На поисковой интернет-системе можно зарабатывать большие деньги. Создатели известной сети поиска информации Yandex сумели занять одну из лидирующих позиций в среде Рунета, потеснив по популярности даже такого гиганта, как Google. Доход складывается из комиссии за пользование многочисленными программными продуктами и сервисами компании и заработка на рекламе. За 2018 г. ресурс принес владельцам доход около 128 млн руб.

 

История успеха Yandex

История создания и развития Яндекса шла параллельно с распространением интернета на постсоветском пространстве. Первая рабочая версия системы была создана программистами Аркадием Воложем, Аркадием Борковским и Ильей Сегаловичем в 1993 г., но широкой публике была представлена только 4 года спустя.

Это интересно: Собственник Яндекса дважды пытался продать свои разработки: Рамблеру (1996 г.) и Google (2003 г.). Однако сделкой интернет-гиганты не заинтересовались

Новый поисковик быстро набирал популярность в России и к 2001 г. стал лидером Рунета. К 2013 г. Yandex занял по популярности четвертое место в мире.

Яндекс как бизнес официально оформился в 2000 г., когда было создано ООО «Яндекс», получившее все права на торговую марку, сайт, технологию работы поисковой системы и на все программные продукты, выпущенные под данным брендом. А их была создана широкая линейка, которая постоянно пополняется новыми сервисами (всего более 50):

  • Яндекс.Почта;
  • Яндекс.Браузер;
  • Яндекс.Товары;
  • Яндекс.Директ;
  • Яндекс.Деньги;
  • Яндекс.Такси и др.

В 2004 г. компания перешла в полную собственность голландского АО Yandex N.V.

Рис. 1. Один из популярнейших продуктов компании – собственная платежная система

Рис. 1. Один из популярнейших продуктов компании – собственная платежная система

На чем зарабатывают владельцы ресурса

На самоокупаемость ресурс вышел в 2002 г., а на следующий год компания впервые в истории Рунета выплатила дивиденды своим акционерам – около 100 000 $.

Хотя для рядового пользователя ресурс и является бесплатным, основной доход компании приносят реклама и комиссионные. Любой пользователь или организация может самостоятельно или с помощью специалистов разместить рекламный баннер на любом из многочисленных сервисов компании.

Рис. 2. Примерный месячный бюджет на размещение рекламной кампании по ключевой фразе «женская обувь»

Рис. 2. Примерный месячный бюджет на размещение рекламной кампании по ключевой фразе «женская обувь»

За каждый клик по баннеру с рекламодателя взимается плата. Также значительный доход приносят тарифы за пользование сервисами при оплате и бронировании товаров и услуг: если покупка или бронирование произведены онлайн, с помощью любого яндекс-приложения, с продавца будет удержана определенная комиссия.

Таблица 1. Основные источники заработка Yandex

Наименование

Тариф

1

Размещение контекстной рекламы

В зависимости от ключевых слов, региона, частоты показов

2

Оплата товаров на Яндекс.Маркет без перехода на сайт магазина

1% от суммы покупки

3

Оплата товаров и услуг через Яндекс.Деньги

1-2% от суммы

4

Бронирование товаров, услуг, мест за столиком и т.д. (взимается с продавца)

В зависимости от вида услуги

Компания непрерывно расширяет линейку программных продуктов, ведь каждый из них –источник дополнительных рекламных заказов и комиссионных. Были созданы сервисы для заказа такси, скачивания музыки, покупки билетов на различные мероприятия, доставки продуктов и готовой еды и т.д. Практически все сферы жизни современного россиянина охвачены подходящим интернет-сервисом. Удобство и простота использования сделали их весьма популярными среди населения.

Для справки: С помощью программы YandexWordstat можно проанализировать востребованность бизнеса, который вы планируете начать, например открыть интернет-магазин или делать на дому маникюр

Каков примерный доход владельцев поисковой системы?

Согласно финансовому отчету за 4-й квартал и полный 2017 г., размещенному на официальном сайте компании, основной доход приносят поисковые услуги, такси и электронная коммерция. Только за 2017 г. доход от поисковой системы и сопутствующих программных продуктов составил 94 054 млн руб.

Рис. 3. Структура доходов Yandex в 2017 г. Источник: Официальный финансовый отчет компании за 2017 г.

Рис. 3. Структура доходов Yandex в 2017 г. Источник: Официальный финансовый отчет компании за 2017 г.

При этом в 2018 г. компания существенно улучшила и без того отличные показатели, обеспечив прирост общей прибыли на 36% в сравнении с 2017 г. Общая прибыль в 2018 г. составила 127 657 млн руб.

Рис.4 Структура доходов Yandex в 2018 г. Источник:Официальный финансовый отчет компании за 2018 г.

Рис.4 Структура доходов Yandex в 2018 г. Источник:Официальный финансовый отчет компании за 2018 г.

При этом наиболее динамично развивался сегмент такси (прирост составил 293% в сравнении с 2017 г.). Однако максимальную долю дохода, как и ранее, составляет доход от оказания поисковых услуг, бесплатных для потребителя, но платных для поставщика.

Это интересно: Покупка Яндексом бизнес-центра «Красная роза» в Москве за 668 млн. долларов под свой центральный офис стала крупнейшей сделкой с недвижимостью в России.

Рис. 5. Офис Яндекса, сконструированный студией «Атриум»

Рис. 5. Офис Яндекса, сконструированный студией «Атриум»

Исходя из данных финансовых отчетов, поисковая система – выгодное вложение средств, она способна приносить владельцам огромные суммы. Обеспечивается динамичное развитие компании за счет постоянной диверсификации направлений деятельности: хотя сферой бизнеса по-прежнему остаются информационные технологии, компания постоянно расширяет области прикладного применения возможностей поисковых систем. В феврале 2019 г. Yandex была признана самой дорогой компанией Рунета – ее оценочная стоимость составила 10,7 млрд долларов.