На сервисе по организации совместных поездок (карпулинге) можно неплохо зарабатывать. Авторы и владельцы известного проекта Blablacar сумели создать сервисную платформу, объединившую более 65 млн пользователей в 22 странах мира. Доход складывается из двух составляющих: платы за подписку на сайт и комиссии за бронирование поездки. С 2019 г. начато сотрудничество с перевозчиками, осуществляющими регулярные междугородние автобусные рейсы.

 

История успеха Blablacar

История создания сайта, объединяющего водителей и попутчиков, начинается в 2003 г. Именно тогда французскому студенту Фредерику Маззелле пришла в голову идея создать сервисную платформу, чтобы водители частных авто и попутные пассажиры могли находить друг друга.

Определение: Карпулинг (райдшеринг) – совместное использование авто водителем и попутчиками. Поездка становится выгодной для всех сторон: водитель компенсирует себе расходы на топливо (получение дохода не предполагается), а попутчики экономят на стоимости проезда, оплачивая только бензин

В 2006 г., взяв кредит в 70 тыс. евро, Маззелла создал собственную компанию Comuto и сайт Covoiturage.fr., впоследствии переименованный в Blablacar. Сервис быстро набрал популярность. Но как бизнес Блаблакар начал приносить владельцу доход только в 2012 г. – за счет введения оплаты пассажирами сервисного сбора. До этого сайт был бесплатным для водителей и их попутчиков. К настоящему моменту количество пользователей сайта, которых собственник Блаблакар сумел привлечь на свою платформу, превысило 65 млн человек. Сервис присутствует в 22 странах мира и особенно популярен в Европе.

Рис. 1. Компания Comuto присутствует во многих странах мира

Рис. 1. Компания Comuto присутствует во многих странах мира

В России платформа функционирует с 2014 г. и объединяет 20 млн пользователей. Руководителем российского подразделения Блаблакар стала Ирина Рейдер, ранее раскрутившая такие известные проекты, как «Яндекс.Такси» и Uber. С 2018 г. российский Блаблакар вышел на монетизацию.

Бизнес в тему: Как создать онлайн службу такси по франшизе TaxiME

На чем зарабатывает сервис?

Заработок владельцев сервиса складывается из двух источников:

  • сервисный сбор за бронирование места в машине;
  • подписка.

Необходимо отметить, что владельцы ресурса монетизируют его далеко не сразу после запуска сайта в очередной стране. Первые несколько лет ресурс обычно бесплатный или почти бесплатный для пользователей. Так, в России монетизация была подключена только на пятый год присутствия сайта в стране – с октября 2018 г.

Таблица 1. Тарифы для российских пользователей ресурса

Вид доступа к бронированию мест (подписка)

Стоимость (руб. с НДС)

1

Однодневный (на сутки)

149

2

Месячный (30 дней)

199

Пользователь покупает определенный тариф, чтобы получить доступ к базе водителей и иметь возможность забронировать себе место в автомобиле. За сам факт бронирования взимается дополнительная плата: 20% от стоимости поездки при условии, что ее протяженность более 120 км. Короткие поездки для бронирования бесплатны – придется оплатить только стоимость подписки. С водителем за топливо пассажир рассчитывается на месте наличными. Новые пользователи сервиса могут пользоваться им бесплатно в течение месяца после регистрации.

Рис. 2. Совместные поездки выгодны и водителю и пассажирам

Рис. 2. Совместные поездки выгодны и водителю и пассажирам

Согласно политике ресурса плата взимается только с пассажиров. Для водителей пользование сайтом бесплатное: ведь в основе лежит принцип, что сам водитель не должен зарабатывать на поездках, он должен только компенсировать собственные расходы на топливо. По этой причине Блаблакар отслеживает и нещадно блокирует тех водителей, которые под видом частных поездок организуют регулярные рейсы на многоместных автомобилях или микроавтобусах.

Каков примерный доход владельцев ресурса?

Компания Comuto, которой принадлежит сервисная платформа, не разглашает своих доходов. Однако нетрудно подсчитать, какой ориентировочный доход приносит один только российский вариант сайта.

Это интересно: В развитие российской версии сервиса было инвестировано более 10 млн USD

Согласно данным самого ресурса, ежедневно российские пользователи (более 20 млн человек) совершают более 100 000 поездок. Возьмем среднюю стоимость поездки в 500 руб. и предположим, что как минимум треть зарегистрированных пользователей оплачивает ежемесячную подписку. В этом случае ежемесячный доход сайта составит:

199 руб. (ежемесячная подписка)* 7 000 000 пользователей = 1 393 млн руб.

Дополнительно взимается 20% от стоимости поездки:

100 000 человек * 30 дней * (500 руб. * 20%) = 300 млн руб.

Таким образом, российское подразделение Блаблакар ежемесячно получает доход порядка 1,7 млрд руб.

По оценке портала Business Insider, ежегодная выручка BlaBlaCar составляет около 72 млн USD, с учетом того, что монетизация действует не во всех странах присутствия ресурса.

Рис. 3. Примерные цены на поездки

Рис. 3. Примерные цены на поездки

Какие перспективы у Блаблакар в России?

Выход в конце 2018 г. на монетизацию – только одна из ступеней развития сервиса в России. В начале 2019 г. был запущен проект BlaBlaCar.Pro, ориентированный на сотрудничество с регулярными автобусными перевозчиками.

Упорная борьба с подпольными перевозчиками, использующими сайт как способ поиска пассажиров, подтолкнула сервис к мысли о том, что эту нишу тоже можно использовать в своих интересах. Перевозчики получают доступ к огромной целевой аудитории, а сервис –дополнительный источник комиссии. К проекту уже присоединились более 200 российских перевозчиков.