«Пятерочка» перешагнула порог в 1 трлн рублей чистой розничной выручки и 1 млн м2 торговых площадей. Сегодня она превратилась в узнаваемый по всей России бренд.

«Пятерочка» — одна из самых известных в стране сетей магазинов-дискаунтеров. По оценке аналитиков «ВТБ Капитала», за последние пять лет она превратилась в самую быстро растущую сеть магазинов шаговой доступности на рынке. В 2017 году «Пятерочка» перешагнула порог в 1 трлн рублей чистой розничной выручки и 1 млн м2 торговых площадей. Это рекордные показатели.

Она ведет отсчет с 1998 года, когда в Санкт-Петербурге открылся первый продуктовый магазин, к концу года их было уже 15. В 2001 г. 15 магазинов Pyaterochka Holding начали работать в столице, а через три года по всей стране их почти сто. Своим рождением она обязана Андрею Рогачеву, которого называют отцом русского ритейла.

Год 2004 ознаменовался и тем, что супермаркеты с уже знакомой вывеской вышли на продовольственные рынки Украины и Казахстана. После слияния холдинга с продовольственной сетью «Перекресток», которое возглавил Лев Аронович Хасис, в 2006 году на свет появляется Х5 Ритэйл Групп.

Сегодня X5 Retail Group – одна из ведущих продуктовых розничных компаний в России, а «Пятерочка» в ее составе – одна из управляемых ею торговых сетей.

«Заработки» торговой сети

Компания заработала за 2017 год более триллиона рублей. Это 77,8% чистой розничной выручки X5 Retail Group.

Таблица 1. Ключевые показатели «Пятерочки», источник: x5.ru

 

2013

2014

2015

2016

2017

Средний чек, рублей

349,1

360,6

Чистая розничная выручка, млрд рублей

348

436

585

776

1001

С 2016 года наметился спад темпов роста чистой розничной выручки.

Рисунок 1. Темпы роста чистой розничной выручки, %, источник: x5.ru

Рисунок 1. Темпы роста чистой розничной выручки, %, источник: x5.ru

У компании в 2018 году появился новый гендиректор. Новое руководство компании нацелено на поддержание статуса «Пятерочки» как самой быстрорастущей сети продуктовой розницы.

Торговая деятельность сети

За последнее пятилетие число магазинов увеличилось почти втрое (289%) и составляло на конец 2017 г. 11 225. В апреле 2018 года принимал покупателей 12000-й универсам сети. Ее супермаркеты открыты в 2,5 тыс. городов и поселений России.

Рисунок 2. В супермаркете «Пятерочка»

Рисунок 2. В супермаркете «Пятерочка»

Более чем в три раза увеличились и ее торговые площади. Именно за счет расширения «Пятерочки» обеспечен рост торговых площадей продуктового ритейлера X5 Retail Group (почти 90%).

Таблица 2. Ключевые показатели торговой деятельности, источник: x5.ru

 

2013

2014

2015

2016

2017

Количество магазинов (на конец года)

3 882

4 789

6 265

8 363

11 225

Торговая площадь (на конец года), тыс. м2

1 414

1 754

2 423

3 329

4 427

Количество покупок, млн

2 542,5

3 266,8

Количество посещений, млн

1 450

1 645

1 990

2 543

3 367

Совместные проекты

Появились и кобрендовые магазины – результат реализации совместных проектов Х5 и:

  • ОАО «Военторг» – «Военторг-Пятёрочка» (2014 г.);
  • Центросоюз – «РАЙПО-Пятёрочка» (2015 г.), «КООП-Пятёрочка» (2017 г.);
  • Acmero Capital Limited и Marathon Group ‒ универсальные комплексы для авто-, авиа- и железнодорожных пассажиров, где под одной крышей: продуктовый магазин сети и заведение общепита, аптека, билетная касса, банкомат и др. (2017 г.).

На заметку! К тому же она с 2001 года является компанией-франчайзером. По ее франчайзинговому пакету работает более 100 торговых точек.

Слагаемые успеха

В чем же залог успеха холдинга?

  1. Работа только с лучшими производителями.
  2. Заключение договора поставки невозможно без предварительного посещения специалистами компании предприятия-поставщика, чтобы убедиться в соответствии санитарным нормам процесса производства товара.
  3. Жесточайший контроль качества при приеме товара на склад.
  4. Ежедневный контроль качества при поставке товара в магазин.

«Развитие «Пятерочки» в текущих условиях требует нового подхода, чтобы успешно расти и выйти на новую стадию. ...Сейчас компания вступает в новую стадию развития, которая требует новых навыков. Рынок меняется, и компания должна адаптироваться, не ограничиваясь решениями, которые работали в прошлом» (И. Шехтерман, глава Х5).