Стартап – инновационная компания с кратким сроком запуска и перспективой получения высокой прибыли для стартапера и инвесторов. Характеризуется новизной идеи, быстротой реализации, повышенными рисками.

Термин «стартап», который сегодня широко употребляется в бизнес-среде, в современном значении впервые появился на страницах Forbes  в 1976 году (в переводе с английского – «начало процесса»). Так с легкой руки журналистов лексика делового мира обогатилась точным и емким понятием: по версии Forbes, стартап – это компания с короткой историей операционной деятельности, которая создается с целью дальнейшего получения прибыли. Под операционной подразумевается любой вид деятельности, кроме финансовой и инвестиционной. Рассмотрим основные отличия стартапа, его жизненный цикл и примеры успешной реализации.

6 главных отличий

Есть несколько признаков, на основании которых можно считать бизнес-проект стартапом:

  • Инновационная идея: в ее основе потребность что-то улучшить, чтобы качественно изменить жизнь людей, создать новый полезный продукт
  • Быстрота создания: на Западе считается, что стартапами можно считать только проекты, на запуск которых уходит не более 8 месяцев. Если за это время они не начали приносить прибыль, их закрывают. В нашей стране на внедрение может уходить до 2-3 лет, и это, согласно традиционному определению, признак бизнеса, а не стартапа
  • Молодой возраст стартапера – автора инновации. Возраст команд, создающих стартапы, чаще всего студенческий (см. Рис.1)

Отсюда второе название стартапов – «гаражный бизнес»: не имея стартового капитала и трудясь поначалу на одном энтузиазме, молодежь начинает свое дело буквально в гаражах и подсобных помещениях.

  • Высокий риск: порядка 70 % инновационных проектов сворачиваются в первый год, еще 10-15 % не «доживают» до 2 лет. Самые пессимистичные цифры: только 1  из 10 становится бизнесом и приносит стабильный доход
  • Цель: продажа стартапа крупной компании или раскрутка проекта для получения высокой прибыли от реализации идеи
  • Наличие единомышленников, которые помогают развивать идею и поддерживать интерес к ней. Например, бизес-ангелов. Значение бизнес-ангела в том, что он «выступает в роли инвестора и менеджера в одном лице. Плюс, он приносит свое имя. Что позволяет привлечь консультантов, помогает работать с банками, с государственными структурами» (Э. Фияксель, президент ассоциации бизнес-ангелов «Стартовые инвестиции»)

Выдающиеся стартапы

1975 год – Б. Гейтс и П. Аллен создают Майкрософт

1976 год – С. Джобс и С. Возняк запускают Apple

1998 год – рождение Google (авторы идеи Л. Пейдж и С. Брин)

2001 год – мир захватывает идея создания Википедии, самой известной интернет-энциклопедии

2005 год – появление видеохостинга YouTube

Итак, стартап – что это такое? Простыми словами – инновация, которая путем развития превращается в привлекательный бизнес.

Этапы создания

Тем, кто задумывается о запуске стартапа, стоит заранее расстаться с иллюзиями по поводу быстрой прибыли на первоначальных стадиях «раскрутки». Даже очень хорошая идея сначала привлекает сторонников, в нее делаются финансовые вложения, только затем она приблизится к точке безубыточности (см. Рис.2)

Рис.2 Цикл развития стартапа

Рис.2 Цикл развития стартапа

Рассмотрим подробнее стадии реализации:

  1. Зарождение: тестирование идеи, организационный период, поиск инвестиций через фонды и бизнес-ангелов
  2. Запуск: проект начинает действовать и приносить первую прибыль от сделанных вложений
  3. Рост: интерес к продукту возрастает, он становится узнаваемым, прибыль увеличивается
  4. Расширение: наращиваются объемы производства, устанавливаются новые деловые связи, прибыль растет
  5. Завершение (выход) – стартап признается успешным и выгодно продается новому собственнику или продолжает развиваться как высокодоходный бизнес.

Важно! Если проект доходит до завершающей стадии, то и стартаперы, и инвесторы получают щедрое вознаграждение за свой труд. Первые имеют 5-10 % прибыли, вторые – 90-95 %. Со стороны подобное распределение может показаться несправедливым, но это не так: изначально все финансовые риски по стартапу берет на себя инвестор, а они весьма велики, потому и его прибыль при удачном стечении обстоятельств несоизмеримо выше.

Стартапы в России

Как обстоят дела с инновационными проектами в нашей стране? В 2011 году было проведено исследование рынка и определены самые популярные категории (см. Рис. 3)

Рис.3. Стартапы в России

Рис.3. Стартапы в России

Эти данные не потеряли актуальности и в наши дни. Ежегодно forbes.ru знакомит читателей с инновациями и подводит итоги конкурса на лучший стартап. Примеры, самые удачные по версии этого авторитетного издания, вдохновляют молодых на собственные идеи. Вот некоторые из них.

Mercaux - платформа для розничной торговли

О чем мечтают владельцы компаний розничной торговли? Иметь возможность контролировать процесс продаж и качество сервиса. Продавцам же необходимо оперативно получать сведения по ассортименту, чтобы предложить покупателю дополнительные позиции к уже выбранным. Эти потребности учитывает диджитал-платформа для розничной торговли Mercaux (идея Ольги Коцур).

Пилотный запуск проекта, который состоялся в сети магазинов Kira Plastinina, стал успешным: рост продаж составил 10%. После этого последовал контракт с итальянской фирмой Kiko Milano (800 магазинов), а затем с компанией Benetton. При этом продукт был усовершенствован, в нем появились новые модули.

Теперь у клиентов появилась возможность общения главного офиса ритейлера с конкретным магазином, а также интеграции контента из Mercaux в соцсети. Второй раунд инвестиций принес стартаперу О. Коцур более $ 700 000. Свою главную цель на ближайшее время она видит в масштабировании бизнеса и развитии его на международных рынках.

iConn App в помощь рестораторам

В кризис ресторанам и кафе приходится несладко: только в Москве их количество, по статистике Форбс, сократилось на 2,7 %. Купонные сайты, столь популярные еще несколько лет назад, сегодня не поставляют необходимого количества посетителей.

Молодой стартапер Дмитрий Щукин предложил партнерам мобильное приложение iConn App, которое позволяет потенциальным клиентам получать дополнительную скидку за «чекины» в заведениях. Чем больше репостов «чекина» и шире охват аудитории, тем больше скидка на услуги ресторана или кафе.

При этом рестораторы через мобильную платформу получают максимум информации, которая позволяет им выстраивать маркетинг: количество посещений, «чекинов», друзей пользователя, их активность, отзывы и т.д.

В 2012 году стартапер получил от частных инвесторов 30 млн рублей на развитие. Сервис заработал в 2015 году. Сегодня его клиентами являются более 600 предприятий общественного питания из 10 городов России. Число скачиваний приближается к 300 тыс. Ежедневно приложением пользуются более 6,5 тыс. человек. Перспективы развития – продажа франшизы рекламным агентствам и кафе в регионах.