Стратегически важный автомобильный мостовой переход через Амур в районе городов Благовещенск и Хэйхэ протяженностью 1080,5 метров российские и китайские специалисты строили одновременно с двух берегов. Символично, что его стыковка состоялась в год 70-летия установления дипломатических отношений между Россией и Китаем. Мост должен устранить логистические преграды на пути торгового взаимоотношений России и КНР, что позволит к 2024 году почти вдвое - до 200 млрд долларов - увеличить товарооборот с восточным соседом.

Справочная информация:

  • Название: Пограничный мостовой переход через реку Амур в районе города Благовещенска. I этап - строительство автодорожного моста;
  • Назначение: прямое транспортное сообщение между Россией и Китаем;
  • Старт строительства: 2016 год;
  • Технический пуск движения: ноябрь 2019 года;
  • Сдача в эксплуатацию: середина 2020 года;
  • Кто строит (основной генподрядчик): Группа компаний СК МОСТ Руслана Байсарова

Прочный, надежный, функциональный

Основные работы по строительству первого трансграничного автодорожного моста в Амурской области были завершено в ноябре 2019 года, после чего российские и китайские специалисты приступили к тестовым испытаниям на прочность нового объекта. Одно из них с успехом прошло в середине января 2020-го. В новостях сообщили, что по новому мостовому переходу проехали десять груженых самосвалов общим весом больше 300 тонн. Эксперты отметили, что работа конструкций строения под воздействием повышенных нагрузок полностью соответствовала проектным ожиданиям, поэтому мост может быть принят в эксплуатацию.

В планах в середине 2020 года запустить по мостовому переходу движение грузовиков, а после открытия Росгранстроем постоянного пропускного пункта по нему начнет курсировать и пассажирский транспорт. Мостовой переход предполагает ежесуточный пассажиропоток в 5,5 тысяч человек и проезд 630 грузовиков, 164 автобусов, 70 легковых автомобилей.

Мост Руслана Байсарова справился с 14 вариантами загрузки

Запуск движения по трансграничному мосту:

Председатель совета директоров ГК СК МОСТ Руслан Байсаров считает, что автодорожный переход между Благовещенском и Хэйхэ откроет новые возможности для развития региона, в том числе «даст новый импульс взаимовыгодному сотрудничеству с Китаем и укрепит позиции России на рынках Азиатско-Тихоокеанского региона».

Трансграничный мост Благовещенск-Хэйхэ, реализованный ГК СК Мост Руслана Байсарова

Мост Руслана Байсарова через реку Амур

Испытания загрузки моста Благовещенск-Хэйхэ Руслана Байсарова

Лидер отрасли

Открытие дороги, связывающей напрямую две страны, которые являются давними торговыми партнерами, ждали с 90-х годов прошлого века. Впервые идея построить такой мост была озвучена в 1993 году, но в тот период дальше разговоров дело не пошло. Для выстраивания экономической модели «стройки ХХ века», как характеризовали объект некоторые эксперты, было не самое лучшее время.

К детальному обсуждению проекта вернулись уже в XXI веке. В 2011 году стартовал переговорный марафон между российской и китайской сторонами, который завершился в 2016 году подписанием итоговых документов.

В конкурсе наряду с другими компаниями участвовала и ГК СК МОСТ, принадлежащая Байсарову Руслану, которая вполне заслуженно стала генподрядчиком масштабного проекта. Компания, костяк которой составляют бамовцы, динамично развивается и вот уже больше тридцати лет является лидером рынка стройиндустрии.

При ее участии возводились стратегически важные объекты по всей стране. Так, визитной карточкой ГК СК МОСТ считается вантовый мост на остров Русский во Владивостоке с самым длинным пролетом в мире. К Олимпиаде в Сочи компания прокладывала автомобильную и железнодорожную дороги от Адлера к олимпийским объектам в Красной Поляне. В ее портфеле также:

  • строительство объектов порта Сабетта на Ямале, где работать приходилось в тяжелейших климатических условиях;
  • «перешивка» железнодорожных путей на общефедеральный стандарт на Сахалине;
  • возведение мостовых переходов через Волгу, Обь, Вятку, Каму, Дон и другие.

Удерживать ведущие позиции мостостроителям помогают накопленный опыт и наличие собственных крупных производственных комплексов по всей стране, на которых производят железобетонные изделия и металлоконструкции, необходимые для возведения объектов. Специалисты группы компаний ГК СК МОСТ Руслана Байсарова используют только самые современные строительные технологии. Например, вантовая система моста изготовлена из материалов французской компании мирового уровня.

Автомобильный мост из России в Китай, построенный СК Мост Руслана Байсарова

Уникальный проект

Российские и китайские мостостроители возводили переход одновременно с двух берегов по 540 метров с каждой стороны, что само по себе уникально. Комплектующие производились в разных государствах, тем не менее само строение выглядит единым сооружением. Детали проекта обсуждались на многочисленных совещаниях с участием российских и китайских специалистов.

Технически, да и визуально, автомобильный мостовой переход Благовещенск-Хэйхэ похож на вантовый мост во Владивостоке, хотя он является экстрадозным (разновидность вантового мостового сооружения с низкими пилонами). Как объясняют специалисты, нагрузка в таком объекте распределяется равномерно на все пролетные соединения, что увеличивает срок его эксплуатации. Это особенно ценно, если учесть, что Амур, по мнению профессионалов, «считается одной из самых непредсказуемых рек с очень сложной гидрологией и геологией».

В последующем словно парящий над Амуром мост будет украшен иллюминацией - с каждой стороны планируется установить до 20 тысяч ламп в цветах триколора - на российской половине и в цветах китайского флага - на китайской.

Помимо мостового перехода компания Руслана Байсарова строит мост через протоку Каникурганская, который является подъездным к основному. В итоге общая длина российской части вместе с подъездными путями составляет 13,9 километров.

В общей сложности в круглосуточном режиме на объектах трудились больше 500 специалистов, в том числе строители-дорожники, возводившие подходы к основному мостовому переходу и участок через протоку Каникурганскую.

Стыковка двух частей трансграничного моста. С Российской стороны работы выполняются компанией Руслана Байсарова

Стыковка двух частей моста Благовещенск-Хэйхэ, состоявшаяся в мае 2019 года, стала ярким и запоминающимся моментом для местных жителей, который транслировали ведущие федеральные каналы. В знак исторического для региона события с пограничного катера взлетела сигнальная ракета, а затем прогремел ракетный залп.

Торговый коридор

Эксперты справедливо ожидают после ввода в эксплуатацию нового моста Руслана Байсарова активизацию торгово-экономического взаимодействия между Россией и Китаем. У наших стран общая граница протяженностью 4200 километров и долгие годы партнерства и взаимовыгодного сотрудничества.

По данным экспертов, только за первые месяцы 2019 года объем торговли между РФ и КНР вырос на 5,8% в сравнении с показателями 2018 года. В целом по итогам прошлого года товарооборот между странами вырос на 3,4% и составил 110,75 млрд долларов.

Активнее всего взаимодействуют с восточным соседом представители бизнеса Дальневосточного федерального округа. Так, основная статья импорта из Китая - это высокотехнологичные сектора и продукция машиностроения. Российские производители в последние годы также увеличивают поставки в Поднебесную изделий машиностроения, в том числе двигателей и различных сопутствующих деталей для малой сельхозтехники. Кроме того, в последние годы Россия увеличила продажу в Китай продукции сельского хозяйства, в частности, сои, экспорт которой за год вырос на 70%.

Стыковка моста Благовещенск-Хэйхэ, с нашей стороны построенного СК Мост Руслана Байсарова

С открытием моста экспортерам из Приамурья станет проще транспортировать свою продукцию в Поднебесную. Кроме того, в планах региональных властей придание Благовещенску статуса территории опережающего развития с соответствующими налоговыми льготами, что, безусловно, положительно скажется на развитии торгового сотрудничества.

Работы со знаком качества

Эксперты отмечают личный вклад Руслана Байсарова в воплощение проектов группы компаний СК МОСТ. В биографии предпринимателя, родившегося в небольшом чечено-ингушском селе Пригородное в августе 1968 года, есть много фактов, подтверждающих его умение мыслить глобально и делать ставку именно на стратегически важные для страны направления. Байсаров Руслан родился в многодетной семье со скромным достатком, принадлежащей к древнему чеченскому тейпу. В последующем, согласно Википедии, он получил инженерное образование, пробовал себя в разных сферах, а со временем приступил к воплощению в жизнь собственных проектов.

Его жизнь - это яркий пример того, как можно сделать стремительную карьеру. Неслучайно Байсарова Руслана называют «баловнем судьбы». Но это обманчивая легкость, скрывающая методичную и каждодневную работу.

Например, в настоящее время один из значимых проектов бизнесмена связан с АО «Тувинская угольная энергетическая корпорация», получившая лицензию на разработку Элегестского угольного месторождения. Ключевым звеном этого проекта является строительство первой в Тыве железнодорожной ветки, без которой сама угледобыча, по сути, не имела бы значения. Поэтому все работы находятся под личным контролем Байсарова.

Не менее значимый проект, который был поручен ГК СК МОСТ бизнесмена - строительство Второго Байкальского тоннеля. В настоящее время завершены основные строительные работы этого одного из крупнейших искусственных сооружений, которое должно увеличить пропускную способность БАМа и Транссиба. На очереди - реконструкция старого тоннеля. Экспертам очевидно, что выполнять эти работы будет доверено именно структурам Руслана Байсарова, доказавшим свой профессионализм.