Венчурный фонд – это объединение юридических и физических лиц для инвестирования в перспективные компании, идеи и технологии с повышенным уровнем риска, но с высокой будущей прибылью. Именно с венчурных вложений начинали такие компании как Apple, Microsoft и PayPal.

Венчурный фонд (англ. venture − рискованный) – инвестиционная структура, состоящая из юридических ( а в некоторых странах – и физических лиц), ориентированная на вложения в предприятия с повышенным уровнем ожидаемого риска в расчете на прибыль, в несколько раз превышающую средние показатели рынка. Венчурных инвесторов называют бизнес-ангелами.

Организации, инвестирующие в непубличные (акции которых не котируются на фондовой бирже) предприятия на ранних этапах их развития, также называют фондами частного капитала. Кроме венчурных инвестиций, они могут финансировать предприятия на более зрелых стадиях, а также сделки по поглощению.

Цель создания фонда

Основной причиной возникновения венчурных фондов явилась малая ориентация сложившегося финансового рынка на проблемы малого и развивающегося бизнеса. Коммерческие банки не могут установить процентные ставки на уровне, компенсирующем высокие риски, и обычно кредитуют только под залог ликвидных активов, которых у молодых компаний, как правило, нет.

С точки зрения фондового рынка и портфельных инвесторов (пенсионные и другие институциональные фонды) риски особенно велики, если компания имеет только интеллектуальную собственность или разрабатывает абсолютно новый продукт или услугу.

Цель венчурного капитала − устранить данное противоречие между дешевыми кредитами банковских учреждений и фондового рынка, с одной стороны, и недостаточным обеспечением перспективных проектов − с другой.

Основные участники венчурной сделки:

  • инвесторы, рассчитывающие на высокий доход;
  • предприниматели, нуждающиеся в стартовом капитале;
  • инвестиционные банки, осуществляющие первичное размещение акций (IPO);
  • венчурный фонд как посредник между заинтересованными сторонами.

Критерии отбора компаний

Стратегия отбора проектов для венчурного фонда чрезвычайно важна. Только около 1% проектов, которые получает на рассмотрение венчурный капиталист, доходят до стадии финансирования: 90% предложений отклоняются уже в результате предварительного рассмотрения, оставшиеся 10% подвергаются более глубокому анализу и только 3-4% доходят до стадии due diligence. Правильная стратегия отбора объектов будущих инвестиций – основной фактор успешной работы фонда. Например, на крупнейшем мировом венчурном рынке США 70% получают отказ уже на предварительной стадии, а до момента непосредственно финансирования доходит чуть более 2% анализируемых проектов, которые, в свою очередь,  классифицируются на следующие основные группы:

  • Seed – только идея или бизнес-план, требующий финансовых вливаний для проведения дополнительных исследований или производства опытных образцов.
  • Start up – новая компания, не имеющая рыночного опыта и истории. Как и в предыдущем случае, основную ценность предоставляет новая идея, технология и интеллектуальная собственность. Кроме денежных средств, такой проект испытывает потребность консультаций в сфере менеджмента и маркетинга.
  • Early stage – предприятие с готовой продукцией, производственными мощностями и начальной управленческой структурой, но испытывающее проблемы с оборотными средствами и долговременным планированием.
  • Expansion − компании, которым нужны дополнительные вложения для финансирования своей деятельности. Инвестиции могут быть использованы ими для расширения объемов производства и сбыта, проведения дополнительных маркетинговых исследований, увеличение уставного капитала или оборотных средств.

Одно из самых популярных, но не совсем верное утверждение, что вложения идут только в перспективные идеи и конкретных людей. На самом деле оценивается доходность сектора экономики в целом, а не отдельные компании. Что такое венчурный фонд с точки зрения перспективности вложений наглядно видно в США: 80-е годы были периодом рисковых инвестиций в энергетику и производство компьютеров, в 90-х это было программное обеспечение, а на текущий момент актуальны генная инженерия и интернет-технологии.

Второй венчурный миф – фонды создают лидеров рынка. Данный факт присутствует, как в случае компаний Apple и PayPal, но не всегда. На этапе быстрого роста определить будущего лидера очень сложно, учитывая небольшой жизненный цикл инвестиций. Поэтому на первый план выходят компании с быстрым ростом, даже если в долгосрочной перспективе они не выйдут на стабильный режим деятельности.

Стратегия инвестирования

Венчурный фонд, в противоположность банковским кредитам и акционерному капиталу, не считает свой капитал «длинными» деньгами. Компании финансируются только до момента приобретения достаточной кредитоспособности и устойчивости, которая будет интересна стратегическому инвестору как объект покупки или выхода на фондовый рынок. Средний срок вложений − не более 3-5 лет (в отдельных случаях 7-8), если требуется длительный период роста, как, например,  в телекоммуникационной или энергетической сфере.

Для снижения уровня риска венчурный фонд использует три основных метода диверсификации инвестиционного портфеля:

  • Увеличение количества объектов инвестирования в разных секторах экономики. Следует помнить, что только малая часть новых компаний могут продержаться на рынке 2-3 года, но прибыль даже по одной удачной сделке может компенсировать многократные потери;
  • Специализация только на одном сегменте рынка. В данном случае стратегия противоположна предыдущей – узкая специализация дает возможность на основе прошлого опыта проводить более квалифицированный анализ.
  • Привлечение со-инвесторов. Только в редких случаях проект финансируется одним фондом, обычно партнеры привлекаются только для совместного анализа или если собственных средств недостаточно.

Доходность

Проект, претендующий на получение венчурной инвестиции должен обеспечивать рост капитала на протяжении первых пяти лет не менее, чем в десять раз, что дает около 60% годовой прибыли. Конкретные цифры оговариваются индивидуально, особенно в случае финансирования уже работающего бизнеса, но большинство американских и европейских фондов ориентируются именно на такие результаты. Доход управляющих фонда складывается из двух частей – комиссия за управление активами, обычно 2-3% от общей суммы, и участия в прибыли на уровне 20-30%.

Типичным инструментом управленческого контроля является выпуск привилегированных акций или облигаций. При закрытии инвестиции или первичном IPO на фондовой бирже они обмениваются на обычные и реализуются стратегическому покупателю. Привилегированные ценные бумаги, кроме права управления и контроля, в случае банкротства дают право преимущественного удовлетворения финансовых претензий венчурного фонда. Простыми словами «обычные» акционеры могут не получить вообще ничего.

Фонды в РФ

В России, как и в других странах СНГ, венчурные объединения помимо инвестиционной выполняют функции оптимизации налогообложения, так как доход возникает только в момент продажи акций, а до этого инвестор не имеет никаких обязательств.

Участвовать могут только юридические лица, при этом обязательно наличие управляющей компании и компании-хранителя акций с соответствующей лицензией.