Обычно регистрация товарного знака затягивается на 12–18 месяцев. Срок можно сократить до 2 месяцев, если воспользоваться ускоренной услугой. В этом случае экспертизу и другие этапы оформления проводят быстрее, но стоимость возрастает в разы и может достигать 120–210 тыс. руб. Если обратиться к посредникам, придется дополнительно заплатить и за их работу.

Ускоренная регистрация товарного знака (Trade Mark, ТМ) позволяет получить свидетельство всего за 2 месяца. Стоит она дороже, но заявки на нее рассматривают в приоритетном порядке.

5 основных фактов

Регистрация марки подтверждает права на интеллектуальную собственность. Ее проведение в ускоренном режиме:

  1. Занимает не более 2–3 месяцев. Обычная процедура – до полутора лет.
  2. Обходится дороже – расходы могут превышать 100 тыс. руб.
  3. Конкурент не сможет подать заявку на регистрацию такого же логотипа с момента обращения правообладателя в ФИПС, а не с внесения сведений в реестр.
  4. Предполагает сокращенные сроки и минимальный перечень документов.
  5. Можно осуществить самостоятельно или с привлечением посредников.

Сколько длится обычная регистрация и почему так долго

Стандартный срок равен в среднем 10 месяцам, в некоторых случаях – до 1,5 года. Все зависит от сложности логотипа и скорости работы юриста. Например, время может увеличиваться, если у ФИПС возникают дополнительные вопросы. Если же заказчик не уплачивает госпошлину в установленные сроки, заявка и вовсе считается отозванной (ст. 1503 ГК РФ).

Обычная регистрация состоит из нескольких этапов:

  1. Подготовительный. Проверяют тождественные варианты наименований, марок или логотипов, просматривают международный классификатор с 45 видами деятельности (товары и услуги).
  2. Подача заявки. Ее можно направить через сайт ФИПС.
  3. Прохождение формальной экспертизы – срок до 3 месяцев. Если выявят ошибки, все отправят на доработку. В дальнейшем потребуется повторный поиск по базе ФИПС. Это занимает до одного года.
  4. Проведение экспертизы – 3 месяцев. Если потребуется доработка, сроки растянутся до полугода.

Получение свидетельства. Информацию публикуют в официальном бюллетене Роспатента, документ отправляют в течение 2 месяцев заявителю.

Скрин свидетельства на знак «Поливторг»

Скрин свидетельства на знак «Поливторг»

По стандартной процедуре госпошлина меньше, но подается очень много заявок. За год же Роспатент может рассматривать только 70 000 обращений. Для тех, кто оплатил срочную регистрацию, предусмотрен приоритетный порядок. Длительность каждого этапа заметно сокращается – ее можно провести за 2 месяца.

«Роспатент за последние три года здорово увеличил скорость работы благодаря электронному делопроизводству, и сейчас, если самим не тянуть с ответами, товарный знак можно зарегистрировать за 6–7 месяцев»

А. Башук, управляющий партнер юридической фирмы

Актуально! Что такое Мадридская система регистрации ТМ.

Можно ли сделать быстрее: основные отличия

Для ускоренного порядка характерно:

  1. Сокращение сроков проведения экспертизы и проверки по МКТУ – 10 рабочих дней.
  2. Упрощенное оформление документов. Достаточно подать письмо-заказ для поиска, затем оставить заявку по форме.
  3. Высокая стоимость. В среднем это обходится в 120–210 тыс. руб. Все зависит от того, кто занимается регистрацией: юрист компании или посредник. Стандартная процедура стоит в пределах 33–50 тыс. руб., но длится значительно дольше – до 18 месяцев.
  4. Предварительная проверка сокращается до 3 дней вместо 5.
  5. Свидетельство выдают в среднем за 2 недели, а не за 2 месяца, как при стандартной регистрации.
  6. Можно расширить объем правовой защиты бренда. На это влияют грамотно оформленные классы и подклассы МКТУ.
  7. Исследуют большой объем баз и реестров для всех 45 видов деятельности. Это позволяет оперативно выявить все совпадения, при необходимости внести корректировки.

Важно! Запрещается регистрация схожих логотипов в одном классе МКТУ. Если же они находятся в разных, это не может стать помехой для выдачи свидетельства.

Например, если предприниматель, открывающий кафе, регистрирует название «Быстро», такое же наименование может использовать автосервис. Это совершенно разные классы.

Читайте, как защитить и развивать личный бренд.

Пошаговая инструкция

Для начала отправляют письмо-заказ о поиске схожих изображений или названий на адрес электронной почты ФИПС: [email protected] . Результаты станут известны в течение 10 рабочих дней. Возможна отправка заявки и на сайте ведомства.

Скрин бланка письма-заказа, ФИПС

Скрин бланка письма-заказа, ФИПС

Дальнейшие действия:

  1. Подают заявку на регистрацию после получения отчета по результатам поиска в 45 классах. В дальнейшем он предоставляется вместе с ходатайством об ускоренной экспертизе.
  2. Получают результаты предварительного исследования ФИПС.
  3. Проверяют перечни классов МКТУ. На это уходит до 14 дней.
  4. Проводят экспертизу заявленного названия или изображения, используя выводы ускоренной проверки ФИПС.
  5. Получают результаты экспертизы ТМ. В среднем на это отводится 2 месяца.
  6. Оплачивают госпошлину.
  7. Выдают в течение 2 недель свидетельство.

Интересный факт! Как сообщает «КП», в 2008 г. был зарегистрирован в России один из самых интересных торговых знаков. Он состоял только из текста «Имеешь право все послать». Принадлежит этот лозунг «Почте России».

Документы

Перечень бумаг зависит от конкретной ситуации. Обычно достаточно письма-заказа, заявки и согласия на обработку персональных данных. Дополнительно предоставляют сведения о самом Trade Mark.

Таблица 1. Документы для регистрации знака

Ссылка для скачивания бланка

Скачать ходатайство

Письмо-заказ

О продлении срока предоставления запрашиваемых материалов

Заявка на регистрацию ТМ

О восстановлении пропущенного срока представления запрошенных доп. материалов

Согласие на обработку персональных данных

О преобразовании заявки на ТМ в заявку на коллективный

Заявление об исправлении ошибок в документах

Заявление об отзыве заявки на товарный знак

Заявление об изменении в заявке адреса для переписки

О зачете средств в сумму госпошлины

Сколько это будет стоить

Сравним цены ускоренной и обычной процедуры.

Скрин комбинированного изображения ТМ «Нега»

Скрин комбинированного изображения ТМ «Нега»

Таблица 2. Госпошлины на регистрацию бренда

Действие

Стандартная, руб.

Срочная, руб.

Регистрация заявки, принятие решения по результатам формальной экспертизы

3 500 +1 000 за каждый из кл. МКТУ

Проведение исследования обозначения, заявленного в качестве ТМ

11 500 + 2 500 за каждый кл. МКТУ

  • текст или изображение – 99 400;
  • комбинированное обозначение – 188 800.

Продление срока предоставления недостающих документов

2 000 за 1 месяц

Восстановление пропущенного срока

10 000

Регистрация знака

16 000 + 1 000 за доп. кл. МКТУ

Выдача св-ва на ТМ

2 000

Итого обязательных платежей, за 1 ТМ, 1 кл.

33 000

120 900

210 030

Вывод: время сокращается за счет ускоренного поиска по МКТУ, но увеличивается общий объем затрат.

Обратите внимание! Если подавать заявку в электронном виде, ФИПС предоставит скидку в размере 30% на оплату госпошлин.

Стоимость у посредников

Услугу срочной регистрации оказывают патентные бюро и поверенные. Расценки зависят только от их аппетитов. Например, подача одной заявки может обойтись в 5–15 тыс. руб., а общий объем расходов составит около 200 тыс. руб.

Важно! В госпошлину не входит оплата услуг поверенного. Они оплачиваются отдельно.

«Мы советуем всем проводить полноценную проверку товарного знака, прежде чем подавать заявку на его регистрацию, не платить за воздух и за малополезные международные сертификаты, не участвовать в незаконных схемах, а спокойно ждать 5-7 месяцев регистрации тщательно проверенного товарного знака, уже имеющего приоритет по дате поданной в Роспатент заявки»

Агентство «Брейнмен»

Возможные сложности

По закону предприниматель имеет право подать заявку в ФИПС самостоятельно. Но лучше обратиться за помощью в организацию, которая на этом специализируется. В ходе процедуры могут возникать самые разные проблемы:

  1. Сходство логотипов. Заявитель часто решает, что его знак не похож на другие, а эксперт будет придерживаться иного мнения. Законодательством не регулируются оценочные критерии, нередко возникают недопонимания.
  2. Подбор классов. Необходимо сразу выбрать нужные кл. МКТУ, в противном случае расширить список не получится. Придется подавать заявку заново.

Пример. Егоров открыл компанию по доставке еды, зарегистрировал знак в 43 кл. (кафе). Несколько лет он нарабатывал репутацию и заслужил доверие посетителей. Потом пришел конкурент, назвал фирму точно так же, но зарегистрировался в 29, 30 и 35 кл. (розничная торговля, еда). Фактически он использует уже узнаваемый бренд, но по закону привлечь к ответственности его нельзя – разные классы.