТС — канала ТНТ. Владеет им Газпромбанк, однако в своей отчетности он указывает показатели ТНТ в составе всего медиа-сегмента. Использовать их для рейтинга телеканалов некорректно, поскольку туда входит много разных активов. В том числе уже присутствующие на диаграмме ТВ-3 и «Пятница».

Популярность

Ниже представлен рейтинг популярности каналов по данным за первую неделю октября 2019 года. Его постоянно составляет портал mediascope.net, который занимается исследованием просмотра телевизионного и видеоконтента. Первая позиция — это количество зрителей тематических каналов (Discovery, «Живая планета», Viasat History, «Дом кино», Cartoon Network и множества других). Их аудитория суммируется, поэтому первое место можно не учитывать.

Таблица 2. Доля аудитории разного возраста

Канал

4-17 лет, %

18-54 лет, %

55+,%

Тематическое ТВ

15,8

17,1

12,5

Первый канал

3,9

9

15,6

Россия 1

2,6

6,7

17

НТВ

1,8

5

11,1

Пятый канал

2,7

6

8,6

СТС

11,7

8,7

1,6

Источник: mediascope.net

Итак, сеть занимает 5 строчку по охвату аудитории среди российских каналов. Его смотрят 11,7% зрителей от 4 до 17 лет. Канал ориентирован на молодое поколение и зрелых людей. У возрастной группы 55+ его популярность резко падает. Среди наиболее известных проектов, идущих на СТС, сериалы «Кухня», «Психологини», «Дылды», «Воронины», шоу «Дело было вечером», «Форт Боярд», «Уральские пельмени».

Собственники

В 2006 году «СТС Медиа» провела IPO, разместив на американской бирже NASDAQ более 16% акций. Спустя год ее рыночная капитализация, по данным РБК, превышала 4,5 млрд USD.

В 2014 году в России был принят закон, который запретил иностранным организациям владеть долей 20% и более любого отечественного СМИ. К этому времени около 38% акций холдинга принадлежало шведской компании MTG и еще примерно столько же свободно обращалось на бирже. Поэтому пришлось искать новых отечественных акционеров.

В конце декабря 2015 года 75% акции холдинга перешли в собственность телевещательной группы ЮТВ. Ее владельцами были Алишер Усманов и Иван Таврин. В 2016 из-за упомянутых законодательных ограничений «СТС Медиа» покинула биржу NASDAQ.

По информации издания «Ведомости», в конце 2018 Национальная медийная группа (НМГ) и банк ВТБ стали собственниками АО «Медиа инвестиции». Эта головная компания «СТС Медиа». Таким образом, они получили контроль над каналом. НМГ принадлежит структурам банка «Россия» Юрия Ковальчука, структурам Алексея Мордашова и частным инвесторам.

Генеральным директором медиахолдинга и телеканала СТС является Вячеслав Муругов. Он же президент «НМГ Студии».