Согласно НК РФ и разъяснениям ФНС, незарегистрированное надлежащим образом транспортное средство позволяет не платить налог. Однако никто не освобождал владельцев ТС от их обязанности регистрировать технику в государственных органах и, соответственно, от уплаты соответствующего налога.

Некоторые владельцы транспортных средств считают, что обязанность платить транспортный налог возникает только после постановки ее на государственный учет. Поэтому они не регистрируют технику и не платят налог. Правы ли они в своих действиях?

Какой транспорт регистрируют

Часто компании и предприниматели, пытаясь сэкономить, не регистрируют имеющуюся технику. Аргументируют они это тем, что якобы транспортное средство не обладает признаками техники, которую по закону необходимо ставить на учет, либо тем, что она не эксплуатируется на дорогах общего пользования.

Сейчас пару болтиков откручу и можно снимать с учета. Источник: https://www.freepik.com/standret

Сейчас пару болтиков откручу и можно снимать с учета.
Источник: https://www.freepik.com/standret

Чтобы сделать правильный вывод по принятию такого решения, сначала следует обратиться к налоговому законодательству. В ст. 358 главы 28 «Транспортный налог» НК РФ дан перечень ТС, за которые взимается налог, а также определен транспорт, который освобожден от уплаты соответствующего сбора.

Налог нужно платить за автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, зарегистрированные в установленном порядке в органах ГИБДД или Гостехнадзора.

Не облагаются сбором автомобили с мощностью двигателя до 100 л.с., транспорт, приспособленный для использования инвалидами, промысловые морские и речные суда, техника для производства сельхозпродукции, а также находящаяся в розыске и др.

Наличие у организации или предпринимателя техники с признаками транспорта ведет к обязанности их государственной регистрации:

  • в ГИБДД – автотранспортные средства с конструктивной скоростью более 50 км/ч и прицепом к ним, предназначенные для перемещения по общественным автодорогам;
  • в Гостехнадзоре – спецтехника (тракторы, автопогрузчики, самоходные дорожно-строительные машины и прицепы к ним, включая автотранспорт, имеющий максимальную конструктивную скорость 50 км/ч и менее), которая не ездит по общим дорогам.

Эксплуатация техники без ее регистрации может рассматриваться как уклонение от уплаты налога, даже если она используется на закрытой или частной территории.

Судебная практика

Однозначного решения в вопросах уплаты налога на незарегистрированный транспорт у судов нет. На практике есть суды, выступающие на стороне собственников техники. Их основным аргументом является то, что ТС, не поставленные на учет в госорганах, не являются объектом налогообложения.

Те же суды, которые согласны с проверяющими органами, аргументируют свои выводы тем, что уплата налога не может зависеть от решения владельца ставить ТС на учет или нет. Существует закон, обязывающий поставить транспорт на учет в госорганы в течение 10 дней после приобретения. Его нарушение может повлечь за собой наложение административного штрафа:

  • на физических лиц – от 1 500 до 2 000 руб.;
  • на должностных лиц – от 2 000 до 3 500 руб.;
  • на юридических лиц – от 5 000 до 10 000 руб.

Следовательно, не поставленные на государственные учет ТС признаются объектом налогообложения, и за них нужно платить соответствующий сбор.

Верховный суд РФ в своем определении от 31.05.2018 № 308-ГК 18-6424 подтвердил эту позицию: уклонение от постановки на учет собственников автотранспортных средств не освобождает от уплаты налога. Эту же позицию занял Арбитражный суд Дальневосточного округа в Постановлении от 26.10.2020 по делу № А29-178854/2018.

Позиция ФНС и Минфина

С одной стороны, ФНС признает, что непостановка на учет транспорта в органах государственной власти не освобождает собственника от уплаты за него налога (Письмо ФНС России от 03.04.2015 № БС-4-11/5478@). Выявив наличие неучтенного ТС, контроллеры доначисляют сбор, выписывают штрафы и пени.

С другой стороны, ФНС опубликовало письмо от 29.10.2020 № БС-4-21/17770@, в котором говорится, что плательщиками налога являются только субъекты, имеющие зарегистрированную технику. Такие ТС должны признаваться объектом для начисления сбора (ст. 357 ТК РФ).

Ну, как так! Одно письмо говорит об одном, второе о противоположном... А мне то что делать? Источник: freepik.com/wayhomestudio

Ну, как так! Одно письмо говорит об одном,
второе о противоположном... А мне то что делать?
Источник: freepik.com/wayhomestudio

Информацию о зарегистрированных автомобилях в ФНС сообщают органы, занимающиеся госрегистрацией (ст. 85 НК РФ). На основе полученных сведений ФНС формирует Единый государственный реестр налогоплательщиков.

Таким образом, НК РФ не предусматривает считать плательщиками транспортного сбора лиц, на которых по сведениям уполномоченных органов не зарегистрировано ТС.

Данное письмо ФНС имеет разъяснительно-рекомендательный характер в решении вопроса, должна ли организация платить налог на не поставленный на учет транспорт.

Нововведения с 2021 года

Согласно ч. 9 ст. 3 Федерального закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ, организациям не нужно представлять декларации по транспортному налогу за отчетный 2020 год и последующие отчетные периоды. Начиная с 2021 года, отделения ФНС сами передают организациям информацию об исчисленном налоге.

Поэтому, если ФНС не имеет информации о зарегистрированной автотехнике, то и начислений сделано не будет.

В свою очередь, с 2021 года организации обязаны сообщить в инспекцию о наличии у них передвижной автотехники, если они своевременно не получили уведомления о начислении налога. Сделать это нужно до 31 декабря года, следующего за отчетным.