За 2018 год Первый канал получил выручки больше всех в своем сегменте — почти 33 млрд рублей. При этом он закончил период с чистым убытком 6,8 млрд, который за год вырос в 4 раза.

Первый канал — наследник государственной телерадиокомпании «Останкино», один из ведущих по охвату аудитории в стране. С 1995 года он вещал как «Общественное Российское Телевидение», а в 2002 получил свое сегодняшнее наименование и стал акционерным обществом.

Финансовые показатели 2018

Компания не является публичной и не размещает отчетность по международным стандартам в открытом доступе. Все данные о результатах ее деятельности взяты из обязательной финансовой отчетности по отечественному стандарту. Выручка Первого канала за 2 последних года, а также финансовый результат его работы говорят о том, что компания терпит убытки.

Таблица 1. Показатели работы

Показатель (млн рублей)

2017

2018

Выручка

31 019,9

32 847,2

Прибыль от основной деятельности

-3 538,5

-13 111,8

Источник: отчетность по РСБУ по данным каталога организаций list-org.com

Частично убыток компенсирует субсидия из бюджета на распространение сигнала в маленьких городах (до 100 тыс. человек). Точная сумма господдержки неизвестна, но о ней можно приблизительно судить по строке «прочие доходы». В 2018 это 7,5 млрд рублей.

Однако в прибыль Первому каналу выйти не удалось. Холдинг закончил период с большим минусом, увеличив прошлогодний убыток в 4 раза.

Таблица 2. Прочие доходы и чистая прибыль

Показатель (млн рублей)

2017

2018

Прочие доходы

7 318,84

7 576,41

Чистая прибыль

-1 556,61

-6 843,53

Источник: отчетность по российским стандартам, list-org.com

Данные за 5 лет

Компания показывает убыток не первый год. На представленных ниже графиках видно, как менялись финансовые показатели с 2014.

Источник: отчетность компании по РСБУ

Источник: отчетность компании по РСБУ

Источник: отчетность по РСБУ

Источник: отчетность по РСБУ

Скачать отчетность АО «Первый канал» за 2017 год.

Учредители и акционеры Первого

Акционерное общество «Первый канал» утверждено Министерством имущественных отношений РФ (38,9%), ИТАР-ТАСС (9,1%), Телевизионным техническим центром «Останкино» (3%) и структурами бизнесмена Бориса Березовского — «ОРТ-КБ» (38%) и «Бетас» (11%). Таким образом, контрольный пакет акций общества при учреждении напрямую и через госкомпании (ИТАР-ТАСС и «Останкино») принадлежал государству.

В дальнейшем участники АО менялись, но касалось это только 49% акций, находившихся в частных руках. На протяжении долгого времени этот пакет полностью или частично принадлежал Роману Абрамовичу, выкупившему «ОРТ-КБ» и «Бетас» через свои структуры. В начале 2019 бизнесмен полностью продал свою долю в медиакомпании.

На сегодняшний день, по данным РБК, акции распределяются так:

  • Росимущество — 38,9%;
  • ТАСС — 9,1%;
  • Останкино — 3%;
  • Национальная медиа-группа — 29%;
  • ВТБ Капитал — 20%.

Таким образом, контрольный пакет акций Первого канала по-прежнему у государства.

Вам может быть интересно: Кому принадлежат самые крупные ТВ-каналы России.

Популярность

Еще несколько лет назад канал был лидером телеэфира. Но сегодня его смотрят меньше, чем Россию-1. В 2018 «Первому» принадлежала доля рынка 11,78% среди всех зрителей старше 4 лет, тогда как его главному конкуренту — 12,87%. Такие данные приводит РБК, ссылаясь на информацию исследовательской компании Mediascope.

Диаграмма: процент зрителей в разных возрастных категориях, 2018 г. Составлено автором по данным РБК

Диаграмма: процент зрителей в разных возрастных категориях, 2018 г. Составлено автором по данным РБК

Канал теряет аудиторию не только потому, что пользователи предпочитают конкурентов. Количество зрителей ТВ в целом постепенно сокращается. Это общерыночный тренд, — пишет РБК, ссылаясь на слова директора Института современных медиа Кирилла Танаева. В 2018 году снижение общей аудитории почувствовали все крупнейшие телеканалы.

Тем не менее «Первый» остается флагманом своей отрасли. В рейтинге РБК500 среди всех российских компаний он стоит на 343 месте по объему выручки, а в сегменте «Медиа и интернет» занимает 5 позицию. Уступает гигант лишь интернет-компаниям (Яндекс, Mail.ru Group, Google Россия), а также холдингу «Национальная медиа группа», в который частично входит сам. Непосредственно же в сфере телевещания по объему продаж Первый канал является лидером.