Благодаря внедрению современных технологий преобразования затрагивают всю компанию, улучшается культура безопасности, появляются новые инструменты получения прибыли. Для такой трансформации нужно проанализировать текущее состояние предприятия, наметить цели, назначить ответственного и контролировать процесс.

Рассказывает эксперт

Елена Солдатова, генеральный директор ООО «Лидер Инфо» и основатель компании SOLDES. Опыт работы с производственными предприятиями России более 10 лет.

Основные понятия

Цифровизация — это системный подход к применению цифровых ресурсов для повышения производительности, конкурентоспособности и экономического развития.

Автоматизация — замена ручного труда на рабочие процессы с использованием электронно-вычислительных машин (ЭВМ).

Цифровая трансформация — внедрение современных технологий в бизнес-процессы предприятия. Это сквозное преобразование в масштабах всей компании, которое влияет на все части организации.

Цели

Цифровизация на предприятии необходима для увеличения скорости принятия решений, вариативности процессов, снижения числа задействованных в работе сотрудников.

Фото: freepik.com/nikitabuida

Фото: freepik.com/nikitabuida

Если говорить про ПБОТОС – это уменьшение травматизма, несчастных случаев, за счет:

  • освобождения сотрудников от бумажной рутины, после чего они больше времени проводят на производстве, фиксируют опасности, разрабатывают мероприятия по их устранению;
  • повышения культуры безопасности производства благодаря эффективным электронным инструментам по обучению, проверке знаний, отработке навыков. Например, технологии с применение VR;
  • снижения нарушений за счет настроенной системы контроля исполнения требований, используя умное зрение.

Основные задачи цифровизации для организации:

  1. Оптимизация бизнес-процессов.

    Такие технологии могут полностью автоматизировать определенные процессы, которые требуют ручного труда, а также частично избавиться от промежуточных этапов. В итоге существенно экономят временные, кадровые ресурсы, растет гибкость компаний и эффективность работы.

  2. Новые источники дохода.

    Инструменты цифровизации открывают доступ к получению прибыли из источников, использовать которые до этого возможности не было.

  3. Повышение качества обслуживания.

    Новые технологии позволяют мгновенно реагировать на запросы клиентов, быстрее, лучше удовлетворять их потребности. Это значительно увеличивает качество сервиса, повышает лояльность покупателей.

Уровень культуры трансформации безопасности

Это основа современного производства. Это такое поведение, когда работник выполняет все инструкции, правила, регламенты даже в тот момент, когда за ним нет наблюдения.

Фото: изменения затрагивают все этапы. Источник: freepik.com/biancoblue

Фото: изменения затрагивают все этапы.
Источник: freepik.com/biancoblue

Работает компонент от управляющей иерархии, то есть если сам руководитель предприятия за:

  • развитие культуры производственной трансформации, вкладывает туда силы, время, инвестиции;
  • дополнительный ввод компетенций на предприятии для её повышения.

Уровень ее поднятия — это долгий процесс, культуру не изменить за несколько месяцев, но необходимо внедрять на предприятие.

Это зависит от позиции персонала на всех уровнях, его реакции на условия, которые трактует руководство.

Как развивать культуру безопасности

Рекомендуем внедрение следующих элементов в систему управления безопасности на производстве:

  1. Нужно начать с головы. Первый шаг — это назначение квалифицированного, ответственного сотрудника, готового изменить ситуацию.
  2. Дать ответы на следующие вопросы: на каком производстве хотите работать и чего избежать?
  3. Подбирайте инструменты, которые соответствуют культуре компании (стилю управления, жизни фирмы). Но учитывайте, что копирование западной практики – неэффективное средство.
  4. Выстраивайте взаимодействие по вопросам безопасности всеми уровнями сотрудников: от рабочих до топ-менеджеров. На каждом нужны свои меры. Сопротивление на первом этапе неизбежно, необходимо целенаправленно менять отношение людей к безопасности.
  5. Используйте обратную связь для улучшения процессов, чтобы они работали в реальности, а не на бумаге.

Помните! Культура безопасного труда — это основа современного производства.

Подготовка команды

Сейчас активно снижается спрос на профессии, связанные с выполнением каких-то формализованных задач. Возникают новые роли, поэтому востребованы специалисты, обладающие цифровой «ловкостью», то есть способностями, умением использовать технологии в целях автоматизации бизнес-процессов, их улучшения.

Фото: freepik.com/seventyfour

Фото: freepik.com/seventyfour

Переходя к конкретным компетенциям, необходимых компаниям для сотрудника, который мог бы заниматься внедрением цифровых изменений на предприятии, – это:

  • навыки, связанные с управлением проектов, знание новых методик (Agile, Scrum, Kanban и др.);
  • адаптивность, работа в условиях неопределенности;
  • владение технологиями, работающими с большими данными, новыми направлениями, инструментами визуализации;
  • непрерывное обучение, умение решать задачи под ключ.

Эти навыки сейчас требуются для специалиста или руководителя менеджера, который будет заниматься цифровизацией компании.

Стратегия трансформации

На уровне среднего предприятия видим это в следующем формате:

  • описание конкретных целей;
  • утверждение сроков;
  • рассматривают все виды деятельности;
  • ресурсы: деньги, время, люди;
  • содержание этапов, алгоритмов;
  • распределение зоны ответственности;
  • учёт текущего и желаемого состояния;
  • информационная безопасность;
  • портфель и анализ проектов;
  • сценарии развития;
  • этапы контроля;
  • сроки пересмотра стратегии.

Применение цифровых технологий

На предприятии внедряют:

  1. Систему безопасности производства.

    Необходима для эффективного управления процессами охраны ТиБ в компании. Позволяет оценивать, прогнозировать текущее, перспективное состояния ПБОТОС для принятия своевременных, объективных решений.

    Фото: freepik.com/manine99

    Фото: freepik.com/manine99

  2. Систему управления нормативно-техническими документами.

    Создают единое окно внешней, внутренней документации предприятия, обеспечивают контроль требований, производят своевременную актуализацию. Этот инструмент защищает интеллектуальную собственность компании, повышает уровень исполнимости технических требований.

  3. Систему управления знаниями и инновациями.

    Нужно для создания, сохранения, распространения, применения ценных для предприятия знаний. Это быстрое обучение, проверка знаний персонала, хранение, анализ, разработка мероприятий прямо внутри системы.

  4. Тренажеры с VR-технологий.

    Виртуальные интерактивные 3D-тренажеры позволяют обучать персонал быстро, эффективно, без риска для оборудования, производственного цикла. Это возможно даже в условиях роста сложности техники, увеличения планов, дефицита квалифицированных кадров. Применение образной памяти улучшает результаты обучения в 1,5–2 раза. Тренажеры можно создавать для обучения, инструктажей.

  5. Видеоконтроль при помощи компьютерного зрения.

    Автоматически фиксируют, обрабатывают изображения, как неподвижных, так и движущихся объектов, компьютерными средствами. Система анализирует, надеты ли перчатки, правильные ботинки, каска, расстегнута/застегнута спецодежда. В случае нарушения она просигнализирует, даст информацию на пульт руководителю для предпринятия действий. По нашей практике, видеоконтроль дает результаты, поднимает уровень культуры безопасности на предприятии.

Фото: freepik.com/veresproduction

Фото: freepik.com/veresproduction

Например, применение таких анализаторов у работников в труднодоступных местах или там, где они находятся. Следят за состоянием человека, выполняющего работу в опасных условиях. Это позволяет вовремя предпринять действия в нештатных ситуациях.

Важность управления

Без внедрения системы управления трансформациями ничего само не изменится. Представляю модель Бекхарда и Харриса, которую применяют для предприятий, состоящую из 5 этапов:

  • Внутренний организационный анализ – выявление сил против изменений, текущей ситуации.
  • Зачем и какие необходимы перемены, определение целей.
  • Анализ разрывов – текущего состояния компании в зависимости от желаемых итогов.
  • Планирование действий – оценка настоящего с точки зрения будущего, чтобы определить работу, которую нужно сделать.
  • Управление переходом – реализация плана за счет эффективного сотрудничества, назначения ролей.

Вывод: рекомендации руководителям

В конце хотелось бы показать выведенную мною технику «Четыре «П»:

  1. Принять, что цифровая трансформация неизбежна.
  2. Понять, как есть сейчас.
  3. Провести исследование, что может изменить.
  4. Приоритизация – определение этапов перемен.

Для этого нужно создать рабочую группу в рамках трансформации, привлечь внешних экспертов, провести анализ, разработать дорожную карту и курировать проект. Чем раньше начнете преобразования, тем будет лучше для бизнеса.