Под суверенным долгом понимают совокупность всех государственных займов. Но понятие могут трактовать в более узком или широком смысле, когда к СД относят только суммы по выпущенным облигациям или добавляют все долги, в том числе будущие финансовые обязательства перед гражданами своей страны. На международном уровне суверенный долг рассматривают в привязке к ВВП, численности населения.

Определение

Унифицированного понятия «суверенный долг» (СД) в научной литературе нет. Трактуют термин по-разному, но чаще всего отождествляют с государственным долгом.

Субъектами долговых отношений относительно СД выступают:

  1. Заемщик – всегда суверенное государство, которое гарантирует обеспечение обязательств своим правовым статусом.
  2. Заимодавцы – кредиторы, среди которых могут быть другие государства, международные организации, частные юридические и физические лица.

В совокупность госдолгов включают финансовые обязательства:

  • правительства страны;
  • региональных, муниципальных субъектов;
  • Центробанка;
  • третьих лиц, гарантированных государством.

То есть, это все займы исключительно на государственном уровне.

Нужно понимать, что при рассмотрении совокупных кредитов страны и глобальных обязательств в мире учитывают займы и других секторов, которые не имеют прямого отношения к суверенному долгу.

Например, в докладе Institute of International Finance говорится, что глобальный долг в 2020 г. достиг уровня 281 трлн $, тогда как правительства задолжали 67 трлн $. Разница в 214 трлн $ – это займы банков, нефинансовых корпораций, домохозяйств.

Непосредственно СД, в зависимости от статуса кредиторов, бывает:

  1. Внешним – перед иностранными и международными заимодавцами.
  2. Внутренним – перед юридическими, физическими лицами-резидентами страны.

История

Трактовка государственного долга встречается в Венской конвенции 1983 г. Под ним понимается любое финансовое обязательство государства-предшественника, возникшее по нормам международного права перед другим государством, международным субъектом, которое переходит правопреемнику.

Яркий пример – долги СССР, которые выплачивает Российская Федерация.

Но такое понятие не дает исчерпывающей характеристики для правоотношений в 21 веке.

Дискуссии на эту тему ведутся постоянно, поэтому можно в научных трудах встретить разные точки зрения.

Так, в 2009 г. Black’s Law Dictionary отнес к СД исключительно евробонды – облигации, выпущенные национальным гос-вом и деноминированные в иностранной валюте. Другие эксперты включают в госдолг все ценные бумаги страны-заемщика.

Michael Waibel в 2008 г. впервые под СД объединил все финансовые обязательства гос-ва, независимо от юридического происхождения, перед частными и суверенными заимодавцами.

МВФ в 2014 г. опубликовал в своей библиотеке расшифровку термина. Фонд отнес к СД все долги, выпущенные и гарантированные суверенным гос-вом. Позже в учебных пособиях дали сноску, что такие обязательства подлежат исполнению в национальных судах.

И только в 2018 г. Себастьян Гранд, правовед, обосновал, что СД должен регулироваться внутренним и иностранным законодательством, так как к нему нужно относить все денежные обязательства государства в любой валюте. Именно такую трактовку, отождествляющую государственный и суверенный долг, чаще всего применяют аналитики и экономисты.

Но некоторые работы расширяют понятие еще глубже, включая в него также:

  • другие обязательства по деликтам, контрактам;
  • будущие долги, например, перед пенсионерами своей страны.

Примеры

Структуру суверенного долга проще всего рассмотреть на примере Российской Федерации.

На сайте Минфина РФ дана подробная расшифровка госдолга и основные направления долговой политики.

Так, к внешним обязательствам относят долги:

  • перед официальными двусторонними кредиторами – не членами Парижского клуба;
  • перед многосторонними кредиторами;
  • по внешним облигационным займам;
  • по ОВГВЗ;
  • гос. гарантии РФ в иностранной валюте.

Внутренний долг России – это:

  • ОФЗ – рублевые облигации федерального займа;
  • ГСО – государственные сберегательные облигации;
  • ОВГВЗ – облигации внутреннего государственного валютного займа (выпускались в 1991 и 1992 годах).

В совокупности общий госдолг всех стран мира достиг 88 трлн $, что, по оценке МВФ, составляет почти 100% мирового ВВП.

В режиме реального времени, по данным счетчика usadebt.ru на 18 октября 2021 г., лидеры по правительственному долгу:

  • США – 28,89 трлн $;
  • Япония – 15,1 трлн $;
  • Китай – 8,24 трлн $;
  • Великобритания – 3,7 трлн $;
  • Германия – 3,3 трлн $;
  • Франция – 3,28 трлн $;
  • Италия – 3,28 трлн $;
  • Индия – 2,6 трлн $;
  • Бразилия – 2 трлн $;
  • Канада – 1,95 трлн $.

Россия увеличила долговую нагрузку до 316,35 млрд $, на конец 2020 г. это было 18 трлн 985,6 млрд руб., или 255,42 млрд $.

Но для полноты анализа рассматривают не сумму обязательств, а отношение СД к валовому продукту и стоимость обслуживания долга.

Наихудшая ситуация, по итогам 2020 г., наблюдалась в:

  • Венесуэле – 304,1%;
  • Судане – 187,9%;
  • Японии – 256,2%;
  • Греции – 213,1%.
График 1. Соотношение госдолга к ВВП. Источник: МВФ

График 1. Соотношение госдолга к ВВП.
Источник: МВФ

Развитые экономики мира также закредитованы:

  • Италия – 155,6%;
  • США – 127,1%;
  • Франция – 113,5%;
  • Испания – 117,1%;
  • Великобритания – 103,7%.

По итогам 2020 г. обязательства России составляли 17,8% ВВП, на октябрь значение показателя выросло до 18,72%.