Mail.ru Group, в который входит одноименный почтовый сервис, занимает лидирующие позиции в IT-секторе. В 2018 году размер чистой прибыли превысил 14 млрд руб., в 2019 г. доходы продолжают расти. Рентабельность и показатели финансовой устойчивости соответствуют нормативным критериям и демонстрируют положительную динамику.

Почтовый сервис Mail.ru – крупнейшая в России система бесплатной передачи сообщений между пользователями. Идея создания проекта датируется 1998 годом, хотя в работу он был запущен чуть позже, в 2002 году. Юридически компания оформлена как ООО Мэйл.ру. Принадлежит объединению Mail.ru Group, которое, помимо электронной почты, владеет также социальными сетями ВКонтакте, Одноклассники, Мой мир, коммерческими проектами Pandao, Юла, Delivery Club, мессенджерами ICQ, Там-там, приложением Maps.me и рядом других сервисов.

Выручка Mail.ru – ключевой параметр, делающий бизнес привлекательным для инвестирования. По данным отчетности головной компании, в 3 квартале 2019 года она заработала более 21 млрд рублей, что на 25,1% выше прошлогодних значений. Чтобы портал был популярен среди пользователей, разработчики постоянно дополняют почтовый сервис комплексом развлекательных проектов: Авто, Кино, Новости, Недвижимость, Игры, спорт и прочее.

Головная компания – акционерное общество, право владения и руководства ею распределено между несколькими бенефициарами. На текущий момент ключевые собственники: МФ-технологии, Мегафон, а также 2 китайские фирмы Naspers и Tencent. Преимущественное право голоса у генерального директора группы Добродеева Б.О., которому в прошлом году их передал предыдущий владелец миллиардер А. Усманов.

Финансовые показатели доходности Mail.ru

Согласно финансовой отчетности группы, ее совокупная сегментная выручка в 2018 году составила 75,26 млрд рублей (консолидированная по стандартам МСФО – 66,10 млрд), а чистая прибыль достигла 14 млрд.

Далее будет проведен анализ доходов компании ООО «Мэйл.Ру», проходящей по российским базам и принадлежащей Mail.ru Group Limited, зарегистрированной на Виргинских островах. Доходы отличаются от совокупных, но хорошо показывают общую тенденцию.

Скачать бухгалтерскую отчетность ООО «Мэйл.Ру»

По данным Росстата, организация ежегодно генерирует стабильный доход. По итогам 2018 года, темп прироста чистой прибыли составил 41%. Хотя в предыдущем периоде отмечался значительный спад на 52,5%. Наряду с этим выручка от основной деятельности каждый год показывает устойчивый рост. К снижению итоговых финансовых показателей приводит наличие крупных коммерческих, управленческих и внеоперационных расходов.

Таблица 1. Динамика годовых показателей прибыли Mail.ru в 2017-2018 гг.

Показатель

2017 г.

2018 г.

Выручка, млн руб.

39 306

43 519

Чистая прибыль, млн руб.

4 131

5 839

Рентабельность, %

10,5

13,4

Коэффициент финансовой устойчивости

0,93

0,9

Источник: ежегодная бухгалтерская отчетность компании за 2017-2018 гг.

За прошедший отчетный период произошел рост годовых ключевых показателей доходности. Выручка от основной деятельности за 2018 год увеличилась на 10,7%, чистая прибыль – на 41,3%. Опережающие темпы прироста последней свидетельствуют о более рациональном использовании активов компании, по сравнению с 2017 годом. В подтверждение этого говорит и рост рентабельности деятельности на 2,9 пункта.

Примечание! Коэффициент финансовой устойчивости в целом почти не изменился. Однако его значения проходят по верхним границам существующих нормативов (0,8-0,9 пунктов), а в 2017 году незначительно его превышали. Это характеризует Mail.ru как финансово независимое предприятие, привлекающее минимальное количество займов. Хотя ряд экономистов – приверженцев утверждения, что деньги должны находиться в постоянном обороте, ‒ считают такую структуру капитала неэффективной.

Сведения отчетов о финансовых результатах компании за 2014-2018 гг. демонстрируют пару интересных фактов. Происходит постоянное увеличение выручки от основной деятельности. Но на фоне этого чистая прибыль не показывает стабильных значений. В отдельных периодах фиксируется ее существенный спад.

График: Изменение выручки и прибыли ООО «Мэйл.ру» за 5 лет (источник – отчет о финансовых результатах компании)

График: Изменение выручки и прибыли ООО «Мэйл.ру» за 5 лет (источник – отчет о финансовых результатах компании)

Примечательно, что основной источник доходов – игровой сектор. По данным ежегодных отчетов, в 2018 году Mail.ru заработала в этом направлении около 24,7 млрд рублей. Самыми успешными проектами руководство называет Warface, War Robots и Hustle Castle.

Анализ общих показателей деятельности

Масштабы интернет-портала постоянно увеличиваются, ежегодно его дополняют новыми функциями. Например, в ближайшей перспективе планируется внедрить голосовой помощник «Маруся», апробация и тестирование которого успешно завершены.

Таблица 2. Общие аналитические индикаторы работы

Показатель

2018 г.

2019 г.

Число зарегистрированных пользователей, млн человек

100

100

Ежемесячная аудитория, млн человек

26,45

32,3

Ежедневная аудитория, млн человек

1,26

1,48

Количество работников

3 000

3 000

Источник: аналитический отчет Mail.ru Group

Указанная в таблице информация свидетельствует о том, что интерес целевой аудитории к порталу возрастает. Результатом этого становится увеличение посещаемости сервиса.

Структура доходов портала

Основные источники денежных поступлений портала составляет контекстная реклама и сетевые компьютерные игры. Детализация доходов головной компании Mail.ru Group представлена в таблице 3.

Таблица 3. Структура доходов за 9 кварталов 2018-2019 гг., в млн рублей

Вид дохода

2018 г.

2019 г.

Оплата рекламных услуг

20 699

25 185

Сетевые игры

16 187

20 206

Продажа виртуальных подарков в соцсетях

10 925

12 011

Прочие поступления

1 549

3 464

Общая выручка

49 360

60 866

Источник: презентация для инвесторов за октябрь 2019 года

Приведенная общая статистика группы интересна тем, что продвижение сетевых игр находится в ведении ООО Мэйл.ру. Оплата за контекстную рекламу остается вторым главным источником пополнения бюджета организации.

Место в рейтингах

Mail.ru – крупнейший почтовый интернет-ресурс в России, занимающий топовые позиции не только у себя в стране, но и в международных рейтингах. По данным ТАСС, в 2019 году группа вошла в список передовых европейских компаний – издателей мобильных приложений, где она заняла 4 место.

По ежедневной посещаемости Mail занимает 5 позицию среди ведущих мировых почтовых сервисов. В РФ его лидерство бесспорно. Группа попала на 2 место рейтинга 10 крупнейших интернет-компаний Forbes, уступив только Яндексу. В списке 200 частных предприятий позиция не такая внушительная (166 место). В другом рейтинге «РБК 500» интернет-сервис оказался 194.

Относительно невысокие позиции в рейтингах связаны со спецификой IT-бизнеса, который не в состоянии генерировать такие же объемы прибыли, как продуктовые сети или добывающие корпорации. Но в своем сегменте Mail уже не первый год входит в число лидеров. Постоянное развитие и совершенствование сервиса позволяют ему ежегодно наращивать объемы выручки.