Сеть Фикс Прайс – первая попытка применить в России новый формат магазинов с одинаковой ценой на все продаваемые товары. Стартап оказался успешным. За прошлый год размер прибыли Фикс Прайс увеличился на 47,6% и превысил 6 млрд рублей. Одновременно с этим произошел почти 2% рост рентабельности (в 2018 году она составила 6,11%).

Сеть Фикс Прайс – первые в России магазины, в которых продаются товары по фиксированным ценам. В год открытия (2007) вся продукция стоила 36 рублей. Но влияние инфляции и стремление расширить ассортимент привели к постепенному пересмотру ценовой политики. Текущая стоимость товаров – 50, 55, 77, 99, 199.

Количество магазинов в сети в 2019 году достигло 3 550. Они расположились в 830 населенных пунктах. В российскую зону охвата входят 78 субъектов федерации. Фикс Прайс постепенно завоевывают зарубежные рынки (торговые точки появились в Грузии, Казахстане, Беларуси и Латвии). Руководит работой сети головная фирма ООО «Бэст Прайс».

Основатели бизнеса – Ломакин С.А. и Хачатрян А.К. До 2016 года они были бенефициарами сети. Ежегодно выручка Фикс Прайс показывала положительную динамику, но финансовые сложности вынудили собственников продать права на компанию. Новыми владельцами стали инвесторы из Прибалтики, инвестиционный фонд «ВТБ капитал» и топ-менеджмент сети.

Финансовые показатели Фикс Прайс

На протяжении всего времени существования организация выходила «в плюс». Размер полученной прибыли Фикс Прайс сопоставим с доходностью ведущих российских ритейлеров.

Таблица 1. Результаты деятельности ООО «Бэст Прайс»

Показатель

2017 г.

2018 г.

Выручка от реализации, млрд руб.

80,834

108,989

Чистая прибыль, млрд руб.

3,343

6,664

Рентабельность, %

4,14

6,11

Коэффициент автономии (финансовой независимости)

0,26

0,18

Источник: бух. отчетность и сведения Росстата

По всем пунктам предприятие показывает устойчивый рост. Финансовые коэффициенты компании намного опережают установленные нормативы и среднеотраслевые значения. Этого удалось достичь благодаря внушительной выручке. Ее сумма на порядок превышает основные статьи расходов предприятия. В 2018 году ее прирост составил 34,8%.

Чистая прибыль ООО «Бэст Прайс» растет опережающими темпами (47,6%), что свидетельствует о более рациональной политике управления капиталом. Этот же факт подтверждает увеличение рентабельности на 1,97%.

Из отрицательных тенденций можно отметить незначительное сокращение коэффициента автономии на 0,08 пункта, что говорит об усилении зависимости компании от заемных средств.

Скачать бухгалтерскую отчетность ООО «Бэст Прайс»

Ретроспективная динамика базовых финансовых показателей компании (выручки и чистой прибыли) за 2014-2018 гг. представлена на графике.

График 1. Изменение показателей за 5 лет, млн руб. Источник: бухгалтерская отчетность предприятия

График 1. Изменение показателей за 5 лет, млн руб.
Источник: бухгалтерская отчетность предприятия

На протяжении всего периода существования сети она показывает постоянное увеличение выручки. За последнюю пятилетку ее прирост составил 160,4%.

В дополнение: Как рассчитать рентабельность производства.

С чистой прибылью сети не всегда хорошо обстояли дела. За год, предшествующий продаже бизнеса, отмечалось резкое снижение показателя доходности до 53 млн рублей при сохраняющихся высоких темпах прироста поступлений от продаж. К такой ситуации привело увеличение статьи «Прочие расходы». В 2015 году они составили 1 629,5 млн рублей, что почти в 30 раз больше итогового дохода.

Расходы

Итоговое значение прибыли сети определяется ее текущими поступлениями и тратами. По данным отчета о финансовых результатах в 2018 году, расходы состояли из следующих статей (в млн руб.):

  • себестоимость продаж – 73 543,1;
  • коммерческие расходы – 25 538,4;
  • выплачиваемые проценты – 266,7;
  • прочие расходы – 1 587,5;
  • налоговые выплаты – 1 802.
График 2. Структура расходов Фикс Прайс. Источник: фин. отчет головной компании

График 2. Структура расходов Фикс Прайс.
Источник: фин. отчет головной компании

Большая часть полученных доходов идет на покрытие себестоимости. Вторая по величине статья расходов – коммерческие издержки, которые в 2018 году превысили 25 млрд рублей. Это существенно снижает чистую прибыль Фикс Прайс.

Торговые точки

Существенный спад доходов населения привел к повышению спроса на товары магазинов-дискаунтеров, включая и Фикс Прайс. Ежегодный прирост прибыли дал сети возможность значительно расширить зону охвата и торговые мощности.

Таблица 2. Основные торговые показатели

Показатель

2018 г.

2019 г.

Магазины, шт.

3275

3550

Регионы, попавшие в зону охвата

74

78

Средняя площадь магазина, кв. м

230-350

230-350

Источник: официальный сайт Fix Price

Компания имеет 7 распределительных центров общей площадью свыше 135 000 кв. м. Они расположены в Санкт-Петербурге, Внуково, Воронеже, Краснодаре, Новосибирске, Екатеринбурге и Казани.

Место в рейтингах

Практически единственная российская сеть магазинов фиксированных цен не смогла остаться без внимания крупнейших рейтинговых агентств. Хотя минимальный размер наценок не дает возможность Fix Price, как другим ритейлерам, например Магниту, максимизировать прибыль, полученный бизнесом объем выручки помог ему в 2019 году попасть в список 200 крупнейших компаний Forbes. По объему выручки организация занимает в нем 95 место.

Несмотря на значительное увеличение годовой выручки из рейтинга РБК 50 самых быстрорастущих организаций, в котором сеть Фикс Прайс когда-то занимала 5 место, она выбыла.

Частичное замедление темпов роста Fix Price эксперты связывают с постепенным насыщением российского рынка. Поэтому руководство компании считает перспективным расширение зарубежной филиальной сети. В ближайшем будущем планируется открыть магазины в Азербайджане и других странах, в прошлом входивших в СССР.