Виктор Линник

Братья Линники – руководители компании «Мираторг», которая сегодня стабильно занимает верхние строки в рейтингах российских предприятий по производству и переработке мяса. Становление холдинга проходило в сложных условиях политических и экономических реформ на постсоветском пространстве. Деловая хватка и уникальный талант стратегов, которые отличают Линников, их умение обращать экономические трудности в конкурентные преимущества превратили ординарный бизнес в незаурядное предприятие в масштабах страны.

  • ФИО: Виктор Линник
  • Дата рождения: 28 ноября 1967 года
  • Образование: «Московский университет геодезии и картографии»
  • Дата начала предпринимательской деятельности /возраст: 1995 г./28 лет
  • Вид деятельности при старте: компания «Мираторг»
  • Текущий вид деятельности: компания «Мираторг»
  • Текущее состояние: 750 млн $ по версии Forbes на 2017 г.

Братья Линники

Имена близнецов Виктора и Александра Линников широко известны в связи с их детищем – крупным российским агропромышленным холдингом «Мираторг». В рейтинге «200 богатейших бизнесменов России 2017», составленным Forbes, братья заняли 137 и 136 места соответственно. Состояние каждого оценивается в 750 млн долларов. Рассказ о любом из братьев – это история их совместной профессиональной деятельности и развития семейного бизнеса.

Впервые братья были включены в рейтинг Forbes в 2016 году. Данные, опубликованные в рейтингах журнала, представлены в таблице 1.

Таблица 1. Позиция Виктора Линника в рейтингах Форбс. Источник: официальный сайт «Форбс»

Позиция

Год

Размер состояния

# 137

2017

750 млн $

# 110

2016

750 млн $

Рисунок 1. Александр Линник. Источник: официальный сайт «Форбс»

Рисунок 1. Александр Линник.
Источник: официальный сайт «Форбс»

Сведения на официальном сайте компании свидетельствуют о том, что братья условно поделили зоны ответственности: один работает над стратегией компании, а второй тактически реализует поставленные цели. Виктор Линник занимает пост Президента холдинга. В его ведении находятся вопросы стратегического развития и планирования работы предприятий, освоение новых направлений деятельности, взаимодействие с государственными структурами и общественными организациями. Александр выполняет роль Председателя Совета директоров компании и осуществляет контроль реализации бизнес-планов, курирует взаимодействие подразделений и управление системой риск-менеджмента.

Виктор чаще дает интервью средствам массовой информации, в которых отмечает, что, несмотря на разделение полномочий, они с братом в курсе дел компании целиком и с легкостью могут подменить друг друга в случае необходимости. Одна из составляющих успеха совместного бизнеса заложена воспитанием отца, который учил их идти по жизни вместе. Близкие к братьям люди отмечают, что они, как настоящие близнецы, с детства всегда вместе – в учебе, на службе и в бизнесе. Они похожи по темпераменту и одинаково увлечены работой. Братья близки между собой и отлично понимают друг друга. Разногласия случаются редко, и Линникам всегда удается договориться и найти компромисс, не позволяя спорам зайти далеко. По словам Виктора Вячеславовича, работа с братом дает ему ощущение надежного, «всегда прикрытого» тыла.

На заре девяностых

В публичных информационных источниках краткая биография предпринимателей включает лишь дату рождения и упоминание об оконченном учебном заведении: Виктор Линник и его брат родились в Москве 28 ноября 1967 года, имеют высшее образование и квалификацию инженеров. Их альма-матер – учебное заведение с богатой историей «Московский университет геодезии и картографии».

Отслужив в вооруженных силах, братья устроились в крупнейший научный центр страны в области современной энергетики и теплофизики – Институт высоких температур Академии наук, но занимались незавидным трудом – работали грузчиками­­. Время политических преобразований принесло в страну экономические сложности и стало единственным периодом в трудовой биографии Линников, когда те служили по найму. Низкий уровень заработной платы и природные амбиции заставили их искать иной источник дохода.

После предварительной подготовки, которая заключалась в совершенствовании английского языка и пополнении знаний по истории государства и столицы, Линники в содружестве с третьим участником занялись экскурсионной деятельностью и торговлей сувенирной продукцией. Иностранные туристы, которые в избытке приезжали в столицу, приносили 60-100 долларов в день, что многократно превышало заработок, который обеспечивала работа в научном учреждении. Братья изначально рассматривали «туристический бизнес» как стадию формирования начального капитала, необходимого для запуска более серьезного проекта. Общение с приезжими было обоюдно полезным: кроме достойного заработка братья получили уникальный источник информации о ведении бизнеса, которого в стране еще по сути не существовало. Скопив достаточно средств, Линники провели свою первую операцию по импорту продовольствия, субъектом которой стала машина сухого молока, купленная для последующей перепродажи в Голландии за сумму порядка 25 тыс. долларов.

С этого времени начинается история успеха предприятия, которое Виктор Линник с братом превратили в уникальный пример успешного производственного бизнеса. Компания «Мираторг» была основана в 1995 году и в последующие три года вошла в пятерку самых крупных импортеров свинины, говядины и мяса птицы.

Надежные партнеры

Российский рынок был привлекательным для иностранных производителей, которые легко предоставляли товарные кредиты отечественным предпринимателям. Список фирм-импортеров стремительно расширялся до резкого обвала курса рубля летом 1998 года.

В условиях начавшегося экономического кризиса «Мираторг», как и другие, оказался в сложной ситуации: полученное для реализации замороженное мясо, оцененное согласно контракту в долларах, в один момент подорожало для импортеров и стало стоить вчетверо больше в рублевом эквиваленте. Но, в отличие от конкурентов, компания с успехом выдержала испытание: Линники договорились с поставщиками об отсрочке оплаты и полностью погасили задолженность в течение 2-3 лет, чем заслужили уважение второй стороны и репутацию надежных партнеров.

Значимым шагом в судьбе владельцев «Мираторга» стало решение о развитии взаимодействия с бразильскими производителями мяса. В частности, в 1999 году был заключен контракт с корпорацией Sadia – главным поставщиком McDonald’s, а затем с компанией Minerva Foods, доминирующей среди производителей Южной Америки.

В 2003 году государство с целью регулирования импорта ввело квоты на ввоз различных видов мяса. Размер квот для экспортеров был установлен с учетом доли в совокупном импортируемом объеме. Бразильское мясо было не так широко представлено на рынке страны в сравнении с американскими курами, поэтому введенные ограничения не только не сократили масштабы деятельности компании, но и позволили нарастить обороты за счет импорта свинины и говядины из США. Наращивая объемы импорта, компания поступалась частью потенциального дохода в угоду сохранения репутации. Быстрый сбыт вынуждал «Мираторг» снижать отпускную цену, но обеспечивал исполнение в срок долгосрочных контрактов. Вероятно, причиной такого поведения стали трудности, которые братьям пришлось преодолеть в последние годы XX века, ставшие «школой жизни» начинающих российских бизнесменов.

Импорт мяса остается значимым направлением в бизнесе «Мираторга». По словам Виктора Алексеевича Линника, фирма снабжает сырьем крупнейшие мясокомбинаты страны.

От импорта к производству

Другим последствием изменения законодательных норм, ограничивающих импорт продовольствия, стало решение братьев о создании и развитии собственного производства мяса и мясных полуфабрикатов. Одной из причин, побудивших развивать новое направление деятельности, стала позиция государства, не одобрявшего активный импорт продовольствия, который обеспечивает рабочие места в государствах-экспортерах, но не способствует системному развитию отечественной экономики. Сегодня, в контексте санкций и необходимости импортозамещения, невозможно переоценить масштаб этого решения, принятого почти 15 лет назад.

Виктор Линник утверждает, что озвученные рекомендации властей были созвучны внутренним убеждениям братьев, желавшим отличаться от других и считавших создание добавленной стоимости более достойным, чем обычная перепродажа импортируемого продовольствия. Государство же перешло к конкретным действиям для привлечения инвесторов в сельскохозяйственное производство и поддержке через субсидирование отечественных производителей мясной продукции.

Рисунок 2. Соревнования ковбоев на празднике «Русское родео». Источник: «Комсомольская правда»

Рисунок 2. Соревнования ковбоев на празднике «Русское родео».
Источник: «Комсомольская правда»

«Мираторг» сегодня

В настоящее время холдинг «Мираторг» – крупнейший в стране работодатель в аграрном секторе экономики, на предприятиях которого работают свыше 26 тыс. человек. География компании включает Брянскую, Курскую, Смоленскую, Орловскую и Калужскую области. «Мираторг» обеспечивает полный цикл производства и работает в сферах:

  • растениеводства;
  • производства кормов;
  • птицеводства;
  • свиноводства;
  • производства говядины;
  • мясопереработки и производства полуфабрикатов и готовых блюд;
  • логистики и дистрибьюции;
  • розничной торговли.
Рисунок 3. Логотип компании. Источник: официальный сайт АПХ «Мираторг»

Рисунок 3. Логотип компании.
Источник: официальный сайт АПХ «Мираторг»

Согласно данным годового отчета за 2016 год, организационная структура холдинга и обеспечение полного цикла производства гарантируют стабильность бизнеса в условиях изменений конъюнктуры рынков сырья, колебания цен, возможность оптимизации себестоимости производимой продукции и минимизацию рисков. Конкурентным преимуществом предприятий собственники считают самостоятельное формирование производственных активов – строительство высокотехнологичных предприятий, аккумулирующих лучшие достижения мирового опыта производителей мяса. По эффективности «Мираторг» не уступает ведущим мировым производителям и значительно опережает отечественных конкурентов. Предприятие активно использует бенчмаркинг и контролирует качество продукции.

Рисунок 4. Рейтинг журнала «Агроинвестор» за 2016 год. Источник: официальный сайт журнала

Рисунок 4. Рейтинг журнала «Агроинвестор» за 2016 год.
Источник: официальный сайт журнала

Финансирование проектов холдинга ведет ООО «Мираторг Финанс», учредителем которого согласно официальным данным является Общество с ограниченной ответственностью «Тройен», зарегистрированное в популярном оффшоре – г. Никосия (Кипр). Единственными собственниками компании являются, по их заявлениям, братья Линник в равных долях.

Владельцы предприятий считают, что в непубличной компании повышается оперативность принятия решений в сравнении с акционерными обществами, имеющими более широкий круг собственников. Этот тезис находит подтверждение и на практике. Так, в 2009 году холдинг выкупил долю Saidia в совместном с «Мираторг» предприятии «Конкордия», расположенном в Калининграде. Причиной стали разногласия собственников: бразильцы не разделяли стремления Линников в необходимости повышения эффективности производства посредством автоматизации и сокращения доли ручного труда.

Рисунок 5. Комбинат «Конкордия». Источник: Информационный портал «Русский запад»

Рисунок 5. Комбинат «Конкордия».
Источник: Информационный портал «Русский запад»

Холдинг ввиду организационно-правовой формы не является публичной компанией, однако стремится к прозрачности и дорожит своей репутацией, поэтому проходит аудит согласно требованиям МСФО и получает рейтинг агентства Fitch. Открытость компании позволяет привлекать кредитные средства не только отечественных, но и иностранных кредитных организаций.

В 2008 году Правительственная комиссия по повышению устойчивости развития российской экономики включила «Мираторг» в перечень «Перечень системообразующих организаций России», который первоначально включал 295 позиций, а в 2015 году был сокращен до 197. Минэкономразвития указывает, что в перечень включены компании, прибыль которых формирует более 70% совокупного национального дохода, а численность занятых составляет более 20% от общего количества занятых в экономике. Эти компании имеют приоритет в части поддержки государства в условиях кризиса.

«Мираторг» с 2010 года занимает лидирующее положение среди производителей свинины согласно рейтингу, ежегодно публикуемому «Национальным Союзом Свиноводов».

Рисунок 6. Доля в общем объеме промышленного производства свинины. Источник: ежегодные рейтинги «Национального союза свиноводов»

Рисунок 6. Доля в общем объеме промышленного производства свинины. Источник: ежегодные рейтинги «Национального союза свиноводов»

Компания наращивает производство говядины, обеспечивая в том числе и маточное производство. В 2016 году приплод составил рекордную в современной отечественной истории мясного скотоводства величину в 145 тыс. телят

Холдинг является крупнейшим в стране производителем замороженных мясных полуфабрикатов:

  • производит более 150 наименований продукции;
  • выступает как основной поставщик для международных сетей ресторанов в России;
  • прошел аттестацию и допущен к поставкам на зарубежные рынки.

Финансовые результаты 2016 года указывают на рост выручки на 11% по отношению к 2015 году, что обеспечивает снижение долговой нагрузки компании до уровня 2.9x в терминах Чистый Долг/EBITDA. Стабильное положение рейтинга «Мираторга» от Fitch «B+/Стабильный», выданное в апреле 2015 года, подтверждено агентством в 2016 году.

Fitch Ratings Inc. — одно из наиболее крупных американских рейтинговых агентств. Ведет деятельность с 1924 года. В число клиентов входят страховые компании, кредитные организации, корпорации и целые государства – всего в списках свыше 55 тысяч позиций. Официальное название оценки агентства – рейтинг дефолта эмитента.

Частная жизнь

О личной жизни Виктора Линника и его брата на просторах глобальной сети сведений почти нет. Из опубликованных интервью известно, что сын Александра и дочь Виктора начали свою трудовую деятельность на предприятиях холдинга.

Рисунок 7. Виктор Линник дает интервью в ресторане партнера А. Новикова. Источник: информационный портал «Сноб»

Рисунок 7. Виктор Линник дает интервью в ресторане партнера А. Новикова.
Источник: информационный портал «Сноб»

Виктор Линник в своих интервью говорит, что путь развития компании определен на десяток лет вперед: это семейный бизнес, который собственники не планируют продавать. Главным считает не деньги, а время, посвящаемое работе, которой ему нравится заниматься: «Это стиль жизни. Нам это нравится! Мы пользу приносим людям. Деньги — эквивалент полезности обществу, если ты делаешь правильный бизнес».