Если основные средства по любой причине выбыли из предприятия, бухгалтер должен их списать. Делают это на основании акта, составленного специально созданной комиссией, и других подтверждающих документов. Бухгалтерские проводки напрямую зависят от причины выбытия ОС. Кроме этого, соответствующую запись вносят в инвентаризационную карточку.

Бухгалтерский учет выбытия основных средств (ВОС) имеет свои нюансы. Это зависит от способа, которым объект покидает предприятие. Рассмотрим основные случаи списания, обязательные документы и бухгалтерские проводки, необходимые для оформления.

Основные причины

Имущество, используемое при производстве, оказании услуг или управлении организацией, относится к основным средствам. Если оно не способно более приносить пользу, то должно быть списано с бухгалтерского учета.

В п. 29 ПБУ 6/01 «Выбытие основных средств» указываются причины:

  • продажа;
  • невозможность использовать из-за физического или морального износа;
  • ликвидация в случае аварии;
  • передача в УК другой компании;
  • выявление недостачи по факту инвентаризации;
  • передача по договору дарения или мены;
  • частичная ликвидация в процессе реконструкции и пр.
Его до сих пор не списали? Источник: freepik.com/wirestock

Его до сих пор не списали?
Источник: freepik.com/wirestock

Могут существовать другие причины для снятия ОС с баланса. Но главный критерий – фактическое отсутствие или невозможность дальнейшего использования, обнаруженные по результатам инвентаризации.

К сведению. С начала 2022 г. ПБУ 6/01 утрачивает силу. Предприятия должны будут руководствоваться ФСБУ 6/2020. В 2021 г. организации на свое усмотрение могут применять один их этих нормативных документов.

Оформление

Процедура, связанная со списанием ОС, может быть разная в зависимости от причины их выбытия. Специальных унифицированных форм для заполнения в этом случае нет. Организация может воспользоваться существующими или сама создает удобную форму, вносит в нее необходимые реквизиты первичного документа. Все моменты фиксируют в учетной политике предприятия.

Список документов, которые оформляют, могут отличаться в каждом случае. Но в своей основе они одни и те же:

  1. Приказ по предприятию о создании комиссии для рассмотрения вопроса ВОС и его причин. Ее состав должен состоять, как минимум, из трех человек. Членами могут быть служащие, ответственные за хранение объекта, работники бухгалтерии, руководство.
  2. Акт осмотра, составленный комиссией о состоянии ОС. Он поможет сделать оценку при продаже, взносе в качестве капиталовложений, обмене и т.д.
  3. Акт списания, если объект подлежит ликвидации. На его основании ОС снимают с баланса.
  4. Акт приема-передачи (АПП), если объект передают другому лицу (юридическому или физическому) по причине продажи, дарения или внесения в УК в качестве взноса.
  5. Договор купли-продажи или дарения.

Инвентарная карточка учета объекта ОС. Она существует с момента постановки его на баланс. При выбытии в ней делают соответствующую запись.

Источник: freepik.com/serhii-bobyk

Источник: freepik.com/serhii-bobyk

Только после составленного комиссией акта руководитель может принять решение о дальнейшей судьбе имущества. Каждая бухгалтерская проводка, отражающая хозяйственную операцию, должна быть подтверждена документально.

Проводки

Выбытие объектов связано с доходными поступлениями или издержками, которые относятся к счету 91 «Прочие доходы и расходы». Доходы отражают по кредиту счета 91, а НДС и расходы, связанные с выбытием, ‒ по дебету счета 91. Показывают их в том отчетном периоде, в котором они были сделаны.

Оформление по списанию внеоборотных активов начинается с переноса стоимости объекта со счета 01 «Основные средства» на субсчет 01-1 «Выбытие основных средств», который для этого специально открывают. Делают это записью:

Дт 01-1 «Выбытие ОС» Кт 01 «Основные средства».

Затем списывают амортизацию, начисленную по выбывающему объекту:

Дт 02 «Амортизация ОС» Кт 01-1 «Выбытие ОС».

В результате на субсчете 01-1 формируется остаточная стоимость имущества.

Далее проводки будут различаться в зависимости от причины списания. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся случаи.

Продажа

Организация вправе продать объект, независимо от того, закончился его срок службы или нет. Владельцем может стать как юридическое, так и физическое лицо. В этом случае оформляют следующие документы:

  • приказ о создании комиссии и продаже объекта;
  • договор;
  • акт приема-передачи;
  • товарная накладная;
  • счет-фактура;
  • инвентарная карточка.

Акт приема-передачи подписывают члены созданной комиссии.

К сведению. Существуют унифицированные формы актов. Для большинства случаев подходит форма ОС-4. Этот документ является основным для создания бухгалтерской записи.

Перед продажей ОС нужно определить остаточную стоимость. Если объект полностью самортизирован, то она равна нулю. Если же оказался недоамортизирован, то актив списывают по остаточной стоимости. Для этого из первоначальной цены (сч. 01) вычитают начисленную амортизацию (сч. 02).

Таблица 1. Проводки по продаже ОС

Дебет

Кредит

Содержание хозяйственной операции

Основание

62

91-1

Задолженность покупателя за проданные ОС по цене, указанной в контракте

Договор купли-продажи

91-2

68

Начислен НДС с реализации

Счет-фактура

01-1

01

Отражена первоначальная цена

АПП

02

01-1

Списана нач-ная амортизация

Бух. справка-расчет

91-2

01

Остаточная ст-ть отнесена на расходы

Справка-расчет

91-2

Разные счета

Учтены расходы, связанные с продажей ОС

Разные документы

51, 50

62

Поступление денег за ОС

Банковская выписка, приходный ордер

Пример 1

ООО «Рубин» находится на ОСНО. В конце апреля 2021 г. продано оборудование за 360 тыс. руб. Его покупали в декабре 2019 г. за 320 тыс. руб. Срок службы – 8 лет. Амортизацию начисляли линейным способом, она составила за весь период 53 333 руб. (40 000 – за 2020 г. и 13 333 – за 2021 г.). Проводки будут следующими:

  • Дт 62 Кт 91: 360 000;
  • Дт 91 Кт 68: 72 000;
  • Дт 01/01 Кт 01: 320 000;
  • Дт 02 Кт 01/01: 53 333;
  • Дт 91 Кт 01: 266 667.

К сведению. В бухгалтерском учете существуют 4 способа начисления амортизации. В налоговом используют только 2: линейный и нелинейный. Многие компании, чтобы не усложнять отношения с ИФНС, используют линейный метод как в бухгалтерском, так и в налоговом учете.

Износ

Износ может быть:

  • физическим – связан с ухудшением технико-физических качеств, так как объект долго использовался или был испорчен;
  • моральным – невозможность применения из-за несоответствия новой технике, программам, требованиям.

С точки зрения экономики, восстановление объекта финансово для фирмы не оправдано. Списывают по остаточной стоимости в прочие расходы предприятия.

Таблица 2. Проводки по ВОС в результате износа

Дебет

Кредит

Содержание хоз. операции

Основание

01-1

01

Перенесена первоначальная стоимость на субсчет выбытия

Акт списания

02

01-1

Списана начисленная амортизация

Справка-расчет

91-2

01-1

Отражена в расходах остаточная стоимость

 

Пример

На основании принятого решения руководство предприятия ликвидирует оборудование стоимостью 150 тыс. руб. Указанная причина – моральный износ. Срок полезного использования – 6 лет. Объект прослужил 5 лет. Был начислен износ 125 000 руб. Расходы по разборке составили 8 000 руб.

Бухгалтер сделал следующие проводки:

  • Дт 01-1 Кт 01: 150 000;
  • Дт 02 Кт 01-1: 125 000;
  • Дт 91-2 Кт 01-1: 25 000;
  • Дт 91-2 Кт 60: 8 000.

Финансовый результат от выбытия из-за износа отражают на счете 99 «Прибыли и убытки»:

Дт 99 Кт 91-1: 32 000 (25 000 + 8 000).

Если ОС имеет части, которые можно использовать в дальнейшем, то проводят разукомплектацию и их приходуют.

Взнос в УК

Любое имущество компании, если она является учредителем, может быть внесено в уставный капитал сторонней организации вместо денег. Вклад в УК учитывают по договорной стоимости. Он не может быть выше оценки, данной независимым оценщиком. Эту стоимость отражают в договоре, заключенном между сторонами.

Таблица 3. Проводки при передаче ОС в УК

Дебет

Кредит

Наименование операции

Основание

01-1

01

Перенесена первоначальная стоимость

Акт о списании объекта

02

01-1

Списана амортизация

Справка-расчет

91-2

01-1

Отражена остаточная стоимость

 

58

91-1

Оценка ОС в качестве взноса

 

91-9

99

Сумма прибыли (разница между остаточной стоимостью и оценкой взноса)

 

91-1

68

Восстановленный НДС

Справка-расчет

Передача объекта в качестве взноса не считают реализацией, поэтому НДС не начисляют. А вот входной НДС, принятый ранее к вычету, нужно восстановить в отношении к остаточной стоимости.

Пример

Организация передает оборудование в уставный капитал другому обществу, оценив его в 250 тыс. руб. Первоначальная стоимость ОС была 200 тыс. руб. Начисленный износ – 60 000 руб. Остаточная стоимость – 140 тыс. руб. Бухгалтер сделает следующие записи:

  • Дт 01-1 Кт 01: 200 000;
  • Дт 02 Кт 01-1: 60 000;
  • Дт 91-2 Кт 01-1: 140 000;
  • Дт 58 Кт 91-1: 250 000;
  • Дт 91-9 Кт 99: 110 000;
  • Дт 91-1 Кт 68: 28 000 (140 000 × 20%).

Безвозмездная передача

Сюда относится дарение объектов другой организации. Согласно законодательству, оно облагается НДС, исходя из рыночных цен на дату передачи.

Составляют все необходимые документы аналогично операции продажи:

  • приказ;
  • акт приема-передачи;
  • накладная.

Пример

Компания ООО «Весна» передает детскому саду компьютер, остаточная стоимость которого 22 000 руб. Рыночная цена – 30 000 руб. Бухгалтер списывает первоначальную ст-сть и амортизацию. Дарение является убытком для компании, поэтому задействован счет с прочими убытками:

  • Дт 91-2 Кт 01-1: 22 000;
  • Дт 91-2 Кт 68: 6 000 – НДС с рыночной стоимости;
  • Дт 99 Кт 91-1: 28 000 – отражен убыток, который понесла фирма «Весна» от передачи компьютера.

В инвентарной карточке делают запись о выбытии этого объекта.

Выводы

Можно выделить несколько важных моментов:

  1. Если объект ОС по какой-то причине не выполняет свои функции, то его необходимо снять с баланса.
  2. Процедуру начинают с оформления необходимых документов. Для этого издают приказ и создают комиссию. По ее решению и оформлению актов бухгалтер делает записи.
  3. Списание ОС начинают со списания амортизации и отнесения остаточной стоимости на прочие расходы.

Разрешается оприходовать составные части, способные функционировать в дальнейшем.